Логотип: от клейма ремесленника до визуального шедевра
Прежде чем перейти к примерам логотипов, еще немного азбучных истин.
Принципы и требования к логотипу
При создании эффективного логотипа важно придерживаться следующих принципов и требований:
1. Прежде всего, логотип должен соответствовать общей концепции бренда, его ценностям и философии.
2. Логотип должен быть простым и лаконичным, а значит – запоминающимся.
Слишком сложные или перегруженные деталями логотипы редко становятся успешными.
3. Хороший логотип должен быть уникальным и заметно отличаться от логотипов конкурентов.
Он должен вызывать ассоциации, связанные именно с вашей компанией или продуктом.
4. Логотип должен быть универсальным и масштабируемым.
То есть, должен одинаково хорошо смотреться в различных цветовых решениях и на разных типах поверхностей, как на визитке, так и на большом рекламном щите. Сохранять четкость, читаемость и узнаваемость.
5. Логотип не должен слишком быстро устаревать и выходить из моды, а значит должен иметь современный дизайн.
Тенденции и новые веяния
В дизайне логотипов наблюдаются интересные тенденции. Одна из них – минималистичный и сверхлаконичный стиль исполнения.
Многие известные бренды, такие как Volkswagen, BMW и Pepsi, значительно упростили свои логотипы, убрав лишние детали.
Другой актуальный тренд – использование ярких насыщенных цветов и необычных цветовых сочетаний, привлекающих внимание.
Например, новый логотип Mastercard с парой перекрещенных окружностей красного и желтого цветов или логотип Spotify с зеленым кругом на черном фоне.
Не теряет популярности и геометрический стиль с использованием простых фигур и линий. Такой подход встречается в логотипах Adidas, Mitsubishi и Renault.
Еще одно веяние – обращение к hand-made стилистике и визуальному шуму для создания «аутентичного» дизайна.
Многие стартапы сейчас используют логотипы с нарочито грубоватым, слегка неровным исполнением.
Наконец, наметился тренд на анимированные и кинетические логотипы для цифровой среды. Такие динамичные решения помогают выделиться в информационном потоке и лучше запоминаются аудиторией.
Например, логотип компании Rain Wine в формате gif:
Удачные логотипы известных брендов
Один из наиболее узнаваемых и стильных логотипов – эмблема Apple, культовое «надкушенное» яблоко.
Этот лаконичный и простой дизайн соответствует всем принципам эффективного логотипа. Он уникален, легко запоминается, прекрасно масштабируется и не устаревает с годами.
Яблоко с надкусом создает ассоциацию с плодом познания.
Не менее успешный логотип у компании Nike, изображающий знаменитую «галочку». Этот лаконичный и динамичный символ отлично передает идею движения и спорта. Простота исполнения делает его универсальным и узнаваемым, а изогнутые линии придают логотипу стильный и современный вид.
Среди удачных примеров также можно отметить логотипы Sun Microsystems, McDonald's с характерными золотыми арками, Mitsubishi с тремя красными ромбами.
А теперь рассмотрим другие примеры логотипов, которые принадлежат менее раскрученным брендам. Они примечательны тем, что креатив в них идет рука об руку с чувством вкуса и стиля.
Удачные логотипы менее известных брендов
Эти логотипы настолько понятные и исчерпывающие, что комментировать их нет смысла.
Как видите, удачных и даже гениальных логотипов создано немало. Однако история дизайна помнит немало примеров провальных и даже скандально-двусмысленных логотипов. Некоторые из них настолько «шедевральны», что их смело можно назвать «штучным товаром».
Неудачные и скандальные логотипы
Давайте вспомним, какой неудачный логотип получили Олимпийские игры 2012 года в Лондоне. Его странный дизайн в виде сложных многоугольников был раскритикован как невыразительный и слишком дорогой (он обошелся казне в 400 тысяч фунтов стерлингов). Кроме того, в этом символе разглядели не только разобранный пазл, но и свастику!
Не менее спорным вышел логотип Чемпионата мира по футболу 2018 года, который проходил в России.
Тогда его сравнивали то с картиной Эдварда Мунка «Крик»,
то с инопланетянином,
то вообще увидели в нем апофеоз загадочной русской души.
Но это еще детские шалости. Настало время перейти к более серьезным шедеврам, которым заслуживают возрастную маркировку 18+.
Но перед этим – анекдот в тему.
В поисках часовой мастерской приезжий забредает на одну из улиц Одессы. К своей радости он видит над входом вывеску в виде большого циферблата.
- Можно у вас срочно отремонтировать часы? - спрашивает он человека за стойкой.
- Нет, - отвечает тот, - у нас нельзя отремонтировать часы.
- Что такое! - раздраженно спрашивает приезжий. - Разве это не часовая мастерская?
- Нет, - отвечают ему, - это не часовая мастерская.
- А что здесь делают?
- Здесь делают обрезание.
- Тогда какого черта вы повесили циферблат над входом?!
- А что бы вы хотели, чтоб мы там повесили?
В этом анекдоте услуги, которые не нуждаются в широкой рекламе, скрыты за нейтральной вывеской. Логотипы же, о которых пойдет речь далее, добились обратной цели – обычные продукты или услуги незаслуженно обрели двусмысленность, которую не способен породить даже самый извращенный разум.
Логотипы по Фрейду
Ведь что интересно: провокационный элемент логотипа пекарни Mama’s baking – огонь, но если его оттуда убрать, то печь перестанет быть печью, а с ней пропадет и ассоциация с пекарней.
Австралийская Детская школа джазовых танцев. Вроде бы ничего неприличного – танцующий инструктор и ребенок, но если взглянуть на картинку в целом, можно увидеть женскую фигуру со всеми подробностями. Тут даже «третий» глаз не понадобится.
Чемпионат мира по шахматам 2018 года заполучил очень странный логотип, скорее напоминающий позы из «Камасутры».
Это как если бы парочку застали за интересным делом и спросили: «А чего это вы тут делаете?» А парочка ответила бы: «А вы что, не видите? В шахматы играем! А вы что подумали?»
Известная в США организация в сфере здравоохранения, Педиатрический центр Арлингтона, в 2009 году представил публике свой логотип.
Поза, которая изображена на логотипе, напоминает не заботливого папу, а ребенка в цепких руках психически больного человека. Под давлением общественности организация сменила логотип на более нейтральный.
А это – логотип Католической архиепископской комиссии по делам молодежи.
Обратите внимание, как казалось бы простые геометрические фигуры в виде круга, полукруга, квадрата и прямоугольника способны придать картинке двусмысленный опасно-запрещенный контекст.
Если не вчитываться в название бренда, то логотип вполне себе. Вот только слово «nuts» на английском – это сленговое название тестикул. К тому же, по чистому совпадению Рубен держит орешки именно там, где природой суждено, да еще таким образом, чтобы мы удостоверились в их качестве.
А вот так выглядит реклама кленового сиропа от штата Вермонт:
То, что напоминает левую мужскую ногу, на самом деле очертания штата Вермонт.
Этот логотип тоже мог бы показаться вполне приличным, если бы не надпись. Ну а вкупе с вертикальной опорой палатки, которая проходит как раз через центр тела, получается, что человек хоть и спит, но, если что – готов к труду и обороне.
А это логотип британской правительственной организации Office of Government Commerce (OGC) – Управления государственной торговли. Согласитесь, здесь нет ничего интересного. Но ведь кто-то же додумался повернуть его на 90 градусов вправо! И вуаля!
Взорам изумленной публики предстал человечек на кривых ножках, одна рука которого явно занята. Как вы уже догадались, организация поспешила сменить логотип.
Dirty Bird – кардиффская компания, торгующая жареной курицей. Понятен первоначальный замысел изобразить курицу с крыльями. Английские буквы «d» и «b», да еще общий изгиб на конце очерчивают вполне узнаваемый образ. Аллюзию довершает петушиный гребешок, ведь «петушок» в английском (и не только английском) сленге означает именно то, на что логотип и намекает. Два совпадения для одного логотипа многовато, поэтому такой подтекст, скорее всего, вкладывался в первоначальный замысел намеренно.
Точно так же, на игре английских букв «d» и «b» выстроен логотип американского ресторана Doughboys.
Правда, на фоне предыдущего логотипа он выглядит вполне пристойно. Не по-пуритански, но всё же.
А вот так выглядит логотип компании по ремонту компьютерной техники The Computer Doctors.
Дизайнер хотел изобразить проводную компьютерную мышь, но провод указал почему-то не с той стороны. В итоге получился логотип, который с радостью взяла бы себе какая-нибудь урологическая клиника, но не IT-компания.
Так выглядел логотип Бразильского Института Исследований Востока. Но если приглядеться, можно увидеть китайский домик на фоне солнца. Чуть позже логотип поменяли на более профильный.
Ясность пришла, но интрига пропала.
А это логотип итальянского производителя одежды A-Style. Что-то подсказывает сознанию, что двусмысленность была заложена изначально. В таком логотипе случайно ошибиться невозможно.
И напоследок – логотип польской компании Mont-Sat, занимающейся продажей и установкой спутниковых антенн.
Как мне кажется, логотипу явно не хватает слогана: «Не влезай – убьет!»
Кстати, судя по корпоративному сайту, менять логотип руководство не планирует. Если расчет был именно на узнаваемость, своей цели они добились. Такое действительно ни с чем не перепутаешь.
Заключение
Можно сколь угодно долго говорить о важности узнаваемости, о необходимости отличаться от конкурентов, о положительном имидже, однако курьезы при создании логотипа будут случаться до тех пор, пока жива цивилизация и стремление человека воплотить свой замысел в визуальный образ.
Но, как видно из примеров, создание удачного логотипа – это процесс, требующий не только творческого подхода, но и глубокого понимания принципов эффективного дизайна.
А еще удачный логотип требует простоты, лаконичности и глубокого понимания ценностей компании.
Главное – помнить, что удачный логотип это не просто красивая картинка, а визуальный образ, концентрирующий ценности компании.
Это лицо бренда, а его успех во многом зависит от того, насколько это лицо будет запоминающимся и притягательным для потребителей.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:
Уффф, горячий контент подвезли))
На самом деле, иногда фантазия маркетологов прям пугает
Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎
У нас будет много еще интересного материала 🚀делитесь статьёй
а то))
обожаю темы лого. для меня это как отдельный вид искусства - изобразить в нескольких линиях и цветовых сочетаниях целую историю бренда, его возможности
Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки
Оставайтесь с нами) У нас интересно 🚀