Как разработать эффективную орг. структуру бизнеса и повысить доход? Примеры реальных компаний: Apple, Amazon, H&M

Для каждого бизнесмена есть цель масштабировать компанию и зарабатывать больше. Но вместе с ростом бизнеса теряется его управляемость. Чтобы развивать в своей компании порядок, а не хаос, нужен важный инструмент – организационная схема. В этой статье мы разберем: как создавать орг. схему и как сделать вашу текущую конфигурацию наиболее эффективной на примере популярных компаний.

Друзья, всем привет! С вами основатель рекрутингового агентства «В Кадре» – Евгений Райков. В этом блоге я пишу об HR, менеджменте и развитии бизнеса. Подписывайтесь, чтобы не пропускать полезные статьи!

Что такое орг. структура и как она выглядит?

Организационная структура (орг. схема) – визуальное отображение сотрудников организации, в зависимости от занимаемой должности и взаимосвязей руководитель-подчиненный между ними.

пример простой орг.структуры
пример простой орг.структуры

В зависимости от вашей ниши и компании орг. структура может быть намного больше. Дочитайте статью до конца, чтобы увидеть варианты орг. структур на примере реальных компаний и подобрать наиболее подходящий вариант для вашей компании.

Популярные виды орг. структур

1. Функциональная орг. структура. Есть один генеральный директор, который управляет руководителями отделов.

Как разработать эффективную орг. структуру бизнеса и повысить доход? Примеры реальных компаний: Apple, Amazon, H&M

2. Дивизиональная орг. структура. В ее основе не отделы, а продукты, которые есть в компании. Это могут быть разные продукты или же если в вашей компании есть производство и продажа продукта, их нужно распределять по разным сегментам.

Как разработать эффективную орг. структуру бизнеса и повысить доход? Примеры реальных компаний: Apple, Amazon, H&M

3. Матричная структура. Например, директор по маркетингу может работать не с одним, а с несколькими проектами.

Как разработать эффективную орг. структуру бизнеса и повысить доход? Примеры реальных компаний: Apple, Amazon, H&M

Орг. структуры популярных компаний

Генеральный директор руководит 14 основными направлениями
Генеральный директор руководит 14 основными направлениями

Орг. структура этой компании достаточно сложная. Во главе стоит генеральный директор, и он руководит различными сотрудниками в ключевых зонах бизнеса. Орг. схема Apple во многом похожа на структурную организацию бизнеса в 10-100 человек, которая очень распространена в России.

Как разработать эффективную орг. структуру бизнеса и повысить доход? Примеры реальных компаний: Apple, Amazon, H&M

Обратите внимание, что вместо 15 (как у Apple) здесь присутствует 10 отделов. В своей орг. схеме Amazon подробно представил, что именно присутствует в каждом из отделов бизнеса.

Конечно, нужно учитывать нишу компании. Например, для Apple сегмент приложений гораздо более важен и развернут, чем у Amazon. Поэтому в орг. структуре Amazon представлены отделы, которые важны именно для этого бизнеса.

В орг. структуре H&M есть генеральный директор и 2 среза: срез отдела и срез страны. На каждом стыке этих срезов есть свой отдел со своей внутренней организационной структурой.
В орг. структуре H&M есть генеральный директор и 2 среза: срез отдела и срез страны. На каждом стыке этих срезов есть свой отдел со своей внутренней организационной структурой.
<p>Офисы по регионам копируют друг друга, а функции, которые относятся ко всей стране, проделегированы в центральный офис</p>

Офисы по регионам копируют друг друга, а функции, которые относятся ко всей стране, проделегированы в центральный офис

Орг. структура сужается вплоть до 1 магазина, где выделаются 2 группы: управленческий и линейный персонал.
Орг. структура сужается вплоть до 1 магазина, где выделаются 2 группы: управленческий и линейный персонал.

А что насчет малого и среднего бизнеса в России?

Даже небольшие организации численность 10-100 человек могут пользоваться подходом зарубежных компаний. Потому что в любой организации сотрудники взаимодействуют между собой и занимают определенные роли, для того, чтобы бизнес рос необходимо ввести орг. схему. Она уже существует в сознании сотрудников компании, но для того, чтобы вывести это на новый уровень, орг. схему нужно материализовать. Это поможет и в найме сотрудников, чтобы корректно вписать их в жизнь компании.

Кстати, если компания маленькая, один сотрудник может занимать несколько должностей. Например, раньше в нашем кадровом агентстве я был и директором по маркетингу, и директором по развитию, и маркетологом. Это в целом нормальная ситуация, когда компания только развивается. Но с ростом бизнеса у меня стали появляться руководители и линейные сотрудники, которым я передавал свои задачи. И сейчас в своей компании «В Кадре» я являюсь директором по развитию и генеральным директором.

Организационная схема одного из наших клиентов
Организационная схема одного из наших клиентов
<p>Самый важный отдел для строительной компании – производственный, под управлением главного инженера. Поэтому он находится в центре схемы.</p>

Самый важный отдел для строительной компании – производственный, под управлением главного инженера. Поэтому он находится в центре схемы.

Где и как создавать орг. схему?

Для первой орг. схемы подойдет самый простой набросок на бумаге А4, потому что ее нужно будет править и перерисовывать. Не бывает такого, чтобы руководитель с первой попытки создал качественную и рабочую структуру. Она меняется из-за изменений в конфигурации отделов, перехода сотрудников из отдела в отдел и т.д.

Варианты для создания орг.схемы от простого к сложному:

  • Лист А4. Подходит в качестве самого первого варианта, который вы потом будете использовать как черновик.

  • Excel/Word. Базовые программы Microsoft помогут сделать электронный вариант наброска.

  • Программы Xmind или miro. В этих программах можно оформить конечный результат работы. В них есть множество шаблонов, из которых вы сможете выбрать подходящий.
  • Профильная программа Platrum. В своей компании я использую именно этот вариант. Кроме создания орг. схемы там есть много полезных функций для организации бизнеса, например, хранение регламентов и документов для правильной работы сотрудников

Типовая орг. структура содержит:

- HR-отдел

- Отдел маркетинга

- Отдел продаж

- Отдел производства

- Административный отдел

- Отдел развития

Напишите в комментариях, какие еще отделы вы бы добавили в свою орг. структуру

Организационная структура – это и факт того, как представлен ваш бизнес сейчас, и план, который поможет масштабировать компанию и зарабатывать больше. Поэтому обязательно внедрите этот инструмент: начните с простого А4 и переходите к более сложным моделям, которые я описал.

Статья была полезной? Тогда жмите сердечко и сохраняйте ее в закладки, чтобы не потерять!

Если вам заходит такой контент, подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я рассказываю о своем опыте ведения бизнеса.

4242
8 комментариев

В основе любого бизнеса лежит продукт или услуга и процессы направленные на генерацию денежного потока, миссия, стратегия развития компании, лидеры приверженцы миссии компании.
Без всего этого оргструктура не имеет никакого особого смысла. Оргструктура это живой организм и простое копирование "референсных моделей" ни к каким существенным плюсам, без всего того что перечислил выше не дает никаких преимуществ.
В бизнесе такое "копирование" не работает.

2
Ответить

Соглашусь и добавлю "всё давно придумано до нас": есть прекрасная книга Майкла Портера "Конкурентное преимущество" и другие его книги - вполне достаточно изучить их, чем пытаться изобретать велосипед

1
Ответить

Все верно! Правильно построенная организационная структура – это каркас, без которого компания развалится при первых же трудностях.

1
Ответить

Точно подмечено. А если хотите, чтобы компания еще росла и развивалась, орг. схема просто необходима

1
Ответить

Спасибо! Возьму на заметку

Ответить

Что именно на заметку взяли?

Ответить