Ввести в состояние потока: что общего у казино и розничных магазинов

Они преследуют одну цель: удержать посетителя и заставить его потерять счёт времени и денег.

Источник фото: «Пятёрочка»
Источник фото: «Пятёрочка»

Конспект заметки The Hustle.

Поездка в торговый центр за подарком другу нередко заканчивается покупкой неоправданно дорогого свежевыжатого сока в «корнере» у эскалатора, примеркой пары-тройки вещей для себя и незапланированным перекусом в ресторанном дворике.

Прогуливаясь к выходу под рассеянным искусственным светом, человек уже и не помнит, как давно приехал, и осознаёт, что ничего нужного так и не купил. Сам он себя корит за пустую трату времени и денег, а вот для владельцев ТЦ он — идеальный покупатель.

Пример, как загонять посетителя в своё «магнитное поле», одной из первых подала индустрия казино. В 1931 году, когда в Неваде легализовали азартные игры, в каждом заведении висели часы, однако вскоре они исчезли — и вовсе не по прихоти владельцев игорных точек.

На часы жаловались сами игроки и грозились впредь не приходить, если управляющие к ним не прислушаются. Увлечённые игрой, они «сбегали от реальности», а словно спешащие куда-то стрелки волей-неволей возвращали их на землю.

По той же причине в казино практически не бывает естественного света. Вред от него в 1970-х заметил глава Castaways на Лас-Вегас-Стрип Билл Фридман. Едва солнце начинало восходить и освещать игорные зоны, как 90% клиентов тут же бросали игру и разъезжались по домам. Глядя на солнечные лучи, они понимали: впереди целый день, а за стеклом — полный дел мир.

Стоило Фридману затемнить стёкла, и «массовый исход» прекратился.

Источник: <a href="https://edition.cnn.com/travel/article/las-vegas-best-casinos/index.html" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">CNN</a>
Источник: CNN

Среди других решений, которые Фридман в своё время внедрял у себя и позже советовал тем, кто покупал у него консультации:

  • Низкие потолки, «лабиринты» и более укромные уголки для автоматов. Расхаживая по казино, клиент ощущает, что вокруг кипит жизнь, но при этом во время самой игры может сконцентрироваться.
  • Вместо песен — негромкие инструментальные композиции или «звуки казино». По песням игроки чутче чувствуют ход времени, заключили исследователи.
  • Ничего вычурного в интерьере. Всё внимание должно быть приковано к автоматам.

В отсутствие отвлекающих факторов посетитель проваливается в потоковое состояние, в котором время застывает, пространство сжимается, а ценность денег — стирается. В том числе поэтому он продолжает играть, даже если уже проигрывает, словно совершенно не тревожась о будущем.

Аналогичную цель преследует и ритейл: удержать покупателя, показать ему как можно больше товаров и подтолкнуть к покупке того, что ему, скорее всего, и не нужно.

По данным учёных Бангорского университета в Уэльсе, мозг удерживает покупателя от сомнительных финансовых решений в течение всего 23 минут.

После этого рациональное уступает эмоциональному: клиент охотнее «клюет» на маркетинговые предложения и тяжелее справляется с подсчётами выгоды. То есть сначала он старается обращать внимание, например, на соотношение цены и качества. Но чем больше проходит времени, тем охотнее он купит что-нибудь просто для поднятия настроения.

А через 40 минут пребывания в магазине мозг и вовсе «отключается», пишет The Hustle.

До 22 минут в магазине — «$49 за эту ерунду?!»; 23-39 минут в магазине — «Порадую себя»; свыше 40 минут — «М-м-м... магазинные крендели»
До 22 минут в магазине — «$49 за эту ерунду?!»; 23-39 минут в магазине — «Порадую себя»; свыше 40 минут — «М-м-м... магазинные крендели»

Торговым центрам удержать потребителя проще, поскольку на их территории продаются товары всевозможных категорий.

Продуктовым магазинам труднее, ведь большинство их клиентов точно знают, зачем пришли, и потому стараются побыстрее расправиться с покупками. Тут-то на помощь компаниям и приходят практики казино:

  • Часы не вешать, а окна с видом на улицу закрыть.
  • Вынудить посетителя бродить по магазину как по лабиринту, чтобы ему на глаза попались те товары, к которым он, возможно, и не подошёл бы. Так делает, например, IKEA.
  • Музыка — медленная. В 1980-х учёные выяснили, что темп звучащих мелодий влияет на скорость, с которой действуют покупатели: чем он размереннее, тем неторопливее человек.
  • Принцип оформления залов — чем скучнее, тем лучше. Внимание должны приковывать красочные упаковки и яркие ценники со скидками.

Эти и другие решения магазины используют годами. (Посетители российских «Пятёрочек», например, первое время недоумевали из-за хаотично уложенной плитки. Некоторые списывали это на халтурность рабочих. Согласно другой неофициальной версии, рябящее в глазах покрытие вынуждает посетителя смотреть на полки повыше, где располагаются товары подороже — vc.ru).

<a href="https://www.x5.ru/wp-content/uploads/2022/09/pyaterochka_brandbook.pdf" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Брендбук</a> «Пятерочки»
Брендбук «Пятерочки»
<a href="https://www.x5.ru/wp-content/uploads/2022/09/pyaterochka_brandbook.pdf" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Брендбук</a> «Пятерочки»
Брендбук «Пятерочки»

Большинство отвлекающих факторов магазинам удаётся устранить, однако с одним пока никак не справиться, и это смартфоны. Всего одно уведомление, и человек выпадает из «потока», смотрит на время и вспоминает о бытовых заботах.

Универсального решения этой проблемы пока нет, но помочь в теории могли бы новые технологии — в частности виртуальной реальности, считает один из собеседников The Hustle. Надев на человека гарнитуру, можно отрезать его от внешнего мира и всех тех, кто захочет пожурить его за расточительность.

Навигация по IKEA. Источник: <a href="https://www.google.com/url?sa=i&amp;url=https%3A%2F%2Fwww.popsugar.com%2Fsmart-living%2Fsecret-ikea-exits-41196604&amp;psig=AOvVaw36iokrkSN1O8b-Vh1443NJ&amp;ust=1709975451940000&amp;source=images&amp;cd=vfe&amp;opi=89978449&amp;ved=0CBQQjhxqFwoTCJiJgI2p5IQDFQAAAAAdAAAAABAK" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Popsugar</a>
Навигация по IKEA. Источник: Popsugar
25
43 комментария

Это не состояние потока, а какой-то зомби квест хождения по ТЦ.

6
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

любое хождение по большому ТЦ превращается в зомби квест особенно если ты неосмотрительно пришел туда голодным

1
Ответить

Эта плитка сводит меня с ума

5
Ответить

она делает это, чтобы потом вас свели с ума премиальные макароны за 400 рублей вон с той четвертой полки

Ответить

главное не видитесь на товары на кассе-это ловушка ,вам не нужны эти прикольные конфетки !вы уже взрослый 😁

3
Ответить

чаще всего кассиру за них идет какой-то бонус, я иногда беру только чтоб помочь этим работягам

Ответить