9 применений продуктовых практик за пределами работы, которые изменили нашу жизнь

Ольга Кузеванова
Ольга Кузеванова

Работа в продуктовой компании — это спринты и планинги не только на работе, но и за ее пределами, а еще аджайл головного мозга. Или нет?

Я Оля, продакт-маркетолог в Carrot quest. Я поговорила с ребятами из компании про то, какие рабочие практики помогают им развивать карьеру, свои продукты и налаживать личную жизнь.

OKR и скрам, чтобы запустить свой бизнес с нуля

OKR (objectives and key results) или цели и ключевые результаты — это система целеполагания, которая помогает определить направление развития компании, синхронизировать команды и вовлечь всех сотрудников в процесс постановки целей. В Carrot quest OKR — это костяк, без которого мы уже не мыслим работу. Раз в квартал мы планируем общие OKR, а потом каждая команда придумывает инициативы внутри главной цели. Благодаря этому вся компания идет в одном направлении.

Одной из участниц нашей команды OKR помогли наладить работу уже в своей компании.

Саша Каменских раньше работала в редакции Carrot quest, а потом основала собственный бизнес — Это я, интернет-магазин этичной натуральной косметики без пластиковой упаковки и ингредиентов животного происхождения.

Вот некоторые ее статьи, которые она написала для Carrot quest:

Инстаграм «Это я»
Инстаграм «Это я»

В «Это я» ребята пользуются техниками из скрама: проводят дейли и ретроспективы, а также планируют спринты. Работая у нас в редакции, Саша писала статьи про OKR и взяла эту систему на заметку.

У маленького стартапа в начале пути много работы и точек роста:

  • нужно с нуля отстраивать весь маркетинг,
  • расширять продуктовую линейку,
  • налаживать поставки
  • и при этом куча операционки.

Есть соблазн схватиться за все сразу. OKR помогает сфокусироваться и выбрать, на чем сосредоточить усилия.

Сейчас главная цель «Это я» — выйти в плюс. Для этого нужно вырасти по MRR в два раза к концу года. Исходя из этой цели ребята определяют ключевые результаты в числах: смотрят, на сколько нужно вырасти за квартал. Это помогает определить ключевые метрики по Инстаграму, блогерам и рекламе. Девочки из команды сами придумывают инициативы, чтобы достичь ключевых результатов, а Саша их корректирует и утверждает.

Кроме того, пока Саша писала статьи про маркетинг и продукт для Carrot quest, она круто прокачалась в маркетинге и поняла, как:

  • нужно продвигать сайт;
  • работать с клиентами,
  • превращать пользователей в постоянных покупателей,
  • использовать емейл-рассылки.

Они уже сделали первую емейл-рассылку и быстро развиваются.

За пару месяцев мы открыли производство, запустили сайт, получили сертификаты и пережили новогодний бум. А спустя всего полгода у нас уже сформировавшаяся команда, мы работаем по OKR, проводим ретро и считаем юнит-экономику.

Смотришь на другие бренды, которые полгода на рынке — у них много чего не хватает. Это нас мотивирует развиваться еще быстрее и внедрять другие полезные штуки.

Саша Каменских, СЕО «Это я»

MVP и проверка гипотез, чтобы запускать пет-проекты

При разработке продукта мы привыкли двигаться итерационно: не браться за огромные проекты, которые могут провалиться, а сначала делать небольшой кусок, доказать ценность продукта и после этого его масштабировать. Например, так мы поступили с книгой про исследования: сначала опубликовали первые главы и проверили интерес, а заодно собрали лидов. Теперь те, кто подписан на рассылку, смогут получить новые главы — кстати, уже вышли вторая и третья, про подбор респондентов и карты пользовательского опыта.

<p>Мы продолжаем выпускать книгу по частям. Сейчас доступно три главы.</p>

Мы продолжаем выпускать книгу по частям. Сейчас доступно три главы.

Такой же итерационный подход используют ребята из компании, когда придумывают свои проекты. Например, наш маркетолог Дима Шуваев простоянно предлагает идеи и гроусхаки в Carrot quest — например, как примерить чат Carrot quest на сайт, не устанавливая код — и параллельно думает о том, как развить что-то свое. Любую новую идею он сначала раскладывает по юнит-экономике и Jobs to be Done.

Этот подход помогает за четыре дня и $500 оценить, стоит заходить в эту сферу или нет. Сначала планируешь продуктовую матрицу, потом считаешь юнит-экономику проекта и находишь основные работы пользователей. Дальше делаешь креативы, которые нацелены на эти работы, и кидаешь их в соцсеть.

Дмитрий Шуваев, Маркетолог

Иначе говоря, MVP, Jobs to be done и юнит-экономика нужны, чтобы не тратить много денег на старте и быстро проверить гипотезу. Так автор идеи сталкивается с реальностью вместо того чтобы жить фантазиями о том, как продукт покорит клиентов и через месяц обеспечит создателю виллу на Гавайях.

Часто сначала хочется сделать красивый сайт и разработать логотип, а нужно идти в поле и провести хотя бы небольшое исследование.

Однажды написал друг, узнавал, сколько стоит разработка сайта и услуги дизайнера: он хотел запустить курсы и сайт для них. Я посоветовал ему не делать в самом начале пушку-бомбу, не нанимать разработчика и дизайнера и не тратить кучу денег, а попробовать сделать MVP самому на конструкторе сайтов. Если идея не взлетит, то всё, что он потеряет, — немного своего времени.

Это не единичный случай: часто, когда предлагается какая-то грандиозная идея, думаешь о том, как бы сделать MVP на старте, а уже потом масштабировать проект.

Иван Берестов, Разработчик

Customer Development и интервью, чтобы наладить отношения с людьми

Если часть ваших задач — исследования и интервью с пользователями, во время работы вы прокачиваете навыки общения и становитесь детективом 🕵‍♂.

Jobs to be done, коридорки и пользовательские интервью приучают не верить на слово, а обращать внимание на детали. Наши респонденты часто говорят, что разговор похож на сеанс психотерапии — это потому что вопросы глубокие, и интервьюер вскрывает мотивацию человека, которую он сам мог не определить.

Если вы задумывались пойти к очередному инстаграм-коучу по отношениям (мы верим, что нет), лучше научитесь проводить JTBD-исследования 🤪 Обещаем, будет эффективнее.

У меня теперь Customer Development всего. Особенно это помогает в коммуникациях. Начинаешь разбираться, что стоит за эмоцией или действиями, и понимаешь истинные мотивы человека. Здесь помогают вопросы «почему» и «что ты имеешь в виду под этим». Также полезно поворачивать эти вопросы на себя.

Лера Фенская, ex-Growth Marketing, Carrot quest

Один из наших сотрудников любит использовать вопрос «чтобы что» в отношении родных и близких — тех, кто не в теме. Их это бесит, но методика 5 «почему» очень эффективна, потому что наружу выходят глубинные вещи и мотивация, в которой не всегда хочется признаться. Говорит, что это хорошо помогает в спорах — конечно, не чтобы победить, а разобраться.

Бэклог продукта, чтобы сделать ремонт квартиры

Ремонт — это страшилка для взрослых. Но и с ним можно справиться, если применить опыт составления бэклога задач и роадмапа.

Ремонт — это большая и ресурсоемкая задача, поэтому я составил роадмап с очередностью работ и бэклог задач. Сначала нужно провести черновые работы. Потом ванную — положить плитку и другую «грязную» работу. Так я и двигался.

Я не достиг идеальной систематизации и не проводил с рабочими дейли, но это было похоже на то, что мы делаем в продукте.

У меня было представление об MVP — квартира, в которой есть кухня, ванная, холодильник и матрас, чтобы спать.

Когда структурируешь план, задачи и видение результата у себя в голове, становится уже не так сложно и страшно.

Женя Шохирев, Продуктовый дизайнер

Аджайл, чтобы справиться с депрессией и организовать детей

Работа в продуктовой компании — это постоянные дозы неопределенности. Приходится следить за метриками, перестраиваться и расставлять приоритеты. Этот же опыт помогает справиться с трудностями в обычной жизни за пределами работы.

Благодаря аджайл-мышлению легко решается любая ситуация с ограниченными ресурсами. Когда у тебя упадок сил или маленький бюджет, ты планируешь все очень гибко. Например:

— расставляешь приоритеты в пользу обязательного — достаточного отдыха и минимально необходимой работы;

— оцениваешь все потенциальные движухи и встречи с точки зрения того, помогут ли они восстановиться сейчас;

— домашние дела делаешь по минимуму, чтобы не тратить на них время и силы, и питаешься чем-то простым вроде кускуса с фасолью из банки или заказной едой.

Яна Никулина, Контент-маркетолог

Одному из сотрудников аджайл помог настроить планирование у дочери, которая на домашнем обучении. Они ставят квартальные цели — например, сдать экзамен по химии, внутри них более мелкие цели, и их достижение разбивают на спринты. Раз в неделю контролируют, что сделано. Это позволяет не дергать ребенка каждый день, не спрашивать, сделана ли домашняя работа, и прививает ребенку самостоятельность.

Fun fact: один маркетолог из нашей команды каждую неделю устраивает с женой ретроспективу — на ней они обсуждают все чувства, что накопились за неделю. Говорит, на Руси была такая практика — милование. Супруги отводили детей к бабушкам и выделяли день для себя, когда говорили друг другу о своих обидах и переживаниях и просили прощения за ошибки.

Конечно, мы не призываем к мудроженственности, выступаем за доказательную медицину и против предрассудков. Зато теперь еженедельные разговоры по душам за вином вы можете называть красивым словом 🍷

Продуктовая стратегия, чтобы выбрать жизненные приоритеты

Ежегодные стратегические сессии и ежеквартальные планирования OKR влияют на восприятие мира: когда видишь, как славно двигаются вперед инициативы при правильном планировании, хочется перенести это в свою жизнь.

В продуктовой среде есть классная концепция стратегии. Я узнала про неё от Ильи из Panda.doc. В прошлом году я даже написала об этом статью.

Идея в том, что стратегия — это скорее ограничения, чем план. Есть стратегические ставки — направления, в которые вы верите, в рамках этих направлений нужно работать. А все остальное — 300 градусов окружности — делать не нужно. И самое сложное и важное — научиться отсекать это. Решать, что НЕ ДЕЛАТЬ.

Это крутая концепция, потому что она даёт команде свободу, но помогает сохранять фокус. А ещё потому, что такая стратегия «живая». Ее можно применять ежедневно: на ее основе просто определить тактику и легко планировать day by day.

Недавно я стала размышлять о своей личной стратегии. И подумала, что эта концепция отлично мне подходит. Она решает проблему хаоса и расфокуса, с которыми я сталкиваюсь каждый день и в работе, и в быту, и в личной жизни. Надо всего лишь четко зафиксировать собственные стратегические ставки (их должно быть не слишком много, чтобы можно было всегда держать их в уме — 3–5 штук). Можно, как мы делаем в компании, определить ещё несколько внутри разных направлений — работа, дом, отношения, например. И вот у меня есть инструмент, который поможет отсекать лишнее.

Моя личная карта скрытого порядка моей жизни

Маша Бурдина, Главред Carrot quest

Челленджи на работе как способ стать ответственней в жизни

Продуктовое мышление помогает решить любую задачу — в том числе спроектировать свое развитие. Матрицу развития компетенций можно переложить на свои хобби и увлечения и определить, каким спортом или хобби заниматься.

Ребята в Carrot quest анализируют себя, понимают сильные и слабые стороны. В команде продукта много интровертов, но чтобы развивать продукт, нужно инициировать диалог с незнакомыми людьми.

По природе многим это чуждо, есть барьер, чтобы начать диалог. Но при этом такой навык очень полезен и помогает обрести полную картину. Прежде чем рисовать макет, дизайнер может выяснить больше потребностей в разговоре с человеком, меньше времени потратить на дизайн и точнее попасть в решение проблемы.

Сейчас наоборот интересно брать на себя какие-то челленджи, которые раньше казались сложными.

Продуктовая компания подталкивает тебя на то, чтобы ты брал на себя вызовы, инициативу, а потом это транслируется и в жизнь. В повседневных ситуациях проще взять на себя ответственность за что-то — даже организовать небольшое путешествие с друзьями на выходные.

Женя Шохирев, Продуктовый дизайнер

Продуктовый подход к карьере

Подходить к работодателю как к пользователю

Когда люди меняют работу, они обычно составляют резюме, выкладывают на Headhunter и просто ждут, в лучшем случае — хотя бы знают, кем хотят работать.

Если идти от требований рынка и конкретной должности, шансов на успешное прохождение собеседования больше.

Можно думать о потребностях и «работах» работодателя, которые вы сможете закрыть, и двигаться в их сторону так же, как разработка проектирует продукт.

Для начала сильно сузить область поиска. Выбрать несколько критериев:

  • например, только в IT,
  • только в продуктовой компании,
  • только в международной компании.

Дальше составлять резюме, отталкиваясь от требований этой компании.

  • Смотрим, какие требования на каждой из вакансий.
  • Читаем каждое требование и думаем, есть ли такой опыт.
  • Придумываем такой же кейс или отдаленно связанный с требованием.

Под каждую компанию пишется своя версия резюме, в которой есть совпадение между требованиями компании и содержанием резюме. Это помогает всегда получать положительный отклик.

Такой метод удобно использовать даже в тех моментах, когда не ищешь работу. У нас в Carrot quest часто проходят 1-на-1 с тимлидами. Один из самых частых вопросов — как себя прокачать и какие навыки приобрести. Этот вопрос можно решить самостоятельно, если идти от рынка.

Смотришь, какие навыки есть в вакансиях, ставишь себе следующую цель. Даже не работая на нужной должности, можно придумать себе какой-то проект, который поможет эти навыки потренировать.

Когда на собеседовании спросят про навыки, ответить будет просто.

Найти ментора

Когда не знаешь, в какую сторону двигаться, помогает найти ментора и спросить. Признаюсь, я сама так часто не делаю и предпочитаю перерыть интернет и самостоятельно разобраться в проблеме.

Но наш опыт в Carrot quest показывает, что нанять менторов и проконсультироваться быстрее и дешевле, чем ходить в темноте по граблям.

Если тебе нужно вырыть котлован за неделю, просто найди человека, который уже рыл этот котлован.

Полина Захарова, Маркетолог Carrot quest

Например, такой кейс был у нас с мессенджер-маркетингом. Мы могли бы потратить время и разобраться самим, но мы нашли эксперта, задали ключевые вопросы и запустились.

Эксперт сняла вопросы, которые были на старте:

  • какую платформу выбрать,
  • на какие конверсии рассчитывать,
  • как подходить к процессу,
  • что точно не работает.

Ответов на эти вопросы было достаточно, чтобы запустить гипотезу с мессенджер-маркетингом и двигаться дальше самостоятельно.

Продуктовый подход к ментальности

FOMO — твой вечный спутник, пока ты работаешь в продуктовой компании. Относиться к этому можно по-разному. Можно погружаться в яму страдания (что тоже абсолютно нормально, мы сами там были и никого не осуждаем), а можно прорабатывать эти эмоции.

Я смотрю на всех, и все такие здоровские и крутые. За счет этого хочется расти. Не только в профессиональном уровне, но и просто как человек.

Я ко всему в жизни начал относиться взвешенно. В том числе к психологу начал ходить. Если раньше мог себе позволить наплевательски отнестись к психологическому здоровью, то сейчас хочется во всем разобраться, чтобы было лучше. Стал взрослее себя вести.

Саша Малеев, Продуктовый дизайнер

Как выяснилось в разговоре с ребятами, ментальность и психику они тоже рассматривают как продукт. А значит — над ней можно и нужно работать.

В психотерапии тоже реализуется продуктовый подход. Выбираешь для себя цели, в сторону которых хочешь двигаться — творчество, самореализация, власть над миром.

Потом смотришь деятельность, в которую ты сейчас вовлечен, и думаешь: эта деятельность приближает меня к цели или нет? Это почти как Jobs to be done, только про себя. Выполняешь эту работу или нет? Если не выполняешь, там вилка. Либо искать другую работу и там реализовываться, либо на месте искать другие возможности для реализации: пойти к шефу или найти другую задачу.

Дима Шуваев, Маркетолог

И напоследок лайфхак от нашего маркетолога, если вас накрыло синдромом самозванца, все тлен и ничего не имеет смысла:

Когда ты ноешь, что ничего не достиг, выпиши, что за три года ты смог реализовать — чего ты добился в сфере здоровья, отношений, в физическом, финансовом и материальном плане.

Дима Шуваев, Маркетолог

Мы не боимся экспериментов и сложных задач и любим то, что делаем. Стань частью команды

24
6 комментариев

Клевая статья. Узнал что-то новое) 

3
Ответить

Всегда приятно узнавать новое 🌝

1
Ответить

Вот так выглядит жизнь биоробота. Когда базовые когнитивные навыки возводят в ранг достижения за будущее становится страшно

1
Ответить

Так со всеми советами про жизнь, психологию, продуктивность и тому подобное :) Кому-то кажется очевидным, кому -то — нет.

4
Ответить

согласна! возможно для вас здесь ничего нового, а кто-то (например я) нашел для себя несколько интересных мыслей

2
Ответить