Лонг. В России надо жить долго: или «история успеха» ИТ-стартапа из провинции

Это будет пост про историю создания ИТ-стартапа в РФ. Только вместо сид-раундов и бизнес-ангелов — микрокредиты и ФСБ. Питчи обезумевшим старухам. Вместо пивотов — переезд в Армению, спринт в Таиланд и Турцию. Нетворкинг с Роскомнадзором, касдевы с налоговой и продакт маркет фит на государстве.

Лонг. В России надо жить долго: или «история успеха» ИТ-стартапа из провинции

Перед вами лонгрид минут на 30. Одна из тех самых историй предпринимательского опыта в России, за которые мы когда-то полюбили vc.ru. Не смог пройти мимо безвольных вздохов и ахов на тему, как скурвислся Виси, и что теперь таких постов – днем с огнем. Вот держите соленый от пота и слез авторский контент без инфоцыганских курсов и рекламы телеграмм-каналов.

“История успеха” в заголовке не случайно взята в кавычки. Если честно, я до сих пор не понимаю, чем я прозанимался последние шесть лет, и имеет ли финальный успех хоть какое-то отношение к предпринимательству. Или это очередная ошибка выжившего.

Когда-то в России был бизнес, мы читали классные истории Овчинникова, Тинькова, Фазылева, Токовинина etc. Дудь выпускал вдохновляющие фильмы про русских в кремниевой долине. Все это было в другой жизни. Теперь у нас другие фильмы. Вот взгляните хотя бы на этот:

Я родился в Москве в 70-ом на краю города

На самом деле не в Москве, а в Новомосковске. Это маленький город в Тульской области. Как-то так получилось, что с 18 лет начал работать дизайнером. Делал всякие макетюшки в кореле, баннеры во флеше, верстку в кварке (олды поймут). Докатился до того, что стал руководителем интернет-проектов в тульском медиа-холдинге. Холдинг на тот момент принадлежал второй по величине немецкой медиа-группе. Все цвело и пахло, мы катались по стажировкам в Германию, Швецию, Финляндию, Штаты. У нас была действительно живая молодая команда, классный гендир. И в диджитале удавалось много чего интересного делать так, что не стыдно было перед иностранными коллегами.

Главной моей удачей был перезапуск новостного сайта Myslo.ru в 2012-м с ориентацией на “информационно-развлекательное сообщество”. Этакое комьюнити неравнодушных горожан, построенное на смеси редакционного и ugc-контента (привет vc.ru). Myslo и сегодня отлично смотрится относительно всего остального регионального болота. А уж в комментах в пересчете на 1000 уников до сих пор обходит лучшие Шкулевские проекты. Собственно комментики-каменты и были прорывной точкой.

Я с зари интернета фанат реддита, хабра, лепры. Застал времена siliconrus (vc.ru в девичестве, примечание для юных контент-мейкеров). Короче, слепили мы дикую смесь лучших ugc-проектов тех времен. Ввели карму пользователя, налепили геймификации, возможность создавать блоги, получать галочки проверенных юзеров (жаль не додумались продавать их как Маск 🤡). Идея бахнула. В сутки на сайте публиковалось около 3000 комментариев, 20-30 новостей от читателей. Причем общение было достаточно ламповым, получилось построить сообщество по настоящему неравнодушных к жизни города граждан. Дошло даже до того, что все это вылилось в офлайн. Каждый месяц читатели в количестве от 50 до 100 собирались на орг.встречи - “Щебенки” (местный мем, сейчас уже сложно объяснить).

<p>Я тоже туда ходил, слушал, чего не хватает в нашем функционале. Лучшие касдевы в моей жизни под шашлычок с коньяком.</p>

Я тоже туда ходил, слушал, чего не хватает в нашем функционале. Лучшие касдевы в моей жизни под шашлычок с коньяком.

Года три мы надрачивали на метрики вовлеченности, на рост количества читательских комментов, записей в блогах. Классика для новостного сайта – время сессии 1 минута 30 секунд, у нас было 8 минут. Глубина просмотра 2 страницы – это топ, у нас доходило до 14. А ретеншен – это деньги. Сайт был прибыльным, по тем временам это огромная редкость.

Что касается суммарного трафика за первые два года после перезапуска мы выросли в уникальных юзерах в 4 раза (до 1,2м/мес).

Любоваться метриками стало сложнее после авантюры мудрого императора в 2014-м. Уже тогда в редакцию начали приходить люди в серых пиджаках. А ведь еще не было всех этих классных законов и реестров. Мы как-то умудрялись отбиваться. Тучи сгущались постепенно, под кастрюлей с жабой только зажигали огонек.

Говно в вазе, цветы в унитазе

На дворе 2017-й, в колоночках Пошлая молли и Монеточка, на ютубе выходит “Он вам не Димон”. В Америке Трамп, в европе Брекзит. Короче, травоядные времена, хоть и не без тревожных ноток. Наше потрясающее модное медиа отошло… Короче, кому надо отошло (не знаю, могу ли я говорить об этом). Немцы бежали в страхе в свой Эссен (Тут могла быть шутливая историческая аналогия, но ее нет. Потому что не смешно!).

Был прочитан Lean Sturtup, резко стало томно и скучно. Мы с техдиром решили замутить факультативный стартап Tolstoy comments. Факультативный, в смысле, что пилился вечерами в нерабочее время. Денег и решимости, чтобы покинуть текущее место работы было по минимуму. То, что выстрелило на myslo.ru, те же идеи, только лучше, мы задумали раскатать в качестве SAAS’а.

Тогда уже было некоторое количество систем комментирования на рынке. Мировой Disqus с многомиллионными инвестициями, Coral от команды Mozilla, очень интересные spot.im (ныне open web) из Израиля. Несколько оупенсорсных продуктов. Российский рынок делился между hypercomments (Украина) и Cackle (разрабы из СПб).

При этом нам было очевидно, что все эти системы заточены подо всех и не под кого одновременно. Максимально широкий функционал без концентрации на конечной ЦА.

Мы решили, что TLST Comments будет концентрироваться именно на построении сообществ. Это точно будет интересно медиа и инфобизнесу. Вырастим в этой нише, сможем расшириться и на более широкую аудиторию. В конце концов тема сообществ интересна всем брендам без исключения.

<p>Больше всего на тот момент, на нас был похож финский MUUT. Потом робко играться с геймификацией начали и лидеры рынка Disqus.</p>

Больше всего на тот момент, на нас был похож финский MUUT. Потом робко играться с геймификацией начали и лидеры рынка Disqus.

Я прикинул юнит-экономику к носу и решил, что игра стоит свеч. Про это кстати отдельный разговор, циферки рынка были посчитаны через жопу. Фаундеры любят фантазировать, я впал в тот же грех. Взял данные из спарка по российским игрокам, крякнул как скрудж и пошел поднимать раунды. Не учел только, что у ребят кроме систем комментирования есть еще и другие проекты, что они пришли на рынок 10 лет назад, что клиенты в этом сегменте жуть какие консервативные и инертные. Да и вообще, уже тогда очевидно было, что для свободы слова в рунете приходят не лучшие времена, а мы зачем-то сконцентрировались на и так полузадушенных, вечно бедных медиа. Классической ошибки можно было избежать, если бы мы сразу сориентировались на мировом рынке.

Не суть. Лин стартап подсказал что бизнес нужно лепить из говна и палок с минимальными вложениями. За два дня мы замутили лендос со скринами несуществующего продукта. Описали идею. Прикрутили тг-бота для сбора заявок на подключение.

Я в те времена был немножечко региональным экспертом по медиа. Ну, реально у myslo.ru были неплохие цифры по трафику, и на рекламе мы собирали как никто. Меня периодически звали выступить то туда, то сюда. Дивные времена были. Столько классных людей крутилось в медиа, сейчас уже все иноагенты.

Короче, был относительно большой медиа-саммит в Минске, и я там со сцены толкнул тему про комьюнити, как мы его растили, как это важно для локальных изданий, и какой навар с этого. В конце, как вы догадываетесь, была 5-минутка рекламы несуществующего стартапа. “Вот вам кстати виджет на сайт, который поможет в нелегком деле построения сообщества комментаторов”. Анонсировали цены x2 от конкурентов, специально чтобы отстроиться. И идея явно залетела в зал, было много вопросов и пожатых рук после выступления. В первый день в тг-бота прилетело 40+ заявок. И наверное еще 20 в течение недели. В общем одухотворенный я вернулся домой, и мы начали лепить MVP. Вместо задуманных двух месяцев на него ушло 4.

Лонг. В России надо жить долго: или «история успеха» ИТ-стартапа из провинции

Естественно через 4 месяца все мои 60 огненный лидов превратились в холодную подтухшую тыкву. Слезливыми уговорами удалось затащить 5-7 клиентов на триал, оплатили по итогу лицензию двое (уверен, скорее из-за личной симпатии). И вроде бы я уже тогда знал, что с людей надо брать предоплату, что все твои лиды не стоят ничего, если никто не заплатил. Это был первый отрезвляющий опыт. Как настоящий мамкин-стартапер был уверен, что достаточно 20-30 клиентов на старте, а дальше уж сарафан сработает, у нас же лучший продукт. Про новые каналы привлечения клиентов пришлось думать на ходу.

Мне нужны кофеин, надежда, глушитель, стечкин и вера

К началу 2018-го у нас был уже вполне достойный продукт. Уговорами еще с десяток знакомых из сферы медиа мне удалось установить виджет Толстого на свои сайты. Ественно за бесплатно, но с копирайтами. Меня не покидала ложная идея о сарафанном радио. Сайты медиа (даже в регионах) имеют огромную посещаемость. Отчасти сарафан работал. Но только от части.

“Tolstoy Comments – больше, чем система комментирования. Благодаря сервису геймификации и умной системе уведомлений, мы поможем превратить читателей в писателей, а случайных посетителей – в лояльную аудиторию"– до сих пор гордо значится на нашем лендинге.
“Tolstoy Comments – больше, чем система комментирования. Благодаря сервису геймификации и умной системе уведомлений, мы поможем превратить читателей в писателей, а случайных посетителей – в лояльную аудиторию"– до сих пор гордо значится на нашем лендинге.

Напомню, идея была в том, что мы делаем не просто систему комментов, а швейцарский нож с кучей финтифлюшек для построения сообществ. Из регионов к нам приходили небольшие сайты малого бизнеса. Всякие ивент-агенства, коготочки, шиномонтажи, тарологи, бизнес-коучи, даже похоронщики. CJM понятный: у человека был понятный оффлайн-бизнес, решил он шагнуть в интернет, ведь там так много пассивных лидов. И вот уже сделан красивый сайт на тильде, в штате завелся нудила сеошник и затейник контент-менеджер. Рано или поздно заходит разговор про поведенческие факторы. А за поведенческие у нас в значительной степени отвечают отзывы да комментарии. Задумывается условный клиент из Алтая, как ему эти комменты к своей тильде прикрутить, вспоминает, что на главном портале Барнаула он каждый день видит виджет комментариев Tolstoy Comments. Ставит он виджет себе, и тут же задается тысячей вопросов.

1-й ественно, почему так дорого? “Тысяча рублей в месяц? Я за интернет меньше плачу! А как отключить геймификацию? А как сделать все профили анонимными? Можно отключить уведомления на почту? Можно запретить оценивать комменты? Ок, я заплатил тысячу, почему комментарии на моем сайте не появляются сами, как грибы после дождя, вы же обещали?”

Лонг. В России надо жить долго: или «история успеха» ИТ-стартапа из провинции

Смешно звучит, но наш продукт даже на старте был слишком избыточным для небольших сайтов. Этого можно было бы избежать, если бы на старте мы подумали о возможности отключения всех этих уникальных финтифлюшек. Не без кровавых слез это пришлось допиливать позже.

Далеко в таком сарафане не дотанцуешь. Фиксирую для истории: за 6 месяцев после запуска мы доплясались этой джигой до оборота в 50-60к/мес. Сервера, лицензии и прочая мелочь отъедали в районе 20к.

Мы четкие мясные крохи, среди других нечетких крох

Знаний, как продвигать и продавать SAAS-бизнес, у меня явно не хватало. Книжки из линейки “Богатый папа” из прикроватных были перемещены на помойку. Были пройдены курсы средней паршивости по интернет-маркетингу. Начался недолгий, но болезненный период закапывания личных средств в разного вида интернет-рекламу (в основном на поиске). Вы когда-нибудь прикуривали от только что полученной зарплаты? Это очень больно. Возможно стоило отдать эту область аутсорс, тогда бы я не начинал каждое утро с добавления минус-фраз и подсчета просраных копеечек. В душе я скупердяй. За пол года в бездонное жерло Яндекса, гугла, мейла и меты было закинуто в общей сложности около 300к деревянных. Это была вся моя финансовая подушка-пердушка на черный день. Слава богу до микро-кредитов дело не дошло.

Самое наверное полезное из того, что я прочитал в те времена, был курс Ильи Красинского (ссылки давать не буду, чтоб ни одна сволочь в комментах не написала, что пост был написан только ради нее).

Еще раз была пересчитана юнит-экономика. Стало понятно, что классический интернет-маркетинг в нашем случае работает очень плохо. Лиды с поиска, рся, вк, фб и прочего не окупаются. Опять же спасибо Илье за возможность разобраться в когортном анализе. Мне бы в голову не пришло, что LTV пассажиров с рекламы в разы меньше, чем у всех остальных платящих клиентов. Худо бедно у нас работал контент-маркетинг.

В октябре 2018-го я настрочил первый пост в “Трибуну” виси. За неделю он не собрал и 500 просмотров, но дал с десяток теплых лидов. До сих пор у нас есть клиенты, которые реализуют уже n-ный свой проект с комментами TLST, а пришли они именно с этого поста.

Еще долго после этого я угорал, строча посты для Cossa, spark, texterra, media skunk и конечно vc. Мы росли по копеечке месяц к месяцу.

Извините за самопиар, но вот правда хороший, но плохо прочитанный материал: “<a href="https://vc.ru/media/87826-13-principov-komyuniti-menedzhmenta-dlya-samyh-malenkih-ili-za-chto-my-tak-lyubim-vc-ru-habr-i-pikabu" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">13 принципов комьюнити-менеджмента для самых маленьких, или за что мы так любим vc.ru, «Хабр» и Pikabu</a>”
Извините за самопиар, но вот правда хороший, но плохо прочитанный материал: “13 принципов комьюнити-менеджмента для самых маленьких, или за что мы так любим vc.ru, «Хабр» и Pikabu

В начале 2019-го была предпринята очередная попытка выписать себя из зоны комфорта и мы поперлись во ФРИИ. И вы знаете, это было хорошо. В курсе, как тут относятся к институту развития интернета, но вот послушайте мой опыт 5 летней давности.

Я сел в газель до Москвы, с трудом отоварился картой тройка, и буквально в два хода прошел конкурс в некую “Мастерскую старта продаж ФРИИ”. Нам назначили треккеров, и начался трех-месячный ад. Всю хитрую, пафосную методологию которого можно упростить до одной мысли: “Ты теперь не многообещающий стартапер, а работник колл-центра”. Я должен был провести 40 успешных касдевов в неделю. Для интроверта это шаг в бездну. Хуже, чем раздавать визитки у метро. И ладно, просто провести проблемное интервью, самый квест - выбить эти 10-минут разговора с ЛПРом.

Тогда мы все еще продолжали концентрироваться на работе с региональными редакциями. Процитирую Елену Торшину:

“Региональные медиа – это не просто ё***** уроды, криворукие слепые сиротки, полуграмотные колхозники, но также спесивые твари, а главное – абсолютно бесполезные, нелепые и бессмысленные паразиты для решения каких бы то ни было реальных трафиковых или даже охватных задач”.

Это она сказала, не я. Сейчас мы работаем с исключительно топовыми ребятами из регионов, но тогда приходилось общаться действительно с очень странными важными бабушками-редакторами местных вечерок. Очень часто меня спрашивали, сколько мы будем платить за размещение кода TLST на их сайте.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftorshina.me%2Fregionalnyie-media-pozorny-kolhoz&postId=825017" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Легендарный пост</a> с Торшинского сайта.
Легендарный пост с Торшинского сайта.

И все равно, сейчас я понимаю, что это было самое душеполезное занятие за все годы. Разговаривать с потенциальными клиентами нужно, не только для того, чтобы понимать их боли, но и для того, чтобы в итоге выяснить, что это не ваши клиенты. Тут мы плавно подходим к ABCDx-сегментированию. Именно тогда у меня сложилось четкое понимание, кто наши клиенты A (совсем не региональные медиа), B,C,D и X.

Если кто не вкурсе методологии ABCDX-сегментирования, идите почитайте. X – это такой клиент который убьет ваш бизнес своими масштабами. У нас таких было два. От первого хватило ума отказаться после пары месяцев мучений в погоне за длинным рублем. Второй X пришел в 2020-м и его мы уже с большим трудом сдюжили. Если интересно, вот прохладная былина про те события.

За три месяца “Мастерской старта продаж” путем неимоверных мук продажи удалось увеличить вдвое, мы доросли до оборота в 120к/мес.

На демо-дей, где вроде как бизнес-ангелы раздают деньги, решили не ходить. Я в такие сказки не верю, да и не понятно было, на что поднимать деньги?

Кстати, пользуясь случаем, хочу передать привет своим треккерам Александру Срибнису и Александру Басанову (оба давно не имеют отношения к ФРИИ): “Без вас бы ничего не получилось”.

Кстати, ФРИИ до сих пор активничают. Регулярно зовут на новую программу “GO Global”, за жалкий миллион с чем-то рублей. Спасибо, звонить, унижаться в зуме на английском я пока не готов.

Лонг. В России надо жить долго: или «история успеха» ИТ-стартапа из провинции

Главная находка “мастерской” – это клиенты класса A. Инфобизнесмены всех мастей: преподаватели английского, тарологи, нумерологи, бизнес-коучи, пикаперы, психологи, сексологи, ведущие вполне серьезных профессиональных курсов по IT, медицине, дизайну, архитектуре, истории искусств.

Онлайн-образование в России – уникальная, взлетевшая к небесам ниша (ну, вы в курсе). Люди действительно зарабатывают хорошие деньги, легко их тратят, решения принимают быстро, задачи свои знают, постоянно что-то тестируют. А главное, врубаются в идею TLST с первого слайда презентации. Короче, люблю-не могу. В начале 19-го года клиентов из этой сферы у нас было, дай бог, процентов 10. Сейчас 60.

Касдевы помогли понять, чем мы не достаточно хороши для инфобиза. Функционал допиливался на лету. К примеру, пришлось добавить возможность ограничения общения в личных сообщениях внутри виджета. Обычная ситуация, когда во время платного тренинга конкуренты от лица обычных юзеров начинают наводить смуту и сманивать клиентов. В общей ленте чата это легко отслеживается, а вот в л.с – нет. Вообще в плане конкуреции у них все очень жестенько. Как-нибудь напишу отдельный пост (бейте в колокольчик, подписывайтесь на канал).

Наши внутренние дети лучшие на этом свете

Я, знаете ли, в душе жуткий шутник. Вырос на колонках Дани Шеповалова в Хакере. Местами это очень плохой юмор на редкого любителя. К сожалению подход передался стартапу.

Следующий этап развития TLST comments, я бы охарактеризовал, как опрощение, выковыривание изюма, или перевоспитание внутренних детей.

У нас в сервисе есть под сотню наград за разные достижения. Собранный рейтинг, количество написанных комментариев, время проведенное в системе и пр. У каждой награды есть текстовое описание. Тут-то мой латентный графоман и дал себе волю. У каждой награды описание было полный “хохотач”.

Приходит к нам “Сбербанк” проводить месячный тренинг для региональных сотрудников. Все их устраивает. “Геймификация – круто. Бейджики - прикольно. Будем вручать денежные призы тем, кто соберет полное каре наград”. А потом один из прилежных учеников присылает куратору курса скрин с наградой “Алистер Кроули”.

Награда за 666 комментариев. Подпись: “Самая мистическая награда в системе Tolstoy Comments. Поднесите зажигалку к экрану монитора, прищурьтесь, старайтесь смотреть в центр бейджа, приблизив лицо, как можно ближе. Чувствуете запах жженых волос?"
Награда за 666 комментариев. Подпись: “Самая мистическая награда в системе Tolstoy Comments. Поднесите зажигалку к экрану монитора, прищурьтесь, старайтесь смотреть в центр бейджа, приблизив лицо, как можно ближе. Чувствуете запах жженых волос?"

“Вы чего там е*******?” – спрашивает меня куратор. А что мне ответить? “Вы еще не видели подпись у награды GG Allin”.

От всего этого пришлось отказываться. Тексты были выхолощены, неудобные персонажи убраны. В итоге мы вообще сделали возможным кастомизировать награды под конкретный проект. Загружать собственные изображения и подписи. Кстати, максимально кайфово это получилось сделать у 2x2.

У нас был формат автоматической генерации имен для анонимных пользователей, типа как у гуглдокс. Ну, вот эти: неопознанная панда, ленивый шакал, затаившийся бизон, вы поняли короче. Я придумал, что мы будем генерить имена по такому же шаблону, случайное существительное + случайное прилагательное, только с местным колоритом.

<p>Как вы думаете, как долго издатель РБК хохотал над этакой творческой находкой в автоматической генерации имен для анонимов? Плешивый Татарин, Хитрый Ямщик, Козырной Гривень трут за биржевые торги. Чего не смеетесь? Не смешно?</p>

Как вы думаете, как долго издатель РБК хохотал над этакой творческой находкой в автоматической генерации имен для анонимов? Плешивый Татарин, Хитрый Ямщик, Козырной Гривень трут за биржевые торги. Чего не смеетесь? Не смешно?

Пришлось все это стыдливо убирать. Ну что мы как дети, право? Появились кастомные списки автоматической генерации имен, появились простые шаблонные имена.

Тебе не страшно только потому, что тебя еще не пугали

Кажется в 2019-м у нас начались первые приключения с ФСБ. Я уже описывал свой скромный опыт общения с сотрудниками. Добавить к этому нечего, да и не хочется. Каким-то чудом удалось переложить всю ответственность на владельцев сайтов. Мне больше не звонят, не вызывают, не привлекают, не угрожают. С точки зрения закона мы полностью чисты.

Существует 97-ФЗ, а также тот самый пакет Яровой, согласно которому все данные пользователей должны храниться на серверах в России. Существует реестр ОРИ (организаторов и распространителей информации). И если ваш сайт попал туда, а уровень бизнеса не позволяет из левого кармана достать несколько млн, лучше закрывайтесь и бегите. Все сайты, внесенные в реестр ОРИ, обязаны подключить потрясающий технологичный СОРМ, согласно которому вы должны логировать и передавать соответствующим органам в риал-тайме каждый чих-пых, происходящий на вашем сайте. И черт ногу сломишь во всей этой хренате.

Никаких четких инструкций и правил, как не попасть в ОРИ, нет. На сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи вообще предлагают самостоятельно в него вступить. Ни в коем случае так не делайте. У нас был клиент, который в 2020-м запустил доску объявлений на сайте регионального сми, и из чрезмерной исполнительности подал заявку на вступление в реестр, в итоге его закошмарили так, что бизнес пришлось переоткрывать под новым юрлицом.

О том, что тебя включили в реестр, владельцы СМИ обычно узнают, когда в офис приходят вежливые люди.

Если читать нормы, кто должен быть внесен в реестр, то это фактически все сайты (не только сми). Но по факту реестр насчитывает в себе всего 384 записи. И он не обновлялся с мая (очень надеюсь что игрушка заброшена). Кстати угадайте первый внесенный в реестр сайт? Конечно ВК, видимо под него реестр и создавался. Глядя на реестр издалека с прищуром, складывается ощущение, что 50% сайтов в этом списке – это как раз региональные медиа.

В общем, в какой-то момент к нам стали приходить эти сайты из расстрельного списка с вопросом, можем ли мы соответствовать нормам закона. В законе четко указано, что сайты обязаны оперативно (в режиме реального времени) передавать информацию о всех совершаемых действиях пользователей на сайте. Это можно делать как посредством подключения к СОРМ, так и самостоятельно.

Лонг. В России надо жить долго: или «история успеха» ИТ-стартапа из провинции

Надо ли говорить, что никакой вменяемой документации у СОРМА нет? У меня есть несколько редакторов, которым предлагали купить этот самый СОРМ под видом коробки, которую надо поставить в редакцию. Цены при этом варьировались от 3 до 5 млн за ящик под ключ.

В ходе касдевов стало понятно, что есть три разных когорты заинтересованных силовиков. У первых – задача просто уничтожить редакцию, испортить жизнь и заставить стать лояльными, либо закрыться. Вторые – денежные ребята, которым нужно продать именно подключение к аппаратному комплексу СОРМ. Цены там начинаются от 1,5 млн. И третьи – самые “вменяемые”, которым просто нужны легкие палки. Раньше им приходилось писать запросы к владельцам сайтов:

“С какого айпи террорист размещал свастики на вашем сайте?”. Потом запрос к провайдеру: “На каком этаже, в какой ипотечной однушке-студии спрятался наш террорист?”

Теперь закон укоротил эту дорожку, все данные у сотрудника должны быть сразу под рукой.

В общем на этот случай мы и сделали апдейт. В админке TLST появился специальный статус пользователя “Товарищ-майор”. Администратор сайта из реестра ОРИ сам вправе решать, нужно ли подключать ему такого куратора. На данный момент с нами работает в таком формате около десяти сайтов из реестра ОРИ.

Но скорее на этой волне мы больше потеряли клиентов. Редакции просто отключали комменты, теряли в трафике и ретеншене, выживали, как могли. Настроение тогда было на нуле. Впервые выручка, собранная по ниточке, пошла вниз. К концу года мы вышли на оборот в 250к/мес. Сомнительная саксес стори, даже для Тулы.

Моя гастрольная деятельность регионального медиа-эксперта еще худо-бедно продолжалась, и я случайно получил оффер от очень большого медиа, на очень большие в моем деревенском понимании деньги.

Чуть не была поставлена точка в судьбе перспективного стартапа. Не знаю, какая вера заставила меня тогда не отказаться от мечты и не уйти внаем.

Был еще один дикий соблазн, забросить TLST. Параллельно мы успели запустить два стартапа. Один сдох сразу, второй дотянул до пандемии. Эта была касса по продаже билетов на различные мероприятия (концерты, театры, спорт). В Туле мы успели раскачать ее до 3 млн оборота. Маржинальность была в районе 17%. Казалось очень соблазнительным пойти по регионам с таким предложением. Схлопнулось все одним днем. Ну, вы сами наверное знаете почему. На другом конце планеты, в провинции Ухань, один гурман решил отведать мясо летучей мыши.

Дымится ствол, дымится дом, дымится самокруточка

Гребаная пандемия косила мелкие редакции налево и направо. В основном они живут за счет местных рекламодателей, которые ушли в спячку. На протяжении полугода мы раздавали виджет бесплатно самым нуждающимся.

<p>Вынужден вставить провидческий баян, потому что зумеры не умеют читать больше трех абзацев текста без картинок. А мне еще есть, что сказать. </p>

Вынужден вставить провидческий баян, потому что зумеры не умеют читать больше трех абзацев текста без картинок. А мне еще есть, что сказать.

Зато пуще прежнего расцвел рынок онлайн-образования. Каждая вторая домохозяйка обезумела в четырех стенах и начала мутить свои курсы. У вас кстати, может возникнуть резонный вопрос, а что это за люди, которые мутят курсы на своей платформе, а не идут к большим платформам типа webinar.ru, бизон 365? Во-первых – там дорого, во-вторых – избыточный функционал. Одновременно – там нет вполне очевидных базовых вещей.

Не понимаю, почему до сих пор у многих LMS нет внутренних чатов для учеников.

Я видел не все движки, но многие. Нормального уровня ученический чат встречался только у скилбокса. В остальных случаях либо чата нет вовсе, либо это допотопное говно времен ЖЖ. Причем мы видим огромный запрос снизу. В ходе легендарных касдев-сессий было выяснено, что свои решения инфобизнесмен начинает курочить не только из-за огромных комиссий от платформ, но и из-за отсутствия нормальных чатов. Тильда+ютуб+TLST = рабочий вариант для наших людей. Чтобы начать экономить миллионы на налогах, как Блиновская, сначала нужно начуиться экономить на лицензии webinar.ru

Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем владельцам LMS-систем: “Давайте партнериться, у нас лучший чат на рынке! Отечественный, импортозаместительный. Плюс огромный опыт работы с инфобизом”.

Единственные пока красавчики, с которыми у нас есть полная интеграция, это платформа Teachbase (тут могла бы быть реферальная ссылка, но я слишком боюсь, что материал посчитают рекламным).

Закончился 21-й год вообще "отлично". Худо-бедно мы доскакали до оборота 300-350к/мес. Мой партнер, он же CTO, то ли прочитал книжку по психологии, то ли прошел некий тренинг по достигаторству, поставил мне план по продажам. Объяснил, что мы должны работать по модели спотифай (что бы это ни значило). Через месяц окончательно отъехал в другую реальность и ушел работать внаем за те же три копейки, но без опционов.

Думай позитивно, стакан всегда наполовину полон, всегда

Где вы встретили 24 февраля 2022? Я лично в запое. Фактически я оказался один на один с грудой кода, и парой сотней клиентов, у которых вечно что-то ломается. Мы как любой SAAS работаем по предоплате, при этом используем кучу интеграций, которые имеют свойство периодически отваливаться. Одной рукой я подсчитывал деньги на счету, в состоянии ли мы вернуть всю предоплату, другой рукой искал билеты до Буэнос Айреса, третьей шерстил hh в поисках нового техдира.

И тут началась такая вакханалия, что вообще уже плевать. ⅔ клиентов из снг ушли буквально одним днем. Обычно клиенты уходят не попрощавшись, но тут у всех был такой эмоциональный запал, что я даже получил с десяток писем. Где-то называли фашистской гнидой, где-то сочувствовали и обещали вернуться в случае смены нашей юрисдикции.

Лонг. В России надо жить долго: или «история успеха» ИТ-стартапа из провинции

Не знаю, как я прожил тот март, но видимо у боженьки были свои планы, и он неожиданно начал выкидывать куши. Из-за угла соседней улицы нашелся лучший в мире CTO. Сами поперли большие федеральные проекты, передохли все конкуренты, зазвенела монета, закучерявились усы.

1 марта украинские Hypercomments устроили дефейс всех русскоязычных клиентов. Владельцы ресурсов утром у себя увидели такое. Дефейс затронул 35к+ сайтов. Ребята еще просуществовали с год для мирового рынка, и окончательно закрылись пару месяцев назад.

Буквально через неделю российские виза и мастеркарт превратились в тыкву. Стало невозможно платить за Disqus, а федералы, жуть, как его любили. Да, и вообще пошел тренд, что с международным софтом работать теперь не положняк. Все начали переходить на отечественные “чебурашки”.

Среди клиентов начали появляться первые киты. Матч, сайты телекомпаний рен-тв, царьград, 5-й канала, РБК, RT, SM-news. Возможно вас удивит, но у tsargrad.tv трафик в 2,5 раза выше vc.ru (50 млн уников/меc). Суммарно в день мы фиксировали до 3 млн вызовов виджета. Из серверной потянуло горелым. Слава богу увеличение нагрузки происходило не одним днем, и мы успевали докупать серверные мощности, и находить узкие места в структуре БД.

Столько невероятной шизы происходило: на нас строчили жалобы в РКН, ДДосили сервис месяцами, бесчисленное количество раз угрожали в соцсетях, подавали в суды. Может быть напишу отдельный пост, если не закидаете минусами.

Пришлось значительно поработать над безопасностью. Мы почти перестали выпускать мажорные обновления с фичами для админов и комментаторов. Думаю таких стресс-тестов не переживал на своем веку даже Disqus.

В клиентской базе уже тогда явно наметился перекос в сторону условно “ватных” медиа-проектов. Кроме вполне очевидных причин мне захотелось подискутировать и о не совсем явных. Я разразился на виси материалом “Почему либеральные медиа не дают слова своим читателям?”. Ожидаемо отхватил в комментах. У материала 160 лайков и 100 дислайков. И поимел-таки пару либеральных клиентов (тогда еще не иноагентов) в портфолио, правда ненадолго.

Где-то там в сентябре 2022 был философский пароход в Армению, и дальше со всеми остановками по известному маршруту. В мае 2023 вернулся продлить ЭЦП и не сдюжил расставания с березками. Заземлило. Впрочем на эту тему вы уже читали здесь 500 блогов.

За год с начала СВО наша клиентская база выросла примерно в пять раз. И тут наверное нужно сделать лирическое отступление: “Чему радуемся?”

Я лично ничему не радуюсь. Ни о таком имперском захвате рынка я мечтал. Победить в честной конкуренции – не равно, всех пересидеть. Просто так вышло.

Очевидно, господин ПЖ ведет россию-матушку в сомнительном направлении. Спасибо мы ему никогда за это не скажем. К сожалению время и место рождения не выбирают.

О том, чтобы вставать в манерную позу и отрубать сайты с неблизкой мне позицией я не думал ни секунды. Как говорил Олег: “П****, я так чувствую!” По-моему это все фарисейство, итоги которого мы сейчас кстати наблюдаем. Когда ютуб банит Камикадзе Ди, Лебедева, Пучкова, Соловьева – это лютый блудняк, от которого по итогу никому лучше не станет. Разве что ВК видео...

<p>Так выглядит софтверный рынок в России сегодня. Деньги полились ручьем, но продукты совсем не соответствуют мировым стандартам.</p>

Так выглядит софтверный рынок в России сегодня. Деньги полились ручьем, но продукты совсем не соответствуют мировым стандартам.

Очень не хочется уподобляться. Конкуренция убита напрочь, ничего хорошо из этого выйти не может. Поэтому мы обязательно пойдем на мировой рынок. Похоже, что придется менять бренд, как бы этого не хотелось делать. Реальность такова и никакова иначе. Рано или поздно, занавес упадет, и остаться с голой жопой владельцем “чебурашки”, ой как не хочется.

Удивительный факт, но сейчас к нам вернулись почти все клиенты, ушедшие в марте 2022. Наверное только кроме больших новостных украинских сайтов.

СНГ, Израиль, даже прибалты опять с нами. Отказываюсь давать оценку этому феномену, а только с надеждой смотрю в будущее.

Так уж вышло, что прошлый год не выдержали и последние два наших конкурента в РФ, Cackle и Anycomments. Подробностей не знаю, но обновления продуктов не выходят больше года, копилка багов переполнена. Cackle даже перестал принимать платежи.

На старте своей стартаперской карьеры от клиентов я очень часто слышал такое возражение: “А если вы завтра закроетесь, что будет?”. Тогда оно мне казалось странным. ”Ну как это закроемся? Может и джимейл закроется?”. Время показывает что и джимейл может закрыться, но это все равно не значит, что нужно пилить собственный почтовый сервис.

Отчасти эта статья написана ради следующего месседжа:

Мы пилим лучший и, к сожалению, сейчас уже единственный сервис комментариев в РФ. У нас дофига планов по развитию и есть на это деньги. TLST comments стабилен, как никогда.

Даже если завтра наступит ядерная зима, мы будем поддерживать и развивать TLST еще лет пять из бункера. Потому что это Россия, здесь надо жить долго! Есть инфа от знающего человека…

Творческие планы на год:

  • Будем прикручивать нейронки везде, где это возможно. Уже сейчас в тестах автоматическая модерация комментов показывает невероятные результаты.
  • Первая линия саппорта нейронками
  • Даже автоматическая генерация отзывов скорее всего не заставит себя ждать.
  • Product Hunt
  • Коробочная версия. Чтоб любой американец мог поставить TLST на свой сайт без боязни, что от его имени русские хакеры опять проголосуют за Трампа.

А мораль, ***, такова: закатать всем рукава

Какие тут могут быть выводы? На виси почему-то всегда в конце статьи делают самари, видимо для зуммеров.

Не буду нарушать правила жанра. Вот выжал 10 и так известных всем тезисов.

  • В России действительно нужно жить долго, если вам конечно не посчастливилось родиться где-то еще. Это в основном страшно, но местами весело и интересно.
  • Будь заметным. Лучше писать мало, но авторитетно. Первый большой клиент пришел именно с виси после статьи.
  • Не забудьте скачать наш гайд по продвижению, где бы то ни было.
  • Чем раньше прикрутите crm, тем лучше. Я просадил вникуда 3 года.
  • Продажи важнее идеи. Если нечем заняться и хочется провести мозговой штурм, лучше проведите десяток касдевов с клиентами или по холодной базе.
  • Клиентский сервис второй по важности. Никаких ботов в саппорте. Мы отвечаем на все вопросы даже на выходных.
  • ltv самая важная метрика.
  • Не надо брать ни копейки чужих денег на запуск.Я стартапер-жлоб (пункт не обязательный).
  • Чаще слушайте Кровосток. Там вся мудрость.
  • Самое ценное в вашем бизнесе - это отзывы и комменты. Уж вам ли не знать по виси.ру

Ставьте колокол, жмите “скачать материал”, укажите автору, где он не прав, в комментариях. Фух, спасибо!

5757
39 комментариев

Прочитал целиком. Мне полагается какой-то бейдж?

6

Полагается. Сейчас придет уведомление через гос услуги.

2

Наконец кто-то написал нормальным языком, для нормальных людей - с чувством, жопогорением и расстановкой. За последний год (?) наверное впервые лонгрид здесь зачитал. В общем, прорвемся. Удачи тебе автор и твоему проекту.

4

от души душе в душу

2

Помимо нормального языка, так еще и с юморными картинками, за это отдельное спасибо, как говорится

1

всю простыню прочитала, чтобы узнать, откуда у вас мое фото на диване с ноутом. да, я тоже ворвалась в айти в 34, и что вы мне сделаете.

4

солнце еще высоко. Уверен выход на ipo будет раньше наступления пенсионного возраста.