Бизнес с друзьями, семьей. Как не разрушить компанию, личную жизнь

Бизнес с друзьями, семьей. Как не разрушить компанию, личную жизнь

Сложная тема. Работа с друзьями часто в минус, не в плюс. Сколько общаюсь с коллегами, партнерами, собственниками бизнеса, еще не встречала историй про долгосрочную “бизнес-дружбу”.

В большинстве случаев деньги разводят друзей в разные стороны. Хорошо, если это происходит в контексте рукопожатия, принятого решения не работать больше вместе в силу разных взглядов на ведение бизнеса. Но часто бывает все не так благополучно. Самые близкие люди, которым доверил свои мечты, грандиозные планы, вложил энергию в совместное развитие, по итогу поступают «некрасиво».

Причина - деньги меняют людей. Согласны?

Не хочется быть категоричным, кого-то обвинять, каждый имеет право на свое мнение, выбор пути. Приоритеты у всех разные. Не каждый умеет принимать большие деньги, делиться успехом с близкими, не подставляя при этом, «не перетягивая одеяло на себя». Поэтому однозначно решила, бизнес с друзьями невозможен. Хотя возможна дружба с проверенными партнерами. Гласное, чтобы была чистой, бескорыстной, настоящей.

Бизнес вдвоем

Представим ситуацию, что вы с близким человеком равноправные партнеры по бизнесу. Считаю, тогда должен быть четкий план на бумаге с двумя подписями, проработанный с компетентным человеком, юристом, адвокатом:

  • кто, за что отвечает;
  • у кого какой функционал, зона ответственности;
  • кто, сколько получает и почему;
  • что делать, когда возникают проблемы;
  • как бороться с рисками;
  • кто принимает ключевые решения по проблеме;
  • если ситуация не решилась, что тогда;
  • варианты «разбега» в случае неудачи, банкротства, краха компании или если один из партнеров решил выйти из бизнеса.

Необходимо столько всего прописать, особенно с позиции «но», «если». Должен быть четкий алгоритм действий, как в стандартных, так и кризисных ситуациях. Или лучше просто дружить, любить, сохранять тонкую грань доверия, тепла, понимания, близких отношений. Это всегда дороже, чем деньги.

Семейный бизнес

Разберем на практике. К нам обращаются клиенты за оценкой персонала, бизнес-процессов. Часто видим в руководстве плечо к плечу супруги, родственники, братья, отцы, дети, сваты, невестки. Что видим:

  • недостаточно развитые управленческие компетенции;
  • нехватка практического опыта в сфере деятельности компании;
  • бизнес-процессы «свалены в кучу», нет понимания причин их низкой эффективности;
  • нечеткое распределение обязанностей;
  • не выстроены уровни ответственности за конкретные направления бизнеса.

Когда вы работаете с кем-то из «своих», вы должны понимать, что, скорее всего, попадете в условия «неудобства». «Неудобно» лишний раз сделать замечание, выразить противоположное мнение, указать на ошибку, попросить сделать. Хочется подчеркнуть слово «попросить», потому что часто, будучи руководителем близкого человека, управленцу тяжело ставить задачу в классическом понимании, как бы он это сделал в случае со сторонним подчиненным. Если не выполнил в срок или не так, как требовалось, то «неудобно» наказать, сделать выговор, приходится смягчать углы.

Также встречала на практике истории амбициозных женщин, которые росли профессионально параллельно с мужчиной. В результате не хотели уступать свои управленческие позиции второй половине. Тогда начинались конфликты в семье, потому что лидером «на кухне» может быть только один.

Достаточно распространены истории, когда добившийся успеха родственник тянет за собой семью, родных из «глубинки», чтобы показать «лучшую жизнь» в мегаполисе. Все благополучно устраиваются, обживаются. Позже тот, кто не смог справиться с простыми человеческими пороками как зависть, нежелание зависеть, искренне благодарить за предоставленный шанс развития, личностного роста, выбирает путь предательства, распространения сплетен, интриг.

Казалось бы, как можно завидовать родным людям? Можно, и, к сожалению, это часто происходит в социальном обществе.Казалось бы, как можно завидовать родным людям? Можно, и, к сожалению, это часто происходит в социальном обществе.

Подведем итоги

Как показала жизненная практика, общение с разными людьми, единицы выдерживают испытания деньгами. Как только человек начинает зарабатывать, ощущать финансовую свободу, в большинстве случаев зарождается желание получать еще больше. Тогда близкий человек на пути становится неугодным.

Какие рекомендации можно дать, чтобы не повторять ошибки других?

Сложно сказать однозначно, истории у всех индивидуальные, но если это возможно, лучше строить бизнес с людьми со стороны, а с друзьями, семьей оставаться в рамках личных отношений.

Если невозможно, у вас общий бизнес, но у мужа лучше развиты одни компетенции, у жены другие, стоит выбрать каждому свое направление деятельности, разделить ответственность. Как, например, у одного нашего клиента: супруга руководила ателье, шила, разрабатывала эскизы вместе с командой дизайнеров. Супруг занимался финансовыми аспектами бизнеса, управлял отделом продаж, принимал стратегические решения по масштабированию компании. Все при деле. Бизнес стабильно расширяется, удается сохранить гармоничные отношения в семье.

Такие истории возможны, потому что жена, по сути, не управленец, не «продажник», не пойдет в решение стратегических задач. Она творческий человек, с удовольствием развивается в своем направлении, будучи в рамках одного бизнеса с мужем. Мы видим, что супруг - лидер, что крайне важно ощущать большинству мужчин. Супруга реализована, не чувствует зависимости, «ненужности». Они оба собственники одной компании.

Приведу еще один пример. Знакомая открыла свою клинику, косметолог, действительно квалифицированный врач с медицинским образованием. Через несколько месяцев закопалась в «операционке», поняла, что не хватает времени на «любимое» дело. Муж взял организационные, управленческие, финансовые вопросы на себя. Запустил рекламу, развитие, наладил постоянный поток клиентов.

В результате супруга не «лезет» в управление, развивается профессионально. Реализует себя в интересном направлении, а супруг занимается бизнесом. При этом в компании два собственника, бизнес-партнера, прекрасно уживающихся на работе и дома. В таких условиях ведение семейного бизнеса может привести к ожидаемому результату.

Если вы решили попробовать организовать свое дело с близким человеком, не поленитесь, не экономьте время. Продумайте детально, пропишите аспекты ведения, развития бизнеса с учетом вопросов, которые мы разобрали выше. Найдите практические кейсы, истории, которые помогут исключить возможные ошибки, минимизировать риски. Тогда каждый собственник будет понимать свою официальную зону ответственности.

Поделитесь, друзья, считаете возможным успешный бизнес с близкими? Есть опыт?

Елена Уварова
Стратегический бизнес-партнёр в сферах HR, маркетинг, продажи.

e-mail: uelena@hrbiz. ru

тел. : +7 (964) 793-70-84

22
Начать дискуссию