«Не чесать бороду микрофоном»: как я делаю подкаст про разработку

Меня зовут Евгений Сатуров. Я Flutter-разработчик в Surf. Полтора года назад мы с друзьями запустили свой подкаст Flutter Dev Podcast и без рекламы и продвижения создали вокруг себя комьюнити.

У нас не было опыта записи подкастов и глубоких знаний про технологию Flutter. Теперь у нас в среднем 1500 прослушиваний на выпуск, мы стали профессиональными разработчиками и умеем делать подкаст даже в машине на парковке. Поделюсь опытом, как создать популярный продукт в мире, где уже всё сказано.

«Не чесать бороду микрофоном»: как я делаю подкаст про разработку

Из разработки на Android — во Flutter

Я был Android-разработчиком четыре с половиной года. Работал над разнообразными задачами и проектами — было куда применить амбиции. Не думал, что в ближайшее время сменю технологию.

Потом в моей жизни появился Flutter — мультиплатформенный фреймворк от Google. На нём можно написать код один раз и собрать приложения сразу под несколько платформ: Android, iOS, веб и десктоп. Последние две платформы пока в экспериментальной фазе.

Я услышал про Flutter в кулуарах какой-то конференции от Звиада Кардавы, Developer Relations из Google Russia, который потом стал первым гостем нашего подкаста. Мы с коллегой, Артёмом Зайцевым, заинтересовались этой технологией. Он стал активно продвигать Flutter в Surf — студии, где мы работаем.

Поначалу мы с ним собирали на коленке семплы — простые тестовые приложения, не имеющие ценности с точки зрения функциональности. Они нужны для проверки каких-то гипотез или пробы пера.

Потом предложили нашему шефу Владимиру Макееву попробовать сделать на Flutter небольшой клиентский проект — мобильное приложение для сотрудников продовольственного ритейлера «Парк». Это было выгодно клиенту, а компания поняла, что разработка на Flutter – перспективное направление бизнеса.

Теперь в Surf есть Flutter-отдел из 12 разработчиков, включая меня. Мы разрабатываем несколько довольно масштабных проектов уже чисто на Flutter.

Flutter-отдел Surf. Команда раскидана по стране, поэтому чаще всего встречаемся в Zoom. На скрине, к сожалению, не все: лето, сезон отпусков
Flutter-отдел Surf. Команда раскидана по стране, поэтому чаще всего встречаемся в Zoom. На скрине, к сожалению, не все: лето, сезон отпусков

Как родилась идея сделать Flutter Dev Podcast

Идея создать СМИ про Flutter возникла потому, что мы одни из первых в стране начали что-то делать на этом фреймворке. Flutter Dev Podcast мы запустили с Артёмом, когда специализированного отдела в компании ещё не было. Мы и сами, по нашим нынешним меркам, практически ничего не знали про эту технологию. Но это был лучший момент для запуска: ниша свободна.

Формат подкаста предложил мой друг Денис Неклюдов — хостер самого большого русскоязычного подкаста про Android — Android Dev Podcast. Вообще я больше люблю статьи: они объективно лучше в плане восприятия информации — можно вернуться к любому месту, перечитать. Какая-то информация на слух не усваивается. Например, ты не расскажешь, какой код написал, — это абсурд. Но статьи сухие: редко бывает, что читаешь материал — и тебя за душу взяло.

Подкаст более живой, чем статьи: посидеть, обсудить новости, пригласить интересных гостей, поспрашивать, как у них дела, как они разрабатывают, какие есть проблемы. Такой формат позволяет почувствовать причастность к комьюнити.

Первый выпуск — движение наощупь

Первый эпизод Flutter Dev Podcast вышел в январе 2019 года. На тот момент Flutter-комьюнити уже было довольно большим: технология в релизе полтора года, а до этого она был в альфа-релизе, бете и т.д. Когда Flutter вышел в релиз, в сторах было уже 3 тысячи приложений. Сейчас их около 50 тысяч.

Я ни разу до этого не был в подкастах — даже как гость. Я мало что об этом знал, мы всё делали по наитию. Быть ведущим нигде специально не учился, но с 2016 года я много выступал с докладами на конференциях и прокачал навык публичных выступлений, могу сформулировать мысль на ходу.

Готовиться начали примерно за месяц до первого выпуска. Мы переживали: ведь не пригласишь гостя второй раз рассказывать то же самое, если сходу не получится что-то записать.

Подкаст писали в офисе — под «студию» нам выделили пустую каморку. Мы притащили пару столов, поставили стулья, микрофон и сделали первый выпуск. Январь, зима, темень, и мы при свете одной лампы, как радисты, сидели, передавали информацию в эфир — было очень атмосферно.

Наша «студия» в офисе Surf: здесь мы записывали пилотный выпуск Flutter Dev Podcast
Наша «студия» в офисе Surf: здесь мы записывали пилотный выпуск Flutter Dev Podcast

Выпуск делали с тремя целями: занять нишу, рассказать о себе и понять, есть ли интерес к этой теме в сообществе — нужен ли вообще этот подкаст, будет ли его кто-то слушать.

В качестве гостя пригласили Звиада Кардаву — он подключался к нам в онлайне. Идея была такая: приходит представитель Google и рассказывает о фреймворке от лица компании, которая его сделала. Получилось неплохо: поговорили про историю создания, про общие вещи. Этот выпуск до сих пор в топе прослушиваний.

Артём Зайцев, я, наша каморка-студия и микрофон Blue Yeti. У микрофона есть двунаправленный режим для интервью — удобно записываться вдвоём
Артём Зайцев, я, наша каморка-студия и микрофон Blue Yeti. У микрофона есть двунаправленный режим для интервью — удобно записываться вдвоём

Ещё мы сделали чат в Telegram и канал для анонсов. Рекламы никакой не давали, но туда сразу начали приходить люди. Уже вокруг этого единственного выпуска собралось комьюнити: в чате стали говорить не только про выпуски Flutter Dev Podcast, но и обсуждать какие-то новости, задавать вопросы.

О технике: как пишем, что используем

С технической частью нам помогли ребята из Android Dev Podcast: они рассказали, как и в каких программах записывают и монтируют выпуски, помогли поднять сервер IP-телефонии. Понятно, что нужно набить руку самому, — другие за тебя всё не сделают. Но старт получился очень хороший.

Мы сразу поняли, что техническое качество звука важно, ведь запись на хрипящий микрофон-гарнитуру слушать неприятно. Surf проспонсировал нам покупку двух профессиональных микрофонов Blue Yeti, чтобы мы смогли писать подкаст в хорошем качестве.

Радует, что слушателям в первую очередь интересен контент — идеального студийного качества они не ждут. Если приходит эксперт с плохим микрофоном, но интересной информацией, я никогда не пожертвую таким выпуском ради идеального звука.

Для записи используем сервис IP-телефонии Mumble. Он даёт мультиканальную стереозапись: у каждого из участников своя аудиодорожка.

Бывает, что участники подкаста перебивают друг друга. Если нет видео, то они могут начать говорить одновременно: собеседника не видно, не помашешь ему рукой, чтобы намекнуть, что тоже хочешь что-то сказать. Когда запись идёт одной дорожкой, с этим ничего не сделать — получается звуковая каша. Лучше тогда перезаписать какие-то фразы. Но если запись идёт на несколько дорожек, то вычленить один голос при монтаже просто. Это бесценно.

Вообще, сервисы IP-телефонии примерно одинаковые, но они выигрывают у того же Zoom, который съедает качество. Недавно мы записали первый выпуск с видео — трансляцию вели через StreamYard. Будем экспериментировать и дальше: попробуем записать видео в Zoom, посмотрим, насколько баланс качества и простоты будет хромать и устроит ли он нас — выпуски мы все равно пережимаем и пишем не в 320 кб/с.

Первый выпуск с видео и первый выпуск с иностранным гостем. Поговорили с Chris Sells из Google, он Project Manager во Flutter Team. Трансляцию вели через StreamYard
Первый выпуск с видео и первый выпуск с иностранным гостем. Поговорили с Chris Sells из Google, он Project Manager во Flutter Team. Трансляцию вели через StreamYard

Хостим подкаст на SoundCloud. У них есть классная фича: можно перевыложить запись в тот же самый выпуск без потери прослушиваний. Я ей пару раз пользовался, когда находил какие-то серьёзные огрехи после релиза.

Как рождаются темы и идеи для выпуска

Еще ни разу у нас не было ситуации, когда нам надо записать выпуск завтра, а мы не знаем, о чём. Проблем с приглашением гостей тоже нет. ИТ — это такая сфера, в которой ты можешь любого человека выцепить буквально за два контакта максимум. Обязательно кто-то кого-то знает, с кем-то общается, в каких-то чатах или Twitter пересекаются. Поиск новых сюжетов — это приятная и простая задача для нас.

Мы стараемся рассказывать об интересных событиях, связанных с Flutter. В прошлом году с Сашей Денисовым и Женей Котом ездили на Google I/O в Калифорнию. Это огромная конференция: Google каждый год рассказывает о новинках, в том числе о Flutter. В ней участвует 7000 человек.

На конференции Google I/O. Слева направо: Andrew Brogdon — один из самых ярких разработчиков Flutter team, Саша Денисов из Epam, я
На конференции Google I/O. Слева направо: Andrew Brogdon — один из самых ярких разработчиков Flutter team, Саша Денисов из Epam, я

Мероприятие длилось три дня. Вечером последнего дня мы пришли на парковку, сели в машину и записали на телефон получасовой выпуск про Google I/O. На следующий день я его опубликовал. Получилось удачно: утром люди в России уже могли послушать, что случилось, пока они спали. Мне кажется, это один из плюсов формата подкаста — его можно записать по горячим следам каких-то событий.

В этой белой «студии» мы писали подкаст про конференцию Google I/O
В этой белой «студии» мы писали подкаст про конференцию Google I/O

Иногда бывают неожиданные анонсы — тогда мы срочно меняем тему. Так было с подкастом от 31 мая 2020: «Медуза» сделала Flutter-приложение — мы быстро нашли общие контакты с техдиром «Медузы» Борисом Горячевым, списались, сделали выпуск.

Мы давно собирались делать выпуски на английском. До этого мы выходили только для русскоязычной аудитории — у нас огромное количество слушателей не только в России, но и из Украины, Беларуси, чуть меньше из Казахстана. Но нас сейчас это ограничивает. Английским языком мы аудиторию сильно расширим: есть люди, которые хотят слушать наши выпуски, но не знают русского.

В июне вышла новая серия подкаста — на треть англоязычная. Мы пообщались с Chris Sells, топовым Product Manager из Flutter Team. Этот выпуск был очень важным, но, кажется, многим было некомфортно слушать иностранного гостя. На трансляции были проседания просмотров именно в момент его появления. Но я думаю, что всё наладится, и люди привыкнут, если мы будем делать такое регулярно.

Мы придерживаемся концепции, что у нас узкоспециализированный подкаст про технологии. Расширять список тем за счёт общих разговоров про разработку я не хочу, для этого есть другие подкасты типа Подлодки. Мы лучше точно не сделаем. Но у нас своя ниша, своя сфера, которую мы хотим обсуждать.

Зачем нужны соведущие и где мы находим гостей

Я — основной хостер, ведущий. Занимаюсь поиском тем, гостей, постпродакшеном.

Над подкастом работает команда постоянных соведущих, но они бывают не на каждом выпуске. Это мой коллега по Surf Артём Зайцев, Саша Денисов из компании Epam, Женя Кот из Wrike.

Ещё есть ребята, которые часто захаживают. Они тоже в разных ролях участвуют в подготовке. Предлагают темы, набрасывают вопросы, которые надо обсудить. Спасибо им, что облегчают в этом плане работу.

Пару раз, когда никто не мог подключиться, приходилось записывать подкаст с гостем вдвоём. Мне это не очень нравится, в формате один на один получается обычное интервью. Мы же стремимся, чтобы у нас была дружеская неформальная беседа.

Бывает, мы приглашаем кого-то из наших слушателей в эпизод. Любой разработчик может к нам прийти, если ему есть, о чём рассказать.

Перед Новым годом 2020 мы устроили конкурс: хотели вовлечь комьюнити в процесс создания подкаста. Попросили слушателей рассказать о своём проекте — даже если он смешной, маленький или недоделанный. Нужно было дать ссылки на приложение, рассказать, как его создавали.

Мы собрали около 20 заявок с реально крутыми проектами. Записали целый выпуск с ребятами, которые эти проекты делали. Две команды в итоге разделили первое место. У нас и призы были: бесплатные книги, видеокурсы.

У нас получилось создать вокруг подкаста живое сообщество с яркими личностями — кто-то становится открытием для комьюнити, делает личный бренд.

Как разговорить гостей, чтобы не было неловких пауз

Гости приходят разные. Далеко не все из них ораторы, но это не проблема: во-первых, мы делаем монтаж — вся мусорная часть вырезается, во-вторых, это подкаст технических специалистов. Понятно, что от гостей не ждут владения языком на уровне дикторов новостей.

Чтобы беседа сложилась, мы готовим план. Это не дословный сценарий, скорее, список из 15–20 вопросов, которые мы хотим задать конкретному специалисту по той теме, в которой он хорош. Когда человека спрашиваешь о работе, которая ему интересна, дополнительных приёмов для оживления беседы не надо. Главное чтобы не было моментов, когда люди уже не знают, о чем дальше говорить. Но такого во Flutter Dev Podcast не было ни разу.

Строгих гайдов для гостей у нас нет. Перед записью я провожу брифинг, напоминаю о правилах поведения: как правильно подключиться, как выставить базовые настройки, даю вводную информацию типа «не чесать бороду микрофоном», «мьютиться, пока молчишь».

Мучительный постпродакшен

За постпродакшен отвечаю только я. Я несколько раз пытался найти помощников, но в итоге всегда возвращался к тому, что монтирую сам. Подкаст — моё детище, и у меня болит душа за то, чтобы всё было классно, качественно и интересно.

Монтаж выпуска занимает у меня весь день. Запись идёт полтора часа — нужно отслушать её всю. Некоторые места почистить, наложить фильтры и эффекты, чтобы удалить шум. Удалить «эээ», свести всё в одну дорожку, релизнуть новость, сделать описание выпуска, найти картинки, ссылки, запостить везде — целая гора задач. Всё это нужно сделать за один-два дня после записи, потому что люди уже ждут выпуск.

Процесс постпродакшена мне регулярно надоедает, и я думаю: зачем я этот подкаст начал, я бы лучше погулял, а мне надо монтировать. Но потом смотрю, как у нас получается, и это вдохновляет.

Нулевая экономика

На подкасте мы не зарабатываем ни копейки. Да, у нас были рекламные интеграции. В описании к выпускам мы указывали Surf как спонсора: они купили нам два микрофона и оплатили годовой про-аккаунт на SoundCloud. Но чисто за деньги не было ни одной.

Анонсы событий мы даём бесплатно: например, хотим, чтобы на митап в Epam или в Surf собиралось больше людей.

Я считаю, что каждый участник подкаста делает рекламу компании, в которой он работает. Потому что компания — это не что-то абстрактное в вакууме, это люди, сотрудники: они приходят на подкаст и делятся ценной информацией, опытом, рассказывают о своих крутых заслугах. Это лучшая реклама.

Продвижение без напряга

Все слушатели находят подкаст сами. Мы не даëм коммерческую рекламу для привлечения — только ссылки в статьях на «Хабре».

Я не могу дать совет типа «не надо рекламы, не парьтесь, все случится само собой». В нашем случае мы выезжаем на узкой теме, которая сама себя рекламирует: нас находят те, кому интересен Flutter. Если бы мы взяли какую-то более общую тему, мы бы не привлекли такого внимания.

Чтобы подкаст стал популярным, у него однозначно должна быть изюминка. В 2020-м запускать подкаст просто про разработку — не лучшая идея. Если формат не отличается от того, что делают другие, потолок прослушиваний — 300–400 на выпуск. Нужно сходу задуматься, что нового предложить аудитории.

Зачем Surf спонсирует подкаст

Flutter Dev Podcast — личный проект, который ничем не ангажирован.

Я работаю в Surf, и это давний спонсор подкаста. У нас не много расходов, но компания помогла с хорошей техникой и оплатила профессиональный аккаунт на SoundCloud, он стоит 10 тысяч в год. Не то чтобы мы не могли сами купить технику или оплатить аккаунт, но всегда приятно, если есть спонсор, который возьмёт расходы на себя.

Зачем компании в принципе спонсировать такие вещи? Для того, чтобы ассоциироваться с этим движением. Surf очень заинтересован во Flutter: есть целый отдел разработки, портфель проектов, которые разрабатываются на этой технологии, и потребность в новых.

Вообще мы во Flutter Dev Podcast рады поддержать любую компанию, которая занимается разработкой на Flutter и развивает это направление. Мы делаем одно дело, и это положительно скажется на всех. Появится больше разработчиков, рынок труда станет более насыщенным, будет из кого выбрать. Больше заказчиков обратит внимание на технологию и захочет сотрудничать. Всё друг с другом связано. Бессмысленно пытаться сделать монополию.

Что мне даёт подкаст и почему я его не бросил

Я никогда не был особо известен, но в демо-варианте я почувствовал на себе, что такое быть звездой среди полутора тысяч постоянных слушателей. Когда я приезжаю на какую-нибудь конференцию, ко мне подходят люди и разговаривают, будто мы знакомы. А я их первый раз вижу.

Они подходят, обращаются сразу по имени, задают вопросы по темам, которые мы обсуждали в подкасте. Это случается часто. После этого всегда накатывает приток вдохновения: я понимаю, что мы всё это не зря делаем.

Это Dash, символ Flutter. Его мне подарил Google в благодарность за движуху с подкастом
Это Dash, символ Flutter. Его мне подарил Google в благодарность за движуху с подкастом

Я стал профессиональным Flutter-разработчиком. Погрузился в эту сферу, познакомился с большим количеством людей.

Конечно, подкаст, даже про разработку, не научит кодить. Но благодаря сообществу, которое сформировалось вокруг Flutter Dev Podcast, я многому научился, узнал о нюансах разработки, библиотеках, плагинах.

Я считаю, что выпуск удался, если я иду и гуглю что-то после разговора с гостем. Пока такие выпуски есть, я чувствую, что развиваюсь вместе с подкастом.

3333
11
16 комментариев

Как вариант, при записи гостя онлайн можно попросить его включить диктофон на телефоне, а потом уже он скинет дорожку вам. Так многие делают. Качество будет точно лучше, чем в зуме

7

Интересный совет, не задумывался об этом. Спасибо!

Отличное дело двигаете. По работе, непосредственно после записи - разделяю вашу боль: монтаж, оформление, публикации - совсем не то, чем хочется заниматься! Хочется просто делиться знаниями, а оказывается, что сопутствующей работы - прорва.

Успехов! Flutter - отличный выбор, так как по-моему инструмент будет все популярнее и популярнее, а это значит аудитория тоже будет расти.

4

О, вот это круто, флаттер мы любим)
Ребята, скажите как профи, насколько хорошо флаттер справляется с большим количеством медиа контента? Ну вот если бы вы нативно запилили клиент для инсты и на флаттере, разница из коробки была бы ощутимой в производительности?
И ещё интересно ваше мнение о bloc - его норм использовать или все-таки чревато какими-то последствиями?

3

1) По перфомансу - как в нативе, местами чуть хуже. Есть некоторые вопросы к iOS, но недавно выкатили поддержку Metal, стало намного лучше. Нельзя пренебрегать лучшими практиками, так как написать непроизводительный код по незнанию относительно легко.

2) Bloc - вполне нормальное решение, ничего против него не имею. Нормально подойдёт для небольших и средних проектов. В том, насколько он хорошо масштабируется под что-то большое пока есть сомнения.

Но мы своё архитектурное решение используем, про которое можно прочитать здесь: https://habr.com/ru/company/surfstudio/blog/510308/.

3