Всё сделал, но забыл пожить: как наладить баланс между работой и не-работой

Тот самый баланс между работой и личной жизнью (часто о нем говорят, используя англоязычный термин work-life balance) — заветная мечта многих. Кажется, что он доступен только идеальным гуру продуктивности, которые постигли какие-то тайные знания и, наконец, обрели гармонию.

Пока простые смертные продолжают крутиться в колесе из бесконечных рабочих задач и нехватки времени на общение и хобби.

На самом деле никакого непостижимого секрета здесь нет. Сбалансировать свою жизнь (или хотя бы приблизиться к этому состоянию) можно с помощью нехитрых шагов планирования.

Почему почти у всех плохи дела с балансом работа/жизнь

Наш прекрасный, полный технологий мир сделал всё, чтобы грань между работой и личной жизнью стала максимально прозрачной. Раньше обычный офисный сотрудник бодро вставал из-за стола в 17-18 часов и не видел, не слышал своих коллег и руководство до следующего утра или до понедельника. Сейчас же работа — это праздник, который всегда с тобой. Чаты в мессенджерах, почта, документы в облаке — пару минут на ответ там, полчаса на «небольшие правки» здесь — так могут растворяться часы свободного времени.

Процесс действует и в обратную сторону — открыл за рабочим столом вкладку браузера, чтобы найти материалы по проекту, а в итоге потерялся в сети, рассматривая фотки друзей из отпуска или читая новости. Часы, в которые планировалось трудиться, улетели, а выполнять проект все еще нужно, поэтому придется наверстывать вечером или даже ночью.

Окончательно все попытки разделить работу и личную жизнь победила массовая удаленка. Соблюсти границы при возможности валяться весь день на диване с ноутбуком стало еще сложнее.

Всё перемешалось, естественного разделения больше нет, придется внимательно следить за гранями и настраивать баланс самостоятельно, сопротивляясь инерции.

Как понять, что пора кое-что перенастроить в распорядке дня

Сбитый баланс выдает себя через множество признаков, поговорим об основных.

1. Падает продуктивность. Ты вроде бы работаешь много, все время устаешь, берешься за сотню дел, но при этом страдает твоя результативность.

Философия «работай больше часов, чем остальные, и будешь впереди всех» себя не оправдывает. Наши когнитивные способности имеют предел, после достижения которого всё становится только хуже — ты допускаешь ошибки, не можешь грамотно принимать решения, топчешься на месте без какого-то прогресса по задачам.

2. В выходные хочется просто лежать и ничего не делать. Не остается никаких сил не просто на активный отдых, но и в принципе на какое-то осмысленное проведение досуга. Ты не планируешь выходные, отказываешься от общения и встреч с друзьями, основное твое желание — «потупить на диване и чтобы никто не трогал».

3. Живешь в дне сурка, откладывая цели за пределами работы. Фраза «сделал все дела, но опять не успел пожить» — емко описывает состояние в дисбалансе. Ты чувствуешь нереализованность в других сферах жизни — не остается места для творчества, общения с людьми, осознанного быта, заботе о здоровье, разнообразного досуга и т. д. У тебя может быть много планов и желаний, но все они переносятся «до лучших времен».

Что делать: шаги в сторону баланса

Картина получается не особо приятная, но на нее можно влиять. Вот несколько действий, которые помогут.

1. Проведи ревизию своей недели. Чтобы что-то менять, нужно сначала оценить исходные, а лучше их визуализировать. Занеси в планировщик блоки, на которые тратишь время в течение дня. Естественно, мы рекомендуем использовать наш SingularityApp, но в принципе – подойдет любое приложение для планирования .

Здесь можно не расписывать всё до мелочей, просто сформируй смысловые отрезки по типам деятельности: работа, хобби, отдых, здоровье, спорт, общение с семьей и т. д. Удобнее для этого использовать встроенный календарь планировщика, который позволит увидеть общую картину недели. Оцени масштабы своего перекоса — на что ты тратишь слишком много времени, а куда не инвестируешь почти ничего.

2. Составь список занятий, которые разнообразят твои дни. После того, как ты опознал сферы, которые страдают, пора заполнять пробелы. Пройдись по занятиям из этих категорий и выбери подходящие.

Подойди к процессу со стороны геймификации. Подумай, какими делами ты мог бы прокачать тот или иной «скилл» своего «персонажа» в реальной жизни. Например, для прокачки «здоровья» или «выносливости» можно взять пробежку каждый день, полезный завтрак, который ты приготовишь сам, а не перехватишь в кафе фастфуда, тренировки пару раз в неделю или просто утреннюю зарядку.

Выбирай то, что вписывается в твою жизнь и в целом тебе по душе, не ориентируясь на советы гуру лайфстайла. Если тебя не впечатляет мысль вставать в пять утра и пробегать 10 км, а потом медитировать, но так делают все крутые люди в соцсетях, — не мучайся, бери что-нибудь более совместимое с твоими интересами.

Отдельно остановись на списке дел, приносящих удовольствие и помогающих тебе полноценно отдохнуть. Опять же, это необязательно должно быть что-то невероятно продуктивное и вдохновляющее. Если для баланса в жизни тебе не хватает пару часов за любимыми играми или фильмами, смело добавляй в список.

На этом этапе можно не вдаваться в подробности, просто набрасывай идеи и думай, как бы тебе хотелось проводить день/неделю, чтобы не чувствовать себя в конце вымотанным и несчастным.

3. Остерегайся убийц времени. Вместе со списком дел, которые вдохновляют, составь список занятий, которые выматывают и расстраивают еще больше, но время пожирают только так. Например, бездумное листание соцсетей, которое может растянуться на часы; зависимость от новостей, которые только повышают тревожность; общение с неприятными, тяжелыми людьми и т. д. Отметь, сколько часов ты сливаешь на эти и другие бесполезные занятия каждый день, освободи их для первого списка.

4. Планируй свободное время. Начни превращать общий ворох идей в конкретные задачи, которые ты занесешь в планировщик. Да, досуг, хобби, отдых, встречи с близкими тоже надо будет планировать. Возможно, раньше ты пользовался календарем и to-do листом только для рабочих дел, но если хочешь сбалансировать свои дни, то пора заносить туда и личные дела.

Помни, что планировщик для человека, а не для человек для планировщика. Твое приложение с задачами на день — это не тиран, который будет давить на тебя теперь еще и в выходные, а союзник, который поможет провести их осмысленно, восстановиться и отдохнуть, а не просто слить время на случайные занятия.

Не стремись расписывать всё по минутам, планируй блоками и оставляй запас между задачами в 15-20 минут. Формулируй конкретные дела, так выше шанс, что ты все-таки их выполнишь: не «почитать какую-нибудь книгу в свободное время», а «30 минут чтения книги N в обеденный перерыв/утром перед работой».

5. Двигайся небольшими шагами. Не стремись сразу составить себе график мечты, взвалив на себя дополнительно еще и гору дел из сфер, не связанных с твоей работой. Трезво оценивай свои возможности и начни планировать с минимальных нагрузок, добавляя новые (или хорошо забытые старые) активности по чуть-чуть.

Например, если ты давно не был в спортзале, то не берись сразу за план ходить туда строго три раза в неделю. Возможно, для начала стоит начать с 1-2 раз. Любишь читать — не расписывай себе цели по 5-10 книг в месяц, выбери одну и выдели на нее время. «Балансирующие» активности не призваны создать тебе вторую работу из личных дел, держи это в уме, составляя новый план на неделю.

3838
14 комментариев

на мой взгляд и и по личному опыту. проблема баланса это всегда симптом более глубокой истории про удовлетворенность собой и своей жизнью. и как бы, не решив проблему, с симптомом ничего не сделать. И в результате практики каких-либо лайфстайл или тайм-менеджмент техник этот симптом через время вернется под другим соусом - депрессии, апатии, панических атак, разочаровании жизнью, раздражительностью на любых людей вокруг и ссорами с близкими прежде всего, желанием радикально и резко сменить имидж, круг общения, работу, переехать.

первое и единственное, что имеет смысл сделать, это отследить время наедине с собой (в тишине и одиночестве) - время с кем-то (семья, друзья, работа, общественные места). И увеличивать одиночество в своей жизни по максимуму. Время наедине должно быть регулярно и достаточно, чтобы пересмотреть все интересные сериалы, начитаться, наиграться в игры до безразличия, а потом начнут подниматься и перевариваться накопленные эмоциональные застревания, обиды, непонимания, или вот эти экзальтированные приходы что-то делать-куда-то бежать, иначе все рухнет (мой случай). С этими штуками стоит идти к психотерапевту.

в общем, в любой непонятной ситуации - если у тебя нет места и времени в каждой неделе, когда ты один на один с собой и тебе в этом одиночестве охренительно хорошо, значит, в тебе сидят баги и нормального качества жизни и удовлетворенности ею у тебя все равно не будет. и это просто бег от одной техники к другой: лайфхакеры, таймменеджеры, эксперты и психологи, тарологи, астологи, тета-хиллеры, энергопрактики, коучи, нутрициологи, и прочая-прочая братия кормится на этой штуке. найти себя и свои точки внутреннего конфликта, дискомфорта-комфорта невозможно на заказ. тупо убираем все лишнее и смотрим что в социально-стерильных появляется из меня. а потом уже с этим к институциональному спецу с образованием и супервизией.

баланс станет сверх результатом этой работы. как в поговорке, что типо если ты занимаешься любимым делом, то ты никогда не будешь работать, и тебе еще и будут платить деньги. если ты знаешь себя и тебе с собой хорошо, то временем и обстоятельствами своей жизнь, удовлетворенностью ею управляешь ты, а не взгляды, мнение и фреймы разных специалистов, за которые ты будешь платить.

12
Ответить

вам удалось?

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Продуктивно-не продуктивно. Ворк лайф бэлэнс. Выгорание и прокрастинация. Психологи и прочий люд быстро находят синонимы лени, инертности и прочего недостатка ответсвенности. Все потому что таким людям по большому счёту ничего не надо. Им и так хорошо. Амбиций нет, эго отсутствует, отсюда ноль мотивации. А психологи всегда найдут четкие термины в красивой упаковке. Мало кто из нас приходит домой так сильно уставшим, что забываешь поужинать и сваливаешься в койку. Бессонница от ментальной работы? Есть варианты с фитнесом. Нет денег или времени на клуб? Купи гантели. На любое предложение у лодыря/уставшего от работы человека будет отмазка. Семья, дети, время, Отсутствие денег. Всегда кто-то или что-то виноват, какие-то обстоятельства. Но никогда он сам.

Вся наша культура базируется на Ваньке лежащем на печи, а потом в тридцать лет бац и по щучьему велению он имеет все. Какие-то балансы между жизнью и работой. Надо признаться себе, что работать-то и не начинал. Только начал, а уже устал. Пошёл искать баланс между работой и жизнью. Отсюда и бедность наша. Учиться не хотим (списываем), работать не хотим (устали), рисковать не хотим (лучше копеечный оклад, чем процент от продаж), богатеть не хотим (не были богатыми и не надо). Кто хорошо работает, интенсивно нарабатывает свои условные «10000» часов, получая и оттачивая навык, тот и будет в дамках. Кстати, с точки зрения конкуренции удобно, что все лентяи. Успешных не более 10%, соответсвенно достаточно как правило чуть-чуть больше других работать, и ты обойдёшь всех этих ищущих «баланс».

Не обязательно быть на голову сильнее, умнее и талантливее других, достаточно чуть больше прикладывать усилий, поменьше отлынивать и не заметишь, как тебе «везёт». И все думают: ему везёт. На самом деле он чуть больше Работает, чуть больше прикладывает усилий, и ему возвращается это деньгами, карьерой, успехом.

На скачках побеждает лошадь которая обходит другую, буквально на кончик носа. Эта лошадь не гораздо быстрее второй, она быстрее всего лишь на кончик носа и она забирает все: титул, приз, венок и деньги. Так и с успехом. Пока кто-то прокрастинирует и ищет баланс между работой и жизнью, другой сперва работает, и только потратив сотни киловатт ментальных усилий, пропитав потом тысячи рубашек, совершив кучу разнообразных ошибок и попыток, начинает по чуть-чуть наслаждаться жизнью на заработанные деньги. Мы же любим сразу «баланс». А так не бывает. Или терпишь и пашешь. Или любишь баланс, а значит серость, безденежье и заурядную жизнь.

3
Ответить

Как наладить баланс? Через дисциплину и (само)организацию.
Как привить дисциплину и самоорганизацию? Хороший вопрос.

Как плюс к организации личных задач, отметил бы ещё и возможность наглядно просмотреть свой прогресс и облегчение нагрузки на мозг (не надо держать всё в голове и бояться забыть что-то).

2
Ответить

Так ли нужно разделять рабочую/личную жизнь, чтобы достичь баланса? Вот появился у меня относительно спокойный рабочий день, я поехал на дачу, взял с собой ноут. Делаю там свои дела, появилось что-то срочное - открыл ноут, сделал задачу, пошел дальше своим делом заниматься.
Или вот делаю что-то по дому, что-нибудь прикручиваю, при этом какой-нибудь алгоритм обдумываю - в такие моменты, бывает, лучше думается, чем за компьютером. И если считать время, то тот час, пока менял смеситель в доме, можно отнести и к рабочему времени, и к домашним делам. Глядишь, что в дне уже получилось не 24 часа, а 25 :)
Понятно, что если пошел играть с детьми, или в ресторан вечером, то там работе не место, но в целом такой микс не всегда плохо.
Тут каждому свое. Советы в статье годные, согласен с ними.

P.S. посмотрел ваше приложение SingularityApp, есть одна штука, которая лично мне не понравилась. Засорять эфир тут не буду, если интересно, спросите в личку, напишу. Много таких приложений в свое время перепробовал.

2
Ответить

"Всё сделал, но пожить забыл" - прямо удар под дых) У меня постоянно такая проблема. Поэтому начала буквально втискивать личные дела в списки рабочих задач.

Вот так выглядит мое личное планирование, вынесла его на отдельную доску в таск-трекере.
Разделяю дела по колонкам: отдельно "Сделать" (важно, срочно) и "Сделать глобально" (важно, но не срочно).

Периодически устраиваю "недельки продуктивности" - прописываю на каждый день, что надо сделать, буквально по одному важному личному делу (именно личному, не по работе).

Когда сделано - жду зеленую галочку и получаю порцию дофамина)

Для меня это работает лучше, чем длинные списки из 10 задач на каждый день. Так хотя бы двигаюсь потихоньку по личным делам и не отдаю все свое время работе.

Планирую в YouGile, там всё очень просто и понятно, можно стикеры свои делать, фоны ставить как в Trello, файлы в задачи крепить, пометки оставлять.

2
Ответить