Как определить, что перед тобой газлайтер (коллега или руководитель)? Что делать?

Без меня ты бы ничего не добился(ась)

Я приведу примеры с точки зрения коммуникации между руководителем и сотрудником. Взаимоотношения между коллегами аналогичны.

Кадр из фильма "Газовый свет", 1944. 
Кадр из фильма "Газовый свет", 1944. 

Итак, такие руководители могут использовать разные методики поведения, чередуя самые разнообразные приемы. Приведу в статье несколько из них. Эта информация поможет вам определить такое поведение, узнать фразы, по которым можно понять их тактику. Также я описала, что нужно делать вам, чтобы минимизировать слова и действия газлайтеров.

1. Отрицание:

Что они делают:

  • Они отрицают, что говорили или делали что-то, что вас обидело.
  • Они говорят, что вы слишком чувствительны или что вы неправильно их поняли.
  • Они обвиняют вас в том, что вы выдумываете или преувеличиваете.
  • Заставляют вас сомневаться в своей памяти и восприятии действительности.

Какие фразы они используют:

Я просто пошутил(а), не нужно так серьезно реагировать.

- Ты не так понял(а), я этого не говорил(а).

- Этого не было, ты все выдумываешь.

- Этого не было.

- Ты слишком чувствителен(ьна), не принимай все так близко к сердцу.

- Я просто пошутил(а), не нужно так серьезно реагировать.

- Ты этого не говорил(а), у меня отличная память.

Что нужно делать вам:

  • Доказать обратное очень сложно. Поэтому максимально фиксируйте вашу коммуникацию через электронную почту, например. Пишите все ваши договоренности по итогам встреч и высылайте на подтверждение. Ведите дневник, где будете фиксировать события, даты, время и слова, сказанные вам. В первую очередь, это нужно вам, чтобы позже вспомнить, как все было.
  • Напомните им, что роль руководителя – не оценивать личностные качества, а развивать профессиональные. Спокойно и вежливо отстаивайте свою точку зрения, опираясь на факты.
  • Здесь нужны тоже факты и только факты. И цифры. Обсудите ситуацию с коллегами или друзьями, чтобы получить их взгляд со стороны.

2. Проекция:

Что они делают:

  • Перекладывают свои ошибки, проблемы или чувства на вас.
  • Обвиняют вас в том, что вы делаете то, что на самом деле делают они.
  • Заставляют вас чувствовать себя виноватым(ой) или ответственным(ой) за их проблемы.

Какие фразы они используют:

- Это ты меня расстраиваешь

- Ты всегда все делаешь наоборот

- Из-за тебя я чувствую себя таким(ой)

- Если бы ты не..., то...

- Ты сам(а) такой(ая)!

- Это ты все выдумываешь и преувеличиваешь

- Мне кажется, ты просто завидуешь

- Не стоит перекладывать свои проблемы на меня

Что нужно делать вам:

  • Не принимайте на свой счет слова или действия.
  • Определите границы и не позволяйте им перекладывать свою ответственность на вас.
  • Спокойно и вежливо говорите о своих чувствах и потребностях, не поддавайтесь на провокации.
  • Помните, что он сам может испытывать проблемы и неуверенность. В своей статье Боссинг.Что нужно знать? Как определить и что делать? я описываю причины такого поведения.

3. Критика:

Что они делают:

  • Постоянно вас критикуют.
  • Говорят, что вы ничего не делаете правильно.
  • Подрывают вашу уверенность в себе.

Какие фразы они используют:

- Ты мог(ла) бы сделать это лучше.

- Ты всегда все делаешь не так.

- Ты недостаточно хорош(а).

- Тебе нужно больше стараться.

Что нужно делать вам:

  • Не принимайте критику начальника на свой счет.
  • Анализируйте его слова, чтобы понять, есть ли в них доля правды.
  • Попросите начальника дать вам конструктивную обратную связь.
  • Сосредоточьтесь на своих достижениях.

4. Обесценивание:

Что они делают:

Обесценивают ваши достижения, идеи или чувства.

  • Обесценивают ваши достижения, идеи или чувства.
  • Говорят, что ваши идеи не имеют значения.
  • Заставляют вас чувствовать себя глупым(ой) или беспомощным(ой).

Какие фразы они используют:

- Ты преувеличиваешь свою роль в этом проекте/задаче.

- Твои идеи ничего не стоят.

- Ты не справляешься со своими обязанностями.

- Без меня ты бы ничего не добился(ась).

- Это неважно.

- Ты не прав(а).

- Ты не умеешь этого делать.

- Ты слишком много о себе думаешь.

Что нужно делать вам:

  • Не позволяйте начальнику обесценивать ваши достижения.
  • Напоминайте себе о своих сильных сторонах и достижениях.
  • Собирайте отзывы от коллег и клиентов, подтверждающие вашу компетентность.
  • Помните о своих достоинствах и достижениях.
  • Говорите о своих чувствах и потребностях.
  • Ищите поддержку у других людей.

5. Игнорирование:

Что они делают:

Не дают вам возможности высказаться.

  • Игнорируют ваши вопросы или предложения.
  • Не дают вам возможности высказаться.
  • Заставляют вас чувствовать себя незначительным(ой) или невидимым(ой).

Какие фразы они используют:

- У меня сейчас нет времени.

- Это не важно.

- Я потом тебе отвечу.

- Поговорим об этом позже.

- Я не буду это обсуждать.

- Мне некогда сейчас.

- Не вижу пока в этом необходимости!

- Сейчас обсуждать это я больше не хочу!

Что нужно делать вам:

  • Не позволяйте им игнорировать вас.
  • Будьте настойчивы, но вежливы.
  • Поговорите с кем-то другим, кто может вам помочь.

6. Пассивная агрессия:

Что они делают:

  • Выражают свое недовольство косвенным образом.
  • Делают колкости, саркастические замечания.
  • Отказываются вам помочь или разговаривать.

Какие фразы они используют:

- Конечно, ты можешь это сделать. (с сарказмом)

- Я бы не стал(а) делать это так.

- Это не моя работа.

- Ладно, делай как хочешь.

- Как знаешь.

- Без комментариев.

- Я же тебе говорил(а)...

- Тебе виднее.

- Я в этом не разбираюсь.

- Это не мое дело.

- Пусть будет по-твоему. Я не против.

- Без комментариев.

- Странно обсуждать это здесь и сейчас.

Что нужно делать вам:

  • Не принимайте их пассивную агрессию на свой счет.
  • Сохраняйте спокойствие и вежливость.
  • Игнорируйте саркастические и язвительные комментарии.
  • Обсудите ситуацию с психологом, чтобы научиться реагировать на пассивную агрессию.

7. Перекладывание вины:

Что они делают:

Заставляют вас чувствовать себя виноватыми.

  • Перекладывают вину за свои ошибки на вас.
  • Обвиняют вас в том, что вы некомпетентны или ленивы.
  • Заставляют вас чувствовать себя виноватыми.

Какие фразы они используют:

- Это все из-за тебя.

- Ты мог(ла) бы это предотвратить.

- Если бы ты был(а) внимательнее, то...

- Ты не оправдал(а) мои ожидания.

- Если ты не сделаешь это, я...

- Либо ты делаешь по-моему, либо...

- Это твой выбор, но потом не жалуйся.

- Я не буду с тобой работать, если ты...

Что нужно делать вам:

  • Не принимайте на себя вину за чужие ошибки.
  • Спокойно и вежливо объясняйте свою позицию.
  • При необходимости, ставьте границы и защищайте себя.

8. Изоляция:

  • Они пытаются изолировать вас от других людей. Например, всех пригласили на свой день рождения, а вас – нет. Или организовали выезд на небольшое мероприятие от компании, а вас не позвали. Знайте – дело не в вас, это не потому, что вы плохо работали и не заслужили, дело в том, что так руководитель пытается показать свое превосходство над вами и намеренно хочет показать всем, что он – босс, а вы – изгой.
  • Они запрещают вам общаться с коллегами. Например, говорят/требуют/повышают голос, когда узнают, что вы пообщались по рабочему вопросу с кем-то из вашего или другого департамента. Обосновывают это тем, что он/она – руководитель и должен/должны знать все! Даже про ручку, которую вы дали своему коллеге (здесь я немного утрирую, но смысл, примера думаю, понятен).
  • Они говорят, что никто вам не поверит.
  • Заставляют вас чувствовать себя одиноким и уязвимым.

Какие фразы они используют:

- Тебе не нужно ни с кем об этом говорить.

- Не стоит выносить сор из избы.

- Они тебя не поймут.

- Я единственный, кто тебе поможет.

- Пойти к вышестоящему руководителю могу только я, он слишком занят, чтобы отвлекаться на тебя.

- Тебе не стоит общаться с этими людьми.

- Ты не можешь никому доверять.

- Тебе лучше держаться подальше от...

- Ты не справишься без меня.

Что нужно делать вам:

  • Не позволяйте начальнику вас изолировать. Хотя сделать это фактически очень сложно, но покажите свою позицию, попросите обозначить причины, хотя я уверена, что такой начальник (рука не поднимается, чтобы назвать его руководителем) придумает тысячу официальных отговорок, почему это не сделал.
  • Продолжайте общаться с теми, с кем вам комфортно, соблюдая, конечно, правила корпоративной этики, если они прописаны. Ставьте в копию рабочих задач вашего босса, но, если дело доходит до маразма, это уже серьезный звоночек к размышлению об адекватности.
  • Максимально переведите ваше общение через письменные источники коммуникации. Задавайте уточняющий вопрос по задачам: «Я правильно понял/поняла, что сделать мне нужно это и это таким образом к такому сроку?»
  • Посещайте профессиональные мероприятия.

9. Противоречия:

Что они делают:

  • Говорят одно, а делают другое.
  • Меняют свое мнение без объяснения причин.
  • Заставляют вас чувствовать себя сбитым с толку, сконфуженным

Какие фразы они используют:

- Я вчера не это имел(а) в виду.

- Я просто пошутил(а).

- Ты меня неправильно понял(а).

- Я не помню, чтобы я это говорил(а).

Что нужно делать вам:

  • Не верьте всему, что говорит ваш начальник.
  • Просите конкретных объяснений.
  • Документируйте противоречия в его словах и действиях.

Переключение внимания

Что они делают:

  • Опровергают ваши чувства и переживания
  • Пренебрегают вашими эмоциями и опытом
  • Сбивают с толку, изменяя предмет разговора или переводя обсуждение на другую тему
  • При переключении внимания могут закрыть глаза, отвести взгляд в сторону, сосредоточиться на новом объекте или задаче, изменить позу или выразить другими способами свою концентрацию на другом объекте

Какие фразы они используют:

- Давай не будем об этом сейчас говорить.

- Хватит зацикливаться на прошлом.

- Не нужно искать проблемы там, где их нет.

- Лучше сосредоточиться на работе.

Что нужно делать вам:

  • Настаивайте на обсуждении важных для вас вопросов.
  • Не позволяйте начальнику уходить от темы.
  • Задавайте уточняющие вопросы, чтобы добиться ясности.
  • Предложите конструктивные решения проблем

Ложь:

Что они делают:

• Они рассказывают другим людям о вас негативно.

• Они распространяют слухи о вашей некомпетентности.

• Они пытаются испортить вашу репутацию.

Какие фразы они используют:

- Я тебе ничего не обещал(а).

- Я этого не говорил(а).

- Я не знаю, о чем ты говоришь.

- Все было совсем не так.

Что нужно делать вам:

  • Сравнивайте слова начальника с его действиями.
  • Ищите подтверждение его словам у других людей.
  • Попытайтесь выйти на диалог с ним,
  • Заручитесь поддержкой других коллег

Контроль:

• Они пытаются контролировать каждый аспект вашей работы.• Они требуют, чтобы вы отчитывались о каждом своем шаге.• Они не доверяют вам.

Какие фразы они используют:

- Я просто хочу быть в курсе.

- Мне нужно знать, где ты находишься.

- Я беспокоюсь о тебе.

- Ну что ты переживаешь? Я хочу тебе помочь.

- Я руководитель и обязан(а) знать все, что происходит в нашем департаменте/отделах.

Что нужно делать вам:

• Изучите свои права как работника.

• Установите границы дозволенного в общении с начальником.

• Не позволяйте ему контролировать вашу жизнь.

Кадр из фильма "Газовый свет", 1944
Кадр из фильма "Газовый свет", 1944

Фразы, которые помогут противостоять газлайтерам-начальникам:

- Я не буду участвовать в этом разговоре в таком тоне.

- Я не принимаю вашу критику в таком виде.

- Я чувствую себя некомфортно, когда вы так со мной говорите.

- Я могу ошибаться, но я уверен/а в своей правоте.

- Я не готов(а) общаться в такой атмосфере.

- Я имею свое мнение, даже учитывая факт, что вы мой - руководитель.

- Я ценю свой труд и не позволю вам так себя со мной вести.

- Я буду защищать свои границы.

Не позволяйте начальнику убедить вас в вашей некомпетентности. Верьте в себя и свои силы. Помните, что ваши навыки и опыт ценны. Не бойтесь отстаивать свою точку зрения.

  • Осознайте, что вы имеете дело с газлайтером.
  • Не позволяйте его словам и действиям влиять на вашу самооценку.
  • Сохраняйте спокойствие и вежливость в общении с ним.
  • Записывайте его слова и действия, чтобы помнить, что происходило и вас нельзя было смутить.
  • Обсудите ситуацию с близкими, друзьями или психологом.
  • Не позволяйте начальнику играть на вашем чувстве вины.
  • Помните, что вы не обязаны работать сверхурочно, если не хотите.
  • Вежливо откажитесь от сверхурочной работы, если у вас нет возможности или желания ее выполнять.
  • Предложите альтернативные варианты решения проблемы.
  • Ищите новую работу, где к вам будут относиться с уважением.
  • Установите границы дозволенного в общении с начальником.
  • Не позволяйте ему кричать на вас, оскорблять или унижать.
  • Вежливо оборвите его, если он начинает вести себя неподобающим образом.
  • Покиньте его кабинет, если он не прекращает свое хамское поведение.
  • Не бойтесь сказать «нет» его требованиям, если они необоснованны.

Если начальник или коллеги продолжает вас унижать, обратитесь за помощью к психологу, вышестоящему руководителю. Если все ваши шаги не приносят результата, подумайте о смене работы. Чаще всего, это решение поможет изменить ситуацию, только если вам самому не "нравится" такая коммуникация с газлайтером. Об это мы говорим с Марией Гарбия, магистром психологии, практикующим психологом гуманистического направления.

В этом подкасте мы поговорим о том:

Что такое корпоративный газлайтинг?

Как понять, что перед тобой коллега или руководитель газлайтер? Почему газлайтеры себя так ведут?

Как определить, что перед тобой газлайтер (коллега или руководитель)? Что делать?

Это видео будет полезно людям, работающим в корпоративной среде, руководителям и HR-специалистам. Эта информация поможет узнать и избежать газлайтерских ситуаций, а также улучшить рабочую атмосферу и отношения в коллективе.

2 комментария

описали все четко , как и есть на самом деле , все фразы в точности , но тут кстати не стоит забывать , что если в совокупности упоминают эти фразы, а не единичные какие-то , потому что не всегда они характеризуют человека с плохой стороны

2
Ответить

Да, согласна, рассматривать нужно в совокупности. Если единичные фразы, то это, скорее исключения. И самое главное, когда остается очень неприятно ощущение внутри, и начинаешь думать об этом человеке все чаще и чаще.

Ответить