{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему CJM (карта пути клиента) иногда важнее запуска рекламы или Как мы отговорили клиента от ненужных трат?

Мы в Хаски Digital всегда подчеркиваем, чем наш подход отличается от других агентств – без анализа юнит-экономики мы не приступаем ни к каким работам по запуску рекламных кампаний. А иногда случается, что приходится отговаривать партнеров от определенных услуг, потому что анализ показывает, что это бесперспективно. Сегодня мы решили рассказать как раз о таком случае, а также о том, что иногда выбор альтернативного варианта срабатывает лучше.

Всем привет, меня зовут Хрипко Антон, я основатель и руководитель Digital-Мастерской Хаски. Мы помогаем бизнесу масштабироваться за счет трафика и аналитики, у нас особенное отношение к юнит-экономике – пропагандируем подход к рекламе и бизнесу на базе расчетов юнит-экономики.

Итак, расскажем по порядку.

На рынке аж с 2008 года существует компания «ТКсэт», которая предоставляет классный сервис автоматизации бизнес-процессов, услугами которого пользуются крупные компании.

В середине 2020 года компания выпустила онлайн-сервис «CORRECT: Сервис распознавания документов» (correct.su). Этот продукт ориентирован на небольшие и средние компании, которые не имеют бюджетов для внедрения дорогостоящий решений для обработки документов. Сервис предоставляется по модели SaaS (Сервис как услуга). Такая модель подразумевает самостоятельное подключение клиентов, а это значит, что каждый потенциальный клиент должен получить всю необходимую информацию с сайта и оперативную консультацию по возможностям продукта.

Для популяризации сервиса использовались различные площадки: Яндекс, Google, Вконтакте и другие, но необходимого результата не было получено, а стоимость заявки оставалась слишком высокой. Компания обратилась к нам за помощью в продвижении этого сервиса.

Приступив к анализу юнит-экономики мы стали лучше понимать, почему реклама не только не приносит результата, но и генерирует убытки для компании.

Базовый расчет юнит-экономики, показывающий, какой она должна быть для успешного запуска РК.

Запуск очередных рекламных кампаний ничего не дал бы клиенту, кроме потерянных денег, времени и усилий. Мы объяснили неэффективность этих мер клиенту. Партнер также рассматривал идею создания лендинга, чтобы при помощи работ по увеличению конверсии сайта выровнять юнит-экономику.

Конверсия у посадочной страницы была не самой провальной, но мы, основываясь на своем опыте, предложили «копнуть глубже» и проанализировать в первую очередь эффективность отдела продаж. Было предположение, что проблема может крыться глубже, а именно в LTV клиента и провалах отдела продаж.

Зачастую неуспешность юнит-экономики зависит от банальных причин:

  • отсутствие должного клиентского сервиса;
  • проблемы у покупателя на стадии покупки, которые не может/не хочет решать компания;
  • обычная незаинтересованность отдела продаж и т.д.

Чтобы продемонстрировать представителям компании, что проблема существует, мы собрали несколько точек роста отдела продаж. Так, «тайный» покупатель дважды пытался совершить сделку с компанией, и оба раза «что-то пошло не так» – менеджеры разговаривали излишне панибратски, оставив у потенциального покупателя впечатление о несерьезности компании. Да, некоторым клиентам может и понравиться такой неформальный подход менеджера, с шутками-прибаутками и матерными анекдотами, но большинство он просто может испугать. Кроме того, были сложности с длительным откликом на заявку клиента, с ответами менеджера по определенным вопросам насчет продукта компании.

Мы предложили CORRECT сформировать гипотезы по улучшению CJM по итогам проведения “тайного покупателя” для трех согласованных аудиторий. Типажи специально были выбраны разные, потому что для каждого из клиентов подразумевался свой подход.

1 типаж: «Очень-очень занятый».

Основная характеристика подобного покупателя была следующей: четко знает, что ему необходима услуга по оптимизации его бизнес-процессов, но не готов тратить много времени и сил на внедрение сервиса. Из-за отсутствия времени на общение предпочитает получить ответы на свои вопросы быстро, но сам может долго отвечать.

Был разработан определенный сценарий поведения менеджера при общении с подобным покупателем, учитывающий все его драйверы и барьеры: долгие ответы, занятость, возражения и так далее. Менеджер по продажам должен грамотно вести подобного клиента, правильно реагируя на отказы предложением рассмотреть другие варианты оказания услуги.

2 типаж: «Новичок»

Покупатель этого типа отличается нерешительностью и отсутствием знаний о сервисах сканирования, начинает только узнавать о преимуществах подобных сервисов. Очень важно дать понять подобному «новичку», что на все свои вопросы он получит грамотные и аргументированные ответ, что и позволит склонить его к покупке.

Взаимодействие с подобным клиентом может быть долгим, требующим со стороны партнера сдержанности и информированности об услугах, ведь он задает очень много вопросов, и только учится пользоваться сервисом. Мы разработали подробнейший сценарий, учитывающий все нюансы общения с «новичком».

В таком виде мы презентовали результаты нашего исследования

3 типаж: «Экономный или сомневающийся»

Такой покупатель – чаще всего сам предприниматель, не имеющий возможности или не желающий обзаводиться собственным финансовым отделом. Именно поэтому он выясняет, какие еще есть возможности оптимизировать бухгалтерию. Этот потенциальный покупатель отличается экономным подходом: скрупулезно выясняет преимущества сервисов автоматизации, сравнивает цены в различных компаниях, пытается сам разобраться, как работают сервисы.

Такой покупатель может просто уйти к конкурентам, если не предоставить ему важную информацию, которую он ищет. В скриптах отдела продаж должна быть инструкция на случай общения с подобным клиентом.

Мы выстроили 8 гипотез на основе общения «тайного покупателя» с менеджером по продажам, которые требовали доработки со стороны клиента. К примеру, прописать скрипты для менеджеров, доработать личный кабинет на сайте и так далее. Также мы провели сравнительный анализ конкурентов, на основе чего у наших партнеров также выявились недостатки, которые было бы хорошо исправить, и преимущества, которые можно было подсветить.

Одним из главных этапов было выявить гипотезы, которые позволят сайту партнера улучшить работу с клиентами:

  • выделить на сайте информацию о конфигурациях 1С, которая была необходима многим клиентам сервиса;
  • добавить кнопку запроса демо-доступа, которой просто не было после информации о тарифах, хотя информация о бесплатном пробном периоде громко заявлялась на сайте;
  • изменить некоторые кликабельные кнопки на более релевантные и понятные пользователю, например, «получить демо-доступ» вместо «регистрация», и многое другое, что сделало бы сайт привлекательнее и понятнее потенциальному клиенту.

Клиент с радостью начал внедрять рекомендации, которые мы ему дали в ходе нашего сотрудничества. После улучшения показателей юнит-экономики благодаря работам над CJM мы планируем запуск для него рекламных кампаний, которые принесут стабильный результат.

“Мне всё понравилось, хорошая практика. Структурно, очень четко, классный способ замерить и сделать выводы. Спасибо, реально мне понравилось.”

Игорь Комисарчук – коммерческий директор CORRECT

Этой статьей мы решили напомнить вам, как важно учитывать показатели юнит-экономики перед тем, как начинать запуск рекламы. Подробнее о нашем подходе можно прочитать здесь и тут .

Зачастую клиенты делают свой выбор в пользу конкурентов по таким простым причинам, как клиентский опыт и отсутствие или наличие хорошего сервиса. Если бы все представители бизнеса учитывали это, то подобных ситуаций было бы меньше.

0
118 комментариев
Написать комментарий...
Кристина Т.

Мне кажется, очень многим компаниям не помешало бы провести проверку тайным покупателем. Особенно всяким маленьким сервисам доставки и интернет-магазинам.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кича

Тайный покупатель и его путь - это вообще топ. Такие вещи на последующих раскопках порой вкрываются, просто волосы дыбом встают. Один из: менеджеры по продажам признались, что они допродают продукт конкурента, а не собственный из экосистемы. Один объяснил это тем, что у конкурента продукт лучше, а второй попросту не знал о сущестовании собственного.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Кристина

Соглашусь с вами.Тайный покупатель всегда держит сотрудников в тонусе.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антон Хрипко
Автор

Да, это отличный интрумент. Не просто так мы стали использовать. Помогает собственнику или тоэп-менеджменту трезво посмотреть на реалии бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Арина Борисова

Хорошая статья. А как вы поняли, что проблема в отделе продаж?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Мы перед стартом любых работ по рекламе всегда готовим базовый расчет юнит-экономики, там все точки роста бизнеса как на ладони (в большей части случаев). Именно тут экономика не сходилась и все указывало на отдел продаж, с чем и начали работать прежде чем запускать рекламные кампании.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Зыкин

Даже полного профана во всём этом заинтересовало. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Очень рад, что смогли вас заинтересовать. Спасибо за вашу оценку.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Гончарик

А меня больше отталкивает не панибратское отношение менеджера , а навязывание доп.услуг , хотя всегда озвучиваю , что ничего не нужно или , что уже выбрал , это реально выбешивает и отбивает желание ,что либо приобретать.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Клиента надо чувствовать иначе можно было бы поставить робота, чтобы он зачитывал скрипт.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Екатерина Уланова

Как я вас понимаю,иногда хочется просто сбежать из магазина ((((Как телохранители менеджеры ходят !

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Спасибо за вашу оценку! Мы стараемся работать на совесть, а потом и описывать свой опыт в подобных статьях

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Иногда так приятно взять ручку с бумагой и что-то написать или нарисовать.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Богданова

А как же красивая полиграфия? Ах, все эти милые блокнотики, планнеры, закладочки...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Мария Богданова

Вижу повышение интереса к писанию рукой, вплоть до курсов каллиграфии. Причем не у юных нимфеток, а у вполне взрослых людей.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Golovanev

Работал с Антоном долгое время, с уверенностью рекомендую его всем знакомым. Антон, статья классная получилась.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Рад слышать, большое спасибо за рекомендации и за отзыв по статье!

Ответить
Развернуть ветку
Марат Агаев

Какой крутой материал, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Благодарю за вашу оценку!

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny

Для анализа вам нужны CPL и CPC? А если клиент не знает? Условные считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Вы про базовый анализ юнит-экономики?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Мария Богданова

Понравилось про менеджера. Со мной вообще однажды пытались познакомиться, когда я в одну серьезную контору звонила по работе. Всякие бывают. 😁

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Слышал кейсы, когда и работу меняли в подобных ситуациях.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Юрков Сергей

А если приходится отказывать клиентам из-за того, что не сходится юнит-экономика, то как-то далее вы поддерживаете связь с клиентом, чтобы он в будущем вернулся к вам как устранит проблемы?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Тут бывает несколько сценариев.
Этот кейс один из вариантов развития событий.
Посчитали юнит-экономику, поняли что запускаться не стоит и что надо "латать дыры" в воронке продаж. Партнер может делать это самостоятельно, но именно тут решил довериться нашему опыту )

Ответить
Развернуть ветку
Кузен Ави

Молодцы, но не надо относить сегментацию/скоринг лидов к CJM, так как вы делаете lead generation -> lead scoring -> lead management -> lead conversion. То есть CJM это ближе к лид-менеджменту и продажам, но не является пользовательским опытом, так как скоринг и бизнес процессы продаж и маркетинга это внутренние процессы компании.
К сожалению в CJM последнее время стали пихать все подряд и махать этим как панацеей, но это всего лишь один из инструментов, необходимых с другими.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Ох, поддерживаю.
Более того, поиск и привлечение новых клиентов является зеркальной стороной клиентского пути.:)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Волков

Антон, спасибо за статью. Подскажите, как клиент оплачивает такой аудит? 2 месяца и явно не один десяток часов специалистов. Это отдельный этап за некий fix? Если да, то что является результатом описанным в договоре? Или это все в рамках пресейла?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Такую объемную работу невозможно выполнить в рамках пресейла, это отдельная услуга. Мы спрогнозировали наши работы в часах и на базе этого подготовили коммерческое предложение. Результаты - гипотезы по улучшению отдела продаж + передача всех "сырых" данных, чтобы партнер мог самостоятельно на базе исследования сгенерировать дополнительные гипотезы.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Северов

То есть в данном случае все косяки были в отделе продаж?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Косяки есть у всех, кроме тех, кто ничего не делает. Именно тут точкой роста был отдел продаж, далее будем искать следующую точки роста бизнеса)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Маша Рогова

Быстро вы разобрались в данной ситуации,есть над чем подумать.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

На самом деле за этой задачей стоят кропотливый труд и было это не за пару дней сделано.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Екатерина Куркова

Знаю этот типаж менеджеров, как будто им домой звонишь.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Всякое бывает

Ответить
Развернуть ветку
ДимаDiora GraisИвашко

Тут надо налаживать атмосферу в отделе прадаж. Косячат только они и поэтому прадажи падают.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Выше уже писал, что косячат все, так как все люди. Другой вопрос, как к этому относиться и исправляется ли это.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Давыдов

А если, например, проблема в том, что клиенту не достаточно функционала продукта, анализ сможет это показать?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Вопрос про юнит-экономику или про анализ отдела продаж?

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Клепцова

А до вас клиент пытался рекламу запускать? Успешно?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Отвечу цитатой из статьи:

"Для популяризации сервиса использовались различные площадки: Яндекс, Google, Вконтакте и другие, но необходимого результата не было получено, а стоимость заявки оставалась слишком высокой"

Ответить
Развернуть ветку
Artem

Правильно построенный CJM всем хорош, кроме существенного недостатка— это слепок того, что происходило, это всегда прошлый опыт
Оптимизация CJM— хорошие и быстрые фиксы того, что работает криво. И всегда— достижение локального максимума
А вот дерево работ(в JTBD)— всегда картина целиком(если интервью проведены правильно) и карта местности, на которой виден глобальный максимум.
Этим и хорош JTBD— построить дерево работ, чтобы увидеть глобальный максимум
Мои 3 любимых инструмента в создании продуктов: сегментация, дерево работ и юнит-экономика. Всем рекомендую🙂

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Да нет. CJM может быть про существующее положение вещей, про будущее и даже в отсутствие продукта. Нет у него такого недостатка.:)
А вот почему jtbd стал «деревом работ», я не понимаю?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Антон Хрипко
Автор

JTBD отличная методология, но не могу сказать, что ее стоит прям везде применять.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Брючко

И что стало с конверсией отдела продаж после проведенных работ на том же обьеме и качестве лидов?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Увы, но пока нет данных, как раз ожидаем внедрение выведенных гипотез и после будем замерять. В статье показывали подход наш, а не было-стало если что.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Архаров Петр

Начали с госпиталя, продолжили аналитикой. Значит статья с госпиталем была для хайпа, ясно.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Артём К

А маржинальность скачет в зависимости от сезона? Или в подобном бизнесе это не важно?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Расскажите подробнее, почему вы считаете, что маржинальность должна прыгать в зависимости от сезона?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Хомич

Очень интересно узнать, какие факторы и анализы влияют на принятие решений в рекламной отрасли. Карта пути клиента (CJM) здесь звучит как ключевой элемент, позволяющий не только оптимизировать запуск рекламных кампаний, но и избежать ненужных трат. Видно, что в Хаски Digital внимательно анализируют ситуацию и предлагают клиентам наилучшие решения. Важно понимать, что иногда выбор альтернативного варианта может оказаться более успешным. Браво за такой подход!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Спасибо за вашу оценку =)

Ответить
Развернуть ветку
Анна П

О, коллега на прошлом месте работала с Хаски Диджитал, хорошо о вас отзывалась) Было интересно прочитать, спасибо. Хочется подробнее узнать о Тайном покупателе: как проводите, в каких случаях это полезно (есть ощущение, что как и с JTBD - надо не всем) и прочее)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Что что, а тайный покупатель везде поможет. На самом деле лет 10 назад это было очень популярная услуга в оффлайне, почему ей уделяют сейчас так мало внимания я не очень понимаю если честно. Мы активно используем, так как понимаем всю ценность данного инструмента.

Ответить
Развернуть ветку
Игнат Мухамбаев

Вот молодцы, к таким людям у меня доверие, не навязать чего побольше ненужно, а удержать от лишних трат.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Это и правда наш приоритет, если мы видим, что не будем полезны, то будем очень активно об этом говорить и не будем запускать РК.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кашин

Какие нужны входные данные для начала продвижения? Мне как предпринимателю как подготовиться?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Подготовиться к началу предпринимательского пути или к анализу базовой юнит-экономики?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

😉

Ответить
Развернуть ветку
Karina Makarova

В целом все по полочком, интересный опыт, надо взять на заметку

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Рады быть полезными =)

Ответить
Развернуть ветку
Федя..

Хорошо написана статья. Так держать!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Спасибо за оценку, будем стараться!

Ответить
Развернуть ветку
Нур Садыков

Здравствуйте 🤝
Разрабатываю сайты для бизнеса

Вам интересно получить -15 минутную консультацию ,про увеличение продаж в бизнесе через сайт ?

Если есть сайт , то бесплатный аудит вашего сайта ?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Вот это интересный заход =)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Денис

Если проблема была в ОП, как изменились цифры после вашего анализа?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

кейс не том как поменялись цифры, а о том, что не всегда стоит сломя голову идти в запуск рекламных кампаний. В данный момент все наши рекомендации находятся на стадии внедрения, после внедрения обязательно замерим результат.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Гружевская

Полезная статья) тоже не люблю, когда незнакомые люди общаются, как братаны 😅

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Рады быть полезными)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Алябьев

Тут больше похоже на выявление персонажей, чем на построение CJM. То бишь главный выхлоп тут, скорее, от персонажей, чем от полной карты. Кстати, про полную карту и не рассказано особо, а только про относительно локальные докрутки.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Основная суть кейса не рассказать о том, как мы делали весь CJM, а о том, что не всегда нужно "убиваться" в верхнюю часть воронки, иногда стоит посмотреть чуть шире, как раз приводим пример одного из таких случаев.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Татьяна Ковтун

Реклама — это слив денег. К такому выводу может прийти всякий, кто запустил рекламную кампанию без подготовки: без изучения аудитории, выбора форматов и постановки конкретной цели.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Хрипко
Автор

Так часто бывает, но не всегда =)

Ответить
Развернуть ветку
115 комментариев
Раскрывать всегда