UNIT (Юнит)-экономика: что это, зачем нужно и КАК ПРАВИЛЬНО ПОСЧИТАТЬ
Как посчитать юнит-экономику
Самая общая формула выглядит так:
LTV = Средний чек х Количество продаж
CAC = Сумма расходов на привлечение клиентов / Количество клиентов
«Качество» клиента = LTV / CAC
Последний показатель («Качество» клиента) демонстрирует, насколько затраты на привлечение клиента окупаются, то есть насколько финансово он выгоден компании. Хорошим показателем в среднем считается LTV/CAC >3, но это значение может немного варьироваться в зависимости от отрасли. Дальше покажем, как рассчитать юнит-экономику на примере.
Алгоритм расчёта из 6 шагов на примере клиентской модели
1
Определите общую сумму расходов/бюджет на привлечение клиентов
Например, это 35 000 рублей. В случае онлайн-рекламы эта сумма может включать в себя затраты на таргет или оплату услуг инфлюенсера. Если у вас в штате нет человека, который запускает рекламные кампании, и приходится разово привлекать специалиста, закладывайте в бюджет и оплату его труда.
В случае с офлайн-рекламой в бюджет на рекламу будет закладываться оплата размещения (например, на билборде или стенде в ТЦ), печати (если это рекламные листовки) и оплата привлечённого сотрудника, например промоутера.
2
Определите число привлечённых клиентов
10 клиентов. В этом случае вы считаете только тех людей, которые пришли и совершили покупку товара или услуги.
Также можно измерить количество посетителей, пришедших после рекламы, и попробовать проанализировать, на каком этапе их что-то оттолкнуло от совершения покупки: это может быть, например, неудобный дизайн сайта, непонятный каталог ― в случае онлайн ― или плохое обслуживание в офлайн-компании.
3
Поделите бюджет на количество клиентов — получится CAC
Это стоимость привлечения одного клиента: 35 000 / 10 = 3500 рублей.
4
Посчитайте общую выручку
Она может быть разной.
Допустим, у вас салон красоты, где средний чек ― 2000 рублей, клиенты ходили к вам каждый месяц на протяжении полугода. Тогда 2000 х 10 х 6 = 120 000 рублей.
Можно посчитать средний чек для каждого клиента или группы клиентов, если разброс трат большой. Например, 30% клиентов могут записываться на набор услуг, особенно если вы предлагаете какие-то акции, а 70% делают только маникюр. Средний чек для двух этих групп будет разным.
5
Разделите сумму общей выручки на количество клиентов — найдите LTV
120 000 / 10 = 12 000 рублей.
Столько денег в среднем вам принесёт один привлечённый клиент, пока будет пользоваться вашими услугами.
6
Этот показатель разделите на стоимость привлечения одного покупателя (CAC), и вы узнаете, насколько затраты на привлечение клиента окупаются. В широком смысле это и есть юнит-экономика. Расчёты можно усложнять, применять разные подходы и модели.
12 000 / 3500 = 3,4
Значение показателя выше трёх говорит о том, что затраты на привлечение окупаются. Низкий показатель ― что реклама неэффективна, либо на каких-то этапах вы теряете клиентов. В этом случае придётся поискать проблемные точки: возможно, таргет настроен не на ту ЦА, сайт неудобен в использовании или долго прогружается, менеджер поздно перезванивает или неэффективно работает и т. д.
Один из основоположников юнит-экономики, Дэвид Скок, считает, что LTV должен быть выше CAC, как минимум, в три раза, но соотношение может меняться от отрасли к отрасли и в зависимости от рыночных условий.
ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОСЧИТАТЬ ВАШУ юнит-экономику вместе со мной на БЕСПЛАТНОЙ диагностике, чтобы увеличить прибыль в 10 раз. НАПИШИТЕ МНЕ 👇👇👇
WhatsApp 👇👇👇
Telegram 👇👇👇
Что делать с результатами подсчётов
Прежде всего нужно сравнить стоимость привлечения нового пользователя и выручки с него.
- Если новые посетители тратят на ваши продукты меньше, чем вы потратили на их привлечение, это ведёт к убыткам. В этом случае можно провести ряд экспериментов: использовать техники повышения среднего чека, снизить себестоимость товара или услуги, изменить что-то в рекламной кампании ― возможно, проверить настройки на ЦА.
- Если столько же ― реклама бесполезна, но, возможно, в дальнейшем выйдет в плюс. Для этого вам также стоит пересмотреть свои действия. Например, предложить специальные условия для тех, кто придёт к вам по рекламе, чтобы стимулировать их к покупкам.
- Если больше ― всё хорошо, но вы также можете экспериментировать с сервисом, наполнением рекламной кампании и др.
Ошибки при расчёте юнит-экономики
Какие ошибки нередко допускают при подсчётах:
Чрезмерно обобщать направления деятельности/услуг бизнеса
Важно учитывать сезонность и уникальность ЦА. Например, продажи и привлечение клиентов для шиномонтажа осенью и в разгар лета будут разниться, так как шины меняют весной и осенью.
Не считать CAC по каналам продвижения
Если вы, например, используете таргет и рекламу у инфлюенсера, то стоимость привлечения покупателей, пришедших из разных каналов, тоже будет отличаться. С таргета к вам может прийти 300 клиентов, а от блогера ― 50, а заложите в бюджет одинаковую сумму на оплату и того, и другого.
Считать юнит-экономику в общем, а не по отдельным юнитам
Показатели нужно считать отдельно для каждого канала привлечения пользователей и конкретного сегмента клиентов. Например, нельзя считать доход на пользователя за месяц по данным продаж за три месяца.
Не учитывать расходы на рекламу или занижать их
Если не учитывать затраты, данные о прибыли будут завышены. В итоге бизнес окажется убыточным, а владелец поймёт это слишком поздно.
Важно помнить, что LTV считается на основе не валовой прибыли (разница между выручкой и затратами на производство), а выручки.
Главное — правильно интерпретировать результаты расчётов и суметь сделать верные выводы, а затем повысить эффективность бизнеса, исходя из расчётов.
Для расчёта LTV для нового продукта или услуги нужно обладать достаточным количеством данных по стоимости привлечения ЦА и грамотно спрогнозировать количество пользователей по периодам. Если своих данных у бизнеса пока нет, можно посмотреть показатели прямых конкурентов или значения по схожим продуктам/услугам на рынке.
Главное - заключение
1. Юнит-экономика — это расчёт прибыльности базовой единицы (клиента или сделки) бизнеса.
2. Юнит-экономика делится на клиентскую (для любого типа бизнеса) и транзакционную (преимущественно для офлайн-бизнеса).
3. При расчёте юнит-экономики важно смотреть на разницу между вложениями и итоговым результатом. Если вложения превышают результат, нужно что-то предпринимать )))
Если у Вас все ещё остались вопросы, запишись ко мне на БЕСПЛАТНУЮ диагностику
Записаться на БЕСПЛАТНУЮ диагностику 👇👇👇
WhatsApp 👇👇👇
Telegram 👇👇👇
Моя статья "Модели UNIT-Экономики в бизнесе" 👇👇👇
Моя статья по воронкам 👇👇👇
Моя статья и видео о том, как в бизнесе создать систему финансового планирования, чтобы зарабатывать больше 👇👇👇
Если вы хотите нанять себе надежного личного помощника - ассистента, который не даст Вам погибнуть на работе, читайте статью и смотрите видео здесь 👇👇👇
Если Вы хотите нанять себе эффективную команду, которая будет Вам помогать, вот здесь статья и видео об этом 👇👇👇
Вот здесь мое видео о том, как Вам следует подготовиться, прежде чем нанимать команду, чтобы они не сразу все разбежались 👇👇👇
Использована оригинальная статья с сайта СберБизнес