Как меняется роль HR в 2024 году — важные фокусы в работе
Мы привыкаем жить и работать в новом мире, где «чёрные лебеди» прилетают всё чаще, а планировать даже на несколько недель вперёд получается всё реже. Какие навыки нужны современному эйчару? Как балансировать между бизнесом и людьми? Как стать агентом изменений и помочь трансформации компании? Разбираемся с HRD, HR-экспертами и СЕО.
Ответить на эти и другие вопросы, затронутые в этой статье, помогли спикеры Глобального HR-форума — их цитаты и идеи взяты из докладов на Персонал Экспо в Москве. Новый HR-сезон организаторы Персонал Экспо — HR-сообщество «Как делать» — откроют 9–10 апреля в Санкт-Петербурге: более 2 500 HR-лидеров, 140 экспертов в деловой программе, 8 конференц-залов с разными HR-активностями и свыше 100 компаний-провайдеров с готовыми решениями под разные HR-задачи на одной площадке Глобального HR-форума. Подробности и регистрация на personalexpo.ru.
Стратегический партнёр бизнеса
Во многих продвинутых компаниях сегодня существует явный тренд на позиционирование HR-функции как главного партнёра бизнеса. Бизнесу сегодня нужны не исполнители, а стратеги, интеграторы и команда быстрого реагирования в одном лице. Топ-менеджмент заинтересован в доказательном HR, именно поэтому задача специалистов по управлению персоналом — показать результаты сделанного, копнуть глубже, кинуть дальше, побежать быстрее конкурентов.
Разумеется, даже в нынешние непростые времена не все управленцы готовы слушать, но стучаться к топ-менеджменту и линейным руководителям, рассказывать им, что происходит на рынке труда, анализировать и приводить цифры по ситуации в компании, активно следить за тем, что делают конкуренты и не отставать, — точно стоит, чтобы не остаться без людей, а потом и без бизнеса.
Люди и изменения
Те стратегии, подходы, инструменты, которые работали несколько лет назад, больше не приносят желаемых результатов. Универсальных рецептов, как сделать так, чтобы всё было хорошо, увы, не существует. В итоге HR становится главным агентом изменений не только внутри своей команды, но и в компании, потому что бизнес-процессы приходится «перепрошивать», учитывая реалии внешней среды и запросы бизнеса. Звучит хорошо, но на деле сотрудники нередко сопротивляются нововведениям и не поддерживают перемены. Почему так происходит?
Мы забываем о законе сохранения энергии, который существует в природе. Всякий раз, когда мы убеждаем кого-то отказываться от старых привычек, взглядов и предпочтений в пользу новых, есть большая вероятность столкнуться с сопротивлением, а всё потому, что мозг — наш самый энергоёмкий орган, для него естественно использовать старые шаблоны и экономить ресурсы организма.
Ответ, как внедрять проекты изменений не под давлением, а эволюционным путём, опять же, можно подглядеть в живой природе. Среди человекообразных обезьян есть категория членов стада, которая отвечает за освоение нового — это молодые нестатусные подростки. С одной стороны, они абсолютно неавторитетны. С другой — их позитивный опыт сразу перенимают те, кто их любит — их матери — ранние последователи инноваций. Дольше всех сопротивляются изменениям авторитетные статусные самцы и доминант — глава стада. Как эту историю перенести в корпоративный мир? Высокие руководители, как правило, меньше всех заинтересованы в инновациях: у них уже есть статус, авторитет, отлаженные механизмы, а молодым специалистам, напротив, может быть интересна тема внедрения нового, если использовать подходящие инструменты для их мотивации.
Не стоит забывать и о тех изменениях, которые должны затрагивать HR-процессы. В частности — подбор. Одна часть всего этого — автоматизация, чтобы увеличивать скорость и эффективность операций. Вторая — преодоление стереотипов и работа с нанимающими менеджерами (твёрдое «нет» эйджизму, работа с соискателями с инвалидностью, подростками, «полосатыми воротничками» и другими новыми целевыми аудиториями кандидатов). Из этой темы вытекает следующая — найм, оценка и развитие персонала на основании навыков — skill-based.
Skill-based подход
Подобный подход означает, что любую компанию можно представить в виде конструктора, детали в котором — даже не люди, а задачи, которые они выполняют. При ближайшем рассмотрении в «коробке» с большей вероятностью каких-то элементов окажется в избытке, а чего-то точно будет не хватать. Разобраться, чего именно недостаёт, а потом придумать, как именно, с помощью каких инструментов этому быстро и качественно научить конкретного сотрудника, — ответственность T&D-менеджера.
Когда уже всё разложено «по полочкам», на помощь приходит task-based ассессмент — оценка по ролям/задачам. В идеальной вселенной уже на входе человека в компанию HR должен понимать, получится ли «натаскать» его до нужного уровня, если новичок пока не дотягивает, и насколько быстро он может «вырасти» в конкретной организации.
Работа с ролями, а не с компетенциями, позволяет сразу увидеть результат — насколько успешно сотрудник делает свою основную работу. Плюс — научить человека исполнять роль проще и быстрее, чем развивать компетенции.
Человекоцентричность
Человекоцентричность — ещё одна история, которая должна быть на повестке у любого HRD и топ-менеджера. Эйчары учатся «оцифровывать» работу каждого сотрудника и фокусироваться на повышении эффективности его труда, благодаря созданию бережной, развивающей и мотивирующей среды в компании.
Ни для кого не секрет, что запросы соискателей за последние три года резко изменились. Ещё во время пандемии многие люди пересмотрели своё отношение к работе, сменили ориентиры и ценности. Это напрямую сказывается на HR-стратегии. По опросу Работа.ру, 41% компаний работают над развитием бренда работодателя, каждая третья — развивает систему рекомендаций, 16% предлагают сотрудникам гибкий формат работы и удалёнку. И стоит обратить внимание на ещё одну важную цифру как примету времени: в два раза выросло число работодателей, которые увеличили, разнообразили, расширили или вообще начали предлагать социальный пакет. Всё это — ответы на вызовы нового времени. С другой стороны, большинство развитых компаний идут в сторону повышения производительности труда. Это можно сделать только одним способом — погрузившись во все бизнес-процессы, а это значит — измерять, анализировать и оптимизировать не только процессы в HR, но и в других подразделениях. Кто-то может сказать, что это не работа HR. Но вряд ли пять лет назад кто-то мог предположить, что HR станет главной опорой людей и бизнеса. А ведь стал. Обсудим на Персонал Экспо в Петербурге 9–10 апреля? Уверены — нам будет, о чём поговорить с экспертами!