Цифровые технологии в учебном процессе: особенности разработки приложений EdTech

Сфера EdTech активно переходит в цифровой режим. Все больше людей получают образование в онлайн-формате, а рынок обучающих технологий пополняется новыми приложениями и сервисами для самых разных категорий пользователей. Какие особенности стоит учитывать при разработке продуктов данного типа, расскажем в этой статье.

Цифровые технологии в учебном процессе: особенности разработки приложений EdTech

Обучаться в любом месте, здесь и сейчас. Такая идея заложена в образовательные приложения. Они облегчают и улучшают процесс получения знаний и навыков, делают его более доступным, интересным и эффективным. Изучение новых предметов, подготовка к экзаменам или тестам проходит более плавно и в удобном режиме.

Приложения для образования способствуют самосовершенствованию и развитию. Они закрывают сразу несколько потребностей целевой аудитории:

  • Быстрый доступ к учебным материалам: в приложениях такого типа пользователям предоставляется возможность для изучения предметной литературы, просмотра видеоуроков, решения интерактивных заданий и тестов.
  • Сокращение временных ресурсов: продукты сферы EdTech можно адаптировать под собственный график, приступать к обучению тогда, когда появится свободная минута.
  • Креативность и повышение уровня мотивации: во многие образовательные приложения внедряются игровые элементы, награды и другие инструменты для стимулирования интереса к изучаемому материалу.
  • Персонализированный подход к обучению: в EdTech-приложениях имеется функция гибкой настройки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого конкретного пользователя.
Индивидуальные настройки, например, доступны в мини-приложении для обучения детей музыке — Sketchpad, в разработке которого принимала участие команда Fusion Tech. Sketchpad — один из продуктов крупной образовательной системы, который представляет собой интерактивную панель для написания мелодий.

Использовать приложение можно как в специализированных учебных заведениях, так и в домашних условиях.

Пользователю предлагается на выбор ряд музыкальных инструментов. От его предпочтений зависит, как будет звучать конечная композиция.


В продукте представлены две роли — преподаватель и ученик, каждая из которых имеет свой набор функций. Так, помимо написания мелодий, в приложении предусмотрена и подготовка индивидуальных уроков для детей.

Рис. 1_Приложение Sketchpad.
Рис. 1_Приложение Sketchpad.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Разработка приложений для сферы EdTech требует не только технических навыков, но и понимания особенностей образовательного процесса и потребностей пользователей. При создании подобных продуктов следует учитывать следующие факторы:

1. Наличие адаптации к потребностям обучающихся.

Приложение должно быть разработано с учетом возрастных особенностей и образовательных предпочтений целевой аудитории. Например, для детей важно визуальное оформление, интерактивность и игровой подход, для студентов университета акцент следует сделать на функциональности и возможности работы с научными материалами.

2. Обеспечение безопасности данных.

Поскольку приложения для образования могут содержать персональные сведения учеников и преподавателей, особое внимание нужно уделить защите конфиденциальности и безопасности данных. Утечка приватной информации может привести к очень печальным последствиям.

3. Соответствие педагогическим стандартам.

Приложения для образования не должны противоречить закрепленным нормам и методикам обучения. Контентное наполнение (учебные материалы и пособия) таких продуктов необходимо разрабатывать педагогическим экспертам с учетом требований национальных образовательных стандартов.

4. Отсутствие чрезмерно вычурного дизайна.

Образовательное приложение должно быть простым в использовании и интуитивно понятным для пользователей всех возрастов и уровней подготовки. Минималистичный, но привлекательный дизайн с основными элементами управления и логичным навигационным меню — станет отличным решением. Пользователи должны легко перемещаться между разделами и функциями приложения, чтобы ничто не отвлекало их от главной цели.

5. Отслеживание прогресса и аналитика.

Наличие в приложении статистики является ключевой опцией не только в продуктах, связанных с продажами. Инструменты аналитики помогают учителям и администраторам отслеживать успехи учащихся, выявлять слабые места в изучении материала. Собранные данные в дальнейшем способствуют оптимизации образовательного процесса, выстраиванию более эффективной стратегии обучения.

6. Совместимость с мобильными устройствами.

Технические предпочтения пользовательской аудитории очень разнятся. Чтобы охватить больше клиентов, необходимо подстраивать продукт под их цифровые пожелания. Востребованное приложение уже этапе создания и выпуска в релиз адаптировано под различные платформы (iOS, Android) и устройства (смартфоны, планшеты).

7. Внедрение мультимедийных инструментов.

Процесс обучения станет более увлекательным и доступным для восприятия, если добавить в приложение интерактивные элементы, видеоуроки, аудиоматериалы, анимации и другие мультимедийные возможности. Помимо текстовой подачи, пользователи смогут изучать информацию в другом формате, что способствует более глубокому погружению в материал и упростит его запоминание.

Мобильное приложение Nissi — пример того, как применяются мультимедийные инструменты для эффективного обучения. Аудитория продукта Nissi может смотреть онлайн-трансляции курсов по выбранным направлениям, задавать вопросы и обмениваться комментариями в чате.

Обучающие трансляции запускаются через панель администратора. Перед началом эфира на телефон пользователя поступает push-уведомление о предстоящем событии, присоединиться к которому можно через приложение. Если не удалось попасть на встречу, подписчик может посмотреть трансляцию в записи. Учебная информация разбирается также на подкастах и предоставляется в виде статей, подготовленных экспертами.


Мобильное приложение разрабатывалось нашей командой с нуля. Кроме перечисленных особенностей, при реализации Nissi предусматривались функции хранения медиа-контента, обработки платежей и денежных переводов.

Рис. 2_Приложение Nissi.
Рис. 2_Приложение Nissi.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Создание стандартного приложения для EdTech-сферы можно разбить на следующие части:

1. Исследование и анализ: определение целей приложения, сегментов аудитории, специфики образовательного процесса, конкурентов.

2. Проектирование: разработка структуры приложения, создание дизайна, обозначение функционала и особенностей пользовательского опыта.

3. Разработка: создание MVP, первичное тестирование приложения на различных устройствах, наращивание дополнительных функций, интеграция необходимых технологий.

4. Тестирование и отладка: проверка на ошибки, оптимизация производительности, адаптация под разные устройства и операционные системы.

5. Запуск и маркетинг: размещение приложения в сторах, продвижение среди целевой аудитории, сбор обратной связи.

Этапы разработки посмотрим на примере создания приложения для обучения детей 8-12 лет школьным предметам — CleverClogs. Отличительная черта проекта в том, что формат преподавания аналогичен стандартному: при регистрации ребенок попадает в определенный класс (3, 4, 5 или 6) в зависимости от возраста.
Рис. 3_Приложение CleverClogs.
Рис. 3_Приложение CleverClogs.
Обучение происходит за счет прохождения тестов, которые подбираются индивидуально под уровень знаний каждого ребенка. При правильном ответе на вопросы, уровень сложности заданий повышается на одну ступень.
Рис. 4_Приложение CleverClogs.
Рис. 4_Приложение CleverClogs.
Целевой аудиторией приложения являются сразу четыре сегмента: администратор, ученик, родитель и учитель. При разработке CleverClogs команда учитывала все роли и сценарии поведения аудитории, которые отличаются друг от друга набором функциональных возможностей. Чтобы удержать внимание основной категории пользователей (детей), платформа оснащена конструктором персонажей — ученики могут самостоятельно создать свой цифровой портрет: менять цвет кожи, волос и глаз, примерять разные костюмы и редактировать общий фон.
Рис. 5_Приложение CleverClogs.
Рис. 5_Приложение CleverClogs.

Создание образовательного продукта началось с ключевых этапов:

1) Анализ (цели, конкуренты, аудитория) и составление уроков/ материалов для преподавателей.


2) Глубокая проработка всех сценариев пользовательского взаимодействия (ученик, родитель, учитель).


3) Разработка и согласование с клиентом платных планов обучения.


4) Проектирование архитектуры приложения.


5) Проработка узких моментов в ТЗ, а также уточнение условий, касающихся безопасности пользовательских данных.

Для CleverClogs были выдвинуты следующие требования, специфичные для продуктов данного типа:

1) Четкое соответствие приложения пользовательским сценариям (для учеников, родителей, учителей).

2) Наличие проработанной, интуитивно понятной системы обратной связи.

3) Тестирование учебной функциональности продукта (прохождение заданий, назначение конференций и т.п.) QA-специалистом и преподавателем со стороны клиента.

4) Обеспечение высокой степени безопасности для пользовательских данных.


5) Подробное разъяснение пользователям про политику хранения личных данных (кредитных карт, сведений учетных записей), а также разработка механизма по удалению персональной информации по требованию.

В процессе анализа технического задания команда приняла решение разделить приложение на три части:

1) Панель администратора (админка для студенческого сайта), которая позволяет создавать и редактировать контент, а также управлять пользователями.

2) Студенческий фронтэнд (учебный портал) с наличием личных кабинетов для ученика и родителя. В ЛК можно ознакомиться со статистикой успеваемости, получить обратную связь. В родительской личном кабинете также доступны опции управления подпиской и внесения изменений в персональные сведения.

3) Бекенд-часть для хранения всех данных и системной логики.
Рис. 6_Приложение CleverClogs.
Рис. 6_Приложение CleverClogs.
После выхода первой версии CleverClogs преподаватели провели аудит элементов приложения и дали обратную связь по соответствию системы указанным требованиям, а также оценили удобство разработанного функционала. С учетом пожеланий и предложений команда доработала продукт, протестировала на целевой аудитории, и он уже доступен для скачивания в сторах.

КРАТКИЙ ИТОГ

Приложения для образования становятся незаменимыми помощниками в процессе обучения. Они предоставляют быстрый доступ к знаниям и способствуют личностному росту. При создании продуктов для сферы EdTech важно учитывать возрастную категорию и потребности пользователей, обеспечивать безопасность данных и предоставлять инструменты аналитики для отслеживания прогресса. Чтобы приложение было востребованным на рынке, не обойтись без использования интерактивных элементов и обеспечения мобильной совместимости с различными устройствами. Для подбора лучшего решения и внедрения оптимальных инструментов обращайтесь к экспертам отрасли, которые выгодно выделят ваш продукт среди конкурентов.

Новости из мира IT-технологий, о трендах индустрии, бизнес-сервисах и не только — в ТГ-канале или на сайте Fusion Tech.

Читайте также:

77
4 комментария

Игровые элементы очень важны для детской аудитории, чтобы привить любовь к обучению. Ценные советы, спасибо!

1

Рады быть полезными!

1

CleverClogs я бы скачал, дополнительный источник знаний детям не повредит.

1

Отличное решение, образование лишним не бывает)