С чего вы взяли что вам вообще нужен этот таргетинг?
Этот пост как логическое продолжение прошлого материала
Недавно в группе "Церебро Таргет" (лучшее кстати сообщество про таргет в СНГ и это не реклама) был мощный холивар между владельцами бизнеса и рекламщиками, все началось с этого поста, картинка ниже.
Если в вкратце то начался лютый срач, владельцы бизнеса говорят, что развелось горе "криворуких" специалистов, которые обещают "взрыв продаж", берут предоплату а потом сливаются а таргетологи сетуют на то, что гарантировать в рекламе чтобы то ни было нельзя, нужны тесты а это время и деньги которые нужно закладывать и не ждать быстрых результатов. За этой битвой даже наблюдали сторонние люди (извращенцы - вуайеристы), которые ничего не понимали ни в бизнесе ни в таргете, просто следили за темой наслаждаясь бойней. Но я не буду разбирать эту тему, кому интересно можете сами пойти почитать, ссылка тут
Почему таргетологи кидают или сливаются
Недавно мне написали "Иван, ты таргетингом занимаешься? Нас уже два раза кинули, что делать? Берут предоплату и заносят в ЧС! Нам срочно нужен таргет"
А действительно, почему же так сложно стало найти хорошего специалиста по рекламе, в чем причина? Предложений на рынке много а реально умеющих привести клиентов в бизнес единицы.
Частые проблемные случаи
- Таргетолог взял предоплату и пропал, добавил в черный список, игнорит
- Начал работу, что-то делал а потом вообще перестал выходить на связь
- Таргетолог обещал продажи а в итоге не было вообще ни какого результата
Так как я в прошлом сам занимался таргетингом профессионально, обучал и руководил командой таргетологов, расскажу почему так происходит.
Сначала озвучу очевидные вещи.
1. Ну самое простое - это обычное кидалово, изначально по ту сторону экрана никакой не таргетолог а человек, который выдает себя за такового. Тут все элементарно, если вы переводите деньги ноунейму, без реального аватара или с аватаркой, но которая сгенерировала нейросеть (да надо уже начинать учиться различать) без бэкраунда, без внятных кейсов и истории в ленте и тем более без личных фото, то как бы это вполне ожидаемый результат. Проверить таких фейковых специалистов легко, чем больше личной информации, тем лучше, нейросети пока еще не научились делать одного и того же человека в разных ракурсах в простых бытовых фото.
2. Рынок переполнен настройщиками рекламы, не маркетологами, не таргетологами, не специалистами а именно настройщиками! Но даже с ними можно и нужно работать, как именно расскажу ниже, не смотря на то что, опыта у них ка правило 0 как и понимания происходящего в маркетинге. Таких конечно же большинство, все они выходцы после различных интернет курсов, порог входа минимальный и лично я только рад, что людей занимающихся рекламой так много, пусть и с нулевым опытом, конкуренция отличная мотивация учиться и расти. Естественно при такой насыщенности ниши отличить хорошего специалиста от настройщика без опыта трудно.
3. Низкие цены. Я частично касался темы в прошлом посте, хороший специалист не будет работать за 15-30тр, в среднем сейчас в 2023 году - эта сумма составляет примерно от 50-55 тыс. рублей в месяц. Поэтому как только человек понимает, что не справляется, не вывозит, не хватает опыта то молча уходит, не отвечает и трубки не берет, так как сказать напрямую, что "не повезло не фортануло" мало кто сможет, это ведь надо возвращать деньги, поэтому игнор классика жанра.
4. Отсутствие опыта в маркетинге у владельца. Тоже очень частая история, когда на таргетолога перекладывают всю работу отдела маркетинга и отдела продаж, обычно это звучит примерно так "Мы платим вам за таргет, а продажи как были на дне так ничего и не поменялось" или "Весь наш бизнес зависит от результатов вашей работы, соберитесь! Мы с такими успехами вообще закроемся". Поэтому это тоже может быть причина того, что таргетолог пусть даже и не плохой и с реальными фото и именем сливается.
Таргетологи не маркетологи
Взгляните на мою очень упрощенную и грубую схему отдела маркетинга, обычно в компаниях внутри ОМ содержится команда разных специалистов, как вы видите таргет - это всего лишь его малая часть, обычно таргетолог работает ТОЛЬКО с трафиком (запуск и настройка рекламы, сопровождение), он не отвечает за продажи, не придумывает офферы (акции и тд.), не принимает никаких ключевых решений в рекламе, работает строго по ТЗ - которое ему выдает руководитель отдела маркетинга, то есть все ключевые решения и гипотезы принимает маркетолог, где он руководитель а все остальные члены команды исполнители, т.е. ответственность за результат несет именно РОМ
Когда вы нанимаете таргетолога, вы автоматически как владелец бизнеса выступаете в роли РОМа, т.е. подрузамевается, что вы понимаете целесообразность этой затеи, что может и не получиться, берете на себя ответственность за те офферы и техзадание, которое выдаете, а также за качество сайта или группы которую предоставляете в качестве посадочной страницы под рекламу а то что таргетолог еще придумывает офферы и разрабатывает акции, оформляет группу или прости оспади делает сайт - это извращение и уже говорит о том, что ничего хорошего из этой затеи не будет (в очень редких исключениях)
Проще говоря, таргетолог - это линейный сотрудник в отделе маркетинга, его главная задача привести качественный, целевой трафик на сайт, а будет это работать или нет по сути не его проблема и это нормально! Пусть с этим разбирается маркетолог, анализирует выдвигает новые гипотезы, меняет офферы, подходы, концепции в общем направляет таргетолога а не ждет от него чудес.
От таргетолога чаще всего требуется следить за стоимостью клика, конверсий, обновлять креативы когда они выгорят, проходить модерацию, искать новые способы привлечения трафика, держать цену клика и конверсий, расходовать дневной бюджет а также делать аналитику качества своего трафика, заполнять отчет, все, большего мы обычно от него и не требуем. Если специалист хороший и дорогой, то часть компетенций руководителя отдела маркетинга он может взять на себя, это идеальный сценарий.
Итак мы добрались до сути моего поста..
Как понять в какой момент вам нужен таргетолог?
Как я говорил выше, мне написали с просьбой настроить таргет, человек с которым мы ранее работали, купил LPG салон и нужны лиды. Он уже обращался к разным специалистам и они либо сразу кидали в черный список либо со временем пропадали, тк я не таргетолог а маркетолог (в прошлом рук. отдела маркетинга) причина мне сразу стала ясна, собственно почему я и решил написать об этом пост, тк оооочень многие попадаются в аналогичную ситуацию, сплошь и рядом.
После нашего общения я понял следующие ключевые вещи
- У владельца бизнеса нет CRM и о ее необходимости пока речи не идет
- Нет отдела продаж, ну оно и понятно небольшой салон, но нужен хотя бы один человек на телефон и мессенджеры обладающий навыками продаж, это очень важно! Обычно в таких случаях за этим следит админ и ответить он сможет как получится а сделать продажу вообще далеко не факт
- Нет понимания стоимости лида и стоимости конечного клиента (не критично конечно, но показательно)
- Нет понимания рентабельности стоимости лида и стоимости конечного клиента для бизнеса в своей юнит эномике, нет расчета точки безубыточности
- Нет сайта и группы вк под трафик, но это ладно, мелочи
А теперь внимание вопрос, как вы сами считаете нужен ли в данной ситуации таргетолог? Пожалуй это одна из частых причин почему таргетолог сливается, так как человек понимает, чтобы он ни сделал крайним всегда будет он, никто там не разбирается а что собственно происходит с воронкой продаж, сколько лидов пришло, сколько из них закрыто (CRM то нет), какая конверсия из лида в продажи (10-30-40?), конверсионность сайта, качество наполнения вк группы а конкурентны и жизнеспособны ли вообще офферы на рынке которые вы хотите продвигать?
Таргетологу нужен человек который с него может спросить разбираясь в теме, подсказать, направить, помочь, все это говорит о том, что работа таргетолога оценивается компетентным специалистом, значит работа выстроена серьезно и будут адекватные встречные требования, это уже совсем иной формат работы, минимум стресса, объективность и главное проф. рост.
За такие проекты в примере выше, без CRM и менеджера продаж обычно берутся начинающие таргетологи или настройщики, естественно заканчивается это все печально. Опытный таргетолог увидев исходные данные может взять, но уже понимает что дело пахнет писюнами, поэтому можно взять на настройку а дальше давайте сами. В идеале когда таргетолога нанимает маркетолог, который дает ему готовые офферы, готовый сайт, группу и четко объясняет какая аудитория нужна и какие креосы хотел бы видеть.
Это можно расписывать еще долго, основная мысль тут в том, что не имея заранее подготовленный фундамент в виде минимального набора CRM + 1 продавец или админ обладающий такими навыками а не по совместительству, то инвестировать в Интернет рекламу крайне сомнительное мероприятие в 99% обреченное на провал, весь интернет маркетинг в виде того же таргета просто обесценивается одним человеком кто сидит на заявках. Да конечно их может и не быть вообще, чтобы обрабатывать, но опять же для этого нужна хорошая посадочная страница или минимум группа вк и снова это не работа таргетолога, это тоже огромная тема для разбора.
Какое тогда решение, что ты предлагаешь?
Я написал этот пост не для того, чтобы найти виновных, а предложить свое видение и решение, выход из ситуации когда с таргетологами дела никак не клеятся. Как руководитель отдела маркетинга с опытом вижу картину целиком, поэтому за 2 часа подготовил примерную стратегию продвижения LPG салона c пошаговым планом, что нужно для того, чтобы начать получать лиды системно и решил поделиться с вами, ниже будет ссылка на google doc, опишу кратко суть.
- Прежде чем начать ЛЮБУЮ рекламу где бы то ни было, важно понять а чего покупатель то хочет? С чем сравнивает, как определяет понятие "Качество", какой негативный опыт был ранее, почему ушел из другого салона, где ищет эти услуги и тд. В общем нужно маркетинговое исследование, звучит громко и пафосно, но на деле это просто телефонный опрос, делается не сложно. В результате это документ с ключевыми факторами на которые обращает внимание покупатель.
- Далее составляем 2-3 гипотезы для рекламы, готовим оффер
- Настраиваем CRM и заводим туда продавца, чтобы фиксировать все лиды
- Самое первое, что я бы порекомендовал начать работу со своей уже имеющейся клиентской базы, это лояльные клиенты и с ними работать легче всего, шанс того что они купят выше чем новые, тк уже были в салоне и знают мастеров. Расходы на рекламу тут минимальные
- Я бы начал продвижение салона с регистрации карточек компании на ресурсах типа 2ГИС и Яндекс.Карты и прочих аналогичных сервисах, т.к. люди часто ищут услуги не из таргета а сами иницируют поиск. Это мы узнаем на 1 шаге когда делаем опрос, маркетинговое исследование, это один из ключевых вопросов.
- Дальше сборка простенького лендинга и упаковка группы вк если нужно
- Запуск платной рекламы, контекст таргет и тд
- Тестирование каналов, смотреть что работает лучше
Подробно я расписал в документе ниже
В итоге что мы имеем. Самое сложное это подготовить компанию к интернет рекламе, разработать офферы, настроить карточки, сайт, убедиться что наш продавец понимает как работать с CRM и умеет общаться с клиентами, быстро реагирует на входящие запросы. Запустить рекламу по своей базе, получить первых клиентов и уже с их выручки закладывать деньги на рекламу в таргете или контекстной рекламе, таргетинг в таком случае просто логическое продолжение по расширению охвата аудитории а не панацея от всех бед. Вполне вероятно и очень часто бывает, что таргетинг это лишь вспомогательный инструмент и далеко не основной, это означает что начинать именно с него распространенная ошибка, работа по имеющейся клиентской базе а если ее нет, то через справочники чаще дает лучший результат а уже после следом идет контекст и затем таргетинг а не наоборот.
Кстати часть из этих работ мы можем взять в рамках нашего сервиса teamassist.ru - сервис удаленных ассистентов для деловых и личных задач.
Полезная статья, спасибо что поделились опытом!
Спасибо за комментарий 😉
Очень длинная вариация пояснений: "ну не шмогла я, не шмогла".
Здесь скорее подводка к решению проблемы) она в гугл документе, но согласен пост получился длинным
Короче все гоу на виси писать. Лучше любого таргетолога отработает)
«Нет сайта и группы вк под трафик, но это ладно, мелочи»
Ну нет уважаемый автор, это совсем не мелочи. Это как раз то что продает даже холодному трафику и позволяет продажникам легче закрывать лидов.
Чем отточеннее воронка прокла/ленд/страница оплаты - выбирайте нужное под свои требования, тем выше конверт в закрытые сделки и дешевле лиды.
Хорошая связка позволяет держать стабильный объем входящего трафика, иметь более низкую цену да еще и выкупать аукцион дешевле за счет объема и хороших показателях на объявлениях, что делает для конкурентов порог входа гораздо дороже на эту же нишу/аудиторию.
И это не ради срача, а просто мнение, со всем уважением.
Лично отлил более 50к лидов за последний год (правда не рф, лат. америка и штаты) но лучше воронки пока просто нет, хотя что только не тестировали за последние 8 лет.
Я как Таргетолог создаю креатив сам, смотрю тысячи работ конкурентов, изучаю ниши, делаю монтаж контент и ретушь и иногда съемку ну или обучаю сотрудников компаний как это делать. Интегрирую системы аналитики, црм и настраиваю таргет, пишу описание к каждой объяве сам без ТЗ. Сам анализирую конкурентов и сервисы включая продуктовую линейку по каждой сфере и даю рекомендации и помогаю разработать продукт. 0феры и акции тоже на мне. Пишу скрипты с ответами для сотрудников а также контролируют качество ответов и скорость. И все это в сумме работает. Я вообще не понимаю как таргет может работать если Таргетолог даже креативы сам не делает или не анализирует рынок и как он может работать если не следить за обработкой лидов и ЦРМ.
Автор же - Я НаСтРаИвАю таЛгЕт. Но мне и платят за это в районе 700 тысяч так как придерживаясь полного пайплайна я контролирую очень много процессов и в сумме они приносят результат клиенту.