Сегодня возможность быть офлайн - это роскошь

Вольный и сокращенный перевод статьи New York Times "Human Contact is Now a Luxury Good"

Помните то время, когда наличие пейджера или смартфона выделяло человека среди других? А когда умение использовать онлайн-сервисы приводило к тому, что человек в самолете решал бизнес-задачи, а потом по дороге из аэропорта заказывал себе еду на дом и по приезду его ждал готовый ужин под новый фильм, вышедший в онлайн-кинотеатре? Сегодня такое поведение – уже не признак статуса, а признак того, что вы относитесь к бедному и среднему классу. Богатые могут себе позволить оставаться офлайн, а остальное большинство нет.

Онлайн постепенно проникает в те сферы жизни, в которых еще пару лет его никто не ожидал увидеть – онлайн-консультация врача, онлайн-школа для ребенка, онлайн-лагерь. Но такое проникновение обесценивает эти услуги, делает их дешевле. Любую услугу/операцию, которую можно перевести на экран можно сделать дешевле.

Богатые так не живут. Они избегают экранов мониторов. Они хотят, чтобы их дети играли с реальными кубиками, которые можно потрогать, ходили в школы без гаджетов и учились за обычной партой. Реальный контакт с человеком стоит дороже чем онлайн, и богатые готовы за это платить. Общение с людьми в реальном мире, жизнь безе телефона в течение дня, отказ от социальных сетей и возможность не отвечать на электронную почту стало символом статуса.

В итоге мы имеем новую реальность, в которой человеческий контакт – это роскошь. Гаджеты дешевеют и в жизни людей со средним достатком или ниже среднего они занимают все больше места, а у богатых, наоборот, исчезают. Чем вы богаче, тем больше вы тратите средств на то, чтобы быть офлайн.

Начиная с бума персональных компьютеров в 1980-х годах наличие технологий дома и у человека было признаком богатства и власти. Любители инноваций с достаточным доходом бросились за новейшими гаджетами, чтобы демонстрировать их. Первый Apple Mac был выпущен в 1984 году и стоил около 2500 долларов (в сегодняшних долларах - 6000 долларов). Сейчас самый лучший ноутбук Chromebook, по данным Wirecutter, сайта обзоров продуктов, принадлежащего New York Times, стоит 470 долларов.

«Пейджеры были важны, потому что это был сигнал о том, что вы важный, занятой человек», - сказал Джозеф Нуньес, председатель отдела маркетинга в Университете Южной Калифорнии, который специализируется на статус-маркетинге. Сегодня, по его словам, верно обратное: «Если вы действительно на вершине иерархии, вам не нужно никому отвечать. Они должны ответить вам.»

Люди с высоким доходом могут отказаться от продажи своих данных и своего внимания как продукта. Они могут позволить себе не сидеть в социальных сетях, продавая, по факту свое время, за бесплатное времяпрепровождение и просматривая рекламу.

Отдельно следует отметить омоложение аудитории, которая использует смартфоны и планшеты. Согласно первым результатам крупного исследования развития мозга у более чем 11 000 детей, которое поддерживает Национальный институт здоровья, дети, которые тратили более двух часов в день, глядя на экран, получили более низкие оценки на мышление и языковые тесты. Самое неприятное, что исследование показало, что мозг детей, которые проводят много времени на экранах, различен. У некоторых детей наблюдается преждевременное истончение коры головного мозга. В другом исследовании мозга уже взрослых людей, обнаружена связь между временем, проведенным у монитора и депрессией.

По по словам Димитрия Христакис, педиатра из детской больницы Сиэтла, малыш, который учится строить пирамидку при помощи виртуальных блоков в игре на IPad, не учится строить ту же пирамидку с реальными блоками.

В небольших городах в окрестностях Уичито, штат Канзас, реальные занятия были заменены программным обеспечением, большую часть учебного дня которого дети теперь проводят в ноутбуке в тишине. В штате Юта тысячи детей проводят краткую государственную дошкольную программу на дому через ноутбук .

Технологические компании усердно работали над тем, чтобы в школах был один ноутбук на каждого учащегося, утверждая, что это лучше подготовит детей к их будущему экрану. При этом этот подход существенно отличается от того, как руководители этих компаний сами воспитывают своих детей.

В Кремниевой долине время у экрана монитора все чаще рассматривается как нездоровое. Здесь самой популярной начальной школой является местная вальдорфская школа, которая обещает вернуться к естественному, почти безэкранному образованию. Таким образом, время у монитора для детей богатых родителей сокращается, а у бедных и среднего класса, наоборот растет. К слову, насколько комфортно в будущем кому-то из этих детей будет реально общаться с людьми офлайн, может стать маркером нового класса.

Парадокс заключается в том, что не все хотят и могут жить в офлайн. Аналогично тому, как большинство людей в случае возникновения проблем обращаются к алкоголю или фаст-фуду, они бегут и к экранам гаджетов, где есть игры, социальные сети, чтобы заместить возникающую пустоту от отсутствия того же общения.

В США существует небольшое движение, цель которого - принять законопроект «Право на отключение», позволяющий работникам выключать свои телефоны в нерабочее время. Однако, на данный момент работник может быть наказан за то, что он отключился и не был доступен в течение суток. Родители может быть и хотят, чтобы их дети учились в обычной школе, но им навязывают дистанционное обучение. В фитнес-клубе с удовольствием мы бы занимались на тренажерах, но повсюду экраны, на которых крутят рекламу.

Чтобы понять, к чему все может привести, посмотрите на город Фримонт, штат Калифорния. Там в больничную палату въехал робот, с прикрепленным на него планшетом и врач по видеосвязи сказал пациенту, Эрнесту Кинтане, 78 лет, что он умирает.

Начать дискуссию