реклама
разместить

Возрождение ESG-повестки: миф или реальность?

В последние годы концепция ESG (Environment, Social, Governance - экологическое, социальное, управленческое) стала неотъемлемой частью бизнеса и инвестиционного сообщества. Она выдвигает новую повестку дня, требуя от компаний не только финансовой устойчивости и прибыли, но и учета и ответственности за их воздействие на окружающую среду, общество и принципы управления.

Понятие на самом деле далеко не новое — в своей зачаточной форме оно появилось еще в 70-е годы и называлось «корпоративной социальной ответственностью» (КСО), но фокусировали свою деятельность на ней немногие. Большинство предприятий были заняты выживанием и адаптацией к новым экономическим условиям. Однако некоторые крупные компании, такие как Газпром и ЛУКОЙЛ, начали проявлять интерес к социальной ответственности, особенно в отношении благотворительных программ. После открытия «железного занавеса» в страну хлынули иностранные инвесторы, и чистота репутации компании стала важна как никогда.

Сейчас гораздо чаще используется термин «устойчивое развитие» (sustainable development), получивший широкое распространение после доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 г. Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР) во главе с премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В Россию оно пришло позже — в 2002 году была принята Национальная стратегия устойчивого развития Российской Федерации, которая определила основные векторы роста страны, включая экономические, социальные и экологические аспекты. Возникает вопрос: а насколько данная стратегия актуальна сейчас? И что вообще представляет из себя устойчивое развитие?

Актуальна ли ESG-повестка в 2024 году?

Прошлый год оказался тяжелым для многих компаний, которым пришлось оперативно адаптироваться к новым реалиям, чтобы сохранить место на рынке и продолжить своё развитие. Казалось бы, история повторяется — большинство предпринимателей слишком сосредоточены на выживании и повышении уровня продаж своего бизнеса, не заботясь о его репутации. Однако опросы показали, что хотя более 90% россиян не понимают термины ESG и «устойчивое развитие», они все равно ожидают от компаний ответственности за социальные и экологические аспекты их деятельности и готовы чаще приобретать товары именно у тех производителей, которые реализуют ESG-инициативы.

Государственные инициативы тоже играют роль в сохранении повесткой актуальности, «закручивая гайки» в сфере экологического законодательства. Так, 1 января 2024 года вступил в силу закон, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей (РОП) товаров и упаковки. Производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор. Это не единственная финансовая потеря, которую понесут компании, отказавшиеся следовать принципам устойчивого развития — в Госдуму был внесен законопроект о повышении штрафов за сокрытие данных о загрязнениях экологии в пять раз.

Вполне вероятно, что в ходе реформ будет затронут не только экологический аспект, но и социальный и управленческий тоже. Из-за ухода зарубежных компаний с рынка многие законопроекты были направлены на то, чтобы облегчить жизнь отечественных производителей, упростить бизнес-процессы и уменьшить бюрократию. Также был принят ряд реформ в области трудового права (вроде повышения МРОТ и изменений в отпуске и пособии по уходу за ребенком) с целью справиться с кадровым голодом и остановить отток человеческого капитала за границу. Согласно исследованию, проведенному ГК «Михайлов и партнеры», того же мнения придерживаются и российские компании, сосредоточившись на поддержке людей и качества их жизни.

Санкции со стороны европейских государств вынудили Россию переориентироваться в сторону Востока, однако азиатские страны, в том числе Китай, и даже ближнее зарубежье, например Казахстан, в последние годы тоже вплотную занялись внедрением принципов устойчивого развития в бизнес-сектор.

Нелегкий путь в ESG-рейтинги: стоит ли того?

Многие путают между собой термины устойчивого развития и ESG-концепции, и это неудивительно — они являются родственными понятиями и несут очень похожий смысл.

Устойчивое развитие является более широкой концепцией и применяется на макроуровне, относится к странам, регионам и обществу в целом. А вот ESG, с другой стороны, — это «младший брат» устойчивого развития, инструмент, который помогает конкретным компаниям и инвесторам оценивать и учитывать экологические, социальные и управленческие аспекты при принятии решений и формировании стратегий. Данная концепция функционирует в рамках специализированных стандартов, аккредитаций и механизмов отчетности вроде GRI (Глобальная инициатива отчётности), CDP (Проект по раскрытию информации о выбросах углерода), CDSB (Совет по стандартам раскрытия информации о климате), SASB (Совет по стандартам бухгалтерского учета в области устойчивого развития) и TCFD (Рекомендации по раскрытию финансовой информации по изменению климата). Применение компанией принципов ESG на практике поддается измерению благодаря мировым рейтингам — Sustainalytics, MSCI, ISS ESG, RobecoSAM, S& P Global Ratings, ESG evaluation и RAEX Europe. К сожалению, участие в них для российских организаций сейчас затруднено или в принципе невозможно.

Если фактор международного признания путем попадания в рейтинги нивелируется на неопределенное время, значит ли это, что следование ESG-повестке больше не имеет смысла? Конечно, нет.

Во-первых, в России действует несколько ГОСТов и законов, контролирующих соблюдение предпринимателями принципов устойчивого развития, среди которых:

  • Постановление Правительства РФ №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ»;
  • ГОСТ Р ИСО 14033-2021 «Экологический менеджмент. Количественные экологические данные. Руководство и примеры»;
  • ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности»;
  • ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту».

Невыполнение перечисленных в данных документах пунктов повлечет за собой как минимум осуждение общественности и обвинении компании в «гринвошинге» (введении потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги), а как максимум — крупный штраф.

А во-вторых, помимо страха наказания, существует ряд преимуществ, которые получает компания за приверженность ESG-повестке:

  • Привлечение и удержание инвесторов. Компании с высокими рейтингами ESG имеют низкие капитальные затраты, высокую стоимость акций и лучшую долгосрочную финансовую производительность, поэтому их шансы привлечь инвестиции выше, чем у остальных. К тому же, согласно исследованиям, более 70% инвесторов заинтересовано в «устойчивом» подходе к бизнесу и отказываются вкладывать свои финансы в то, что противоречит их личным убеждениям.
  • Снижение операционных издержек. Это включает в себя более эффективное использование энергии, сокращение выбросов и отходов, а также более строгое управление рисками в отношении экологических факторов. Подобные инициативы помогают оптимизировать затраты на ресурсы и повысить эффективность работы, а также способствуют созданию инновационных, более экологичных технологий.
  • Репутация и общественное доверие. Соблюдение ESG-принципов помогает компаниям создать положительный имидж и укрепить доверие со стороны клиентов, партнеров, сотрудников и общественности. Благодаря этому, они воспринимаются как более надежные и этичные.
  • Привлекательность для сотрудников. Молодые профессионалы обращают все больше внимания на ценности и миссию компании, в которой работают. Следуя ESG-повестке, организации могут как привлечь высококвалифицированных сотрудников и создать мотивирующую и благоприятную рабочую среду, так удерживать их на долгосрочной основе, что способствует стабильности и позволяет избежать затрат на поиск и обучение новых работников.

Сейчас ESG-повестка в России снова укрепляет свои позиции. Активно идет процесс импортозамещения — например, еще с 2022 года ведется ESG-индекс российского бизнеса от РБК и рейтингового агентства НКР. Теперь у отечественной экономики появилась возможность сформулировать собственное видение ESG-повестки в российских реалиях. Однако следует помнить, что она требует системного и долгосрочного подхода. Компании должны стремиться к постепенным улучшениям в сфере экологии, социальной ответственности и управления корпоративными аспектами. Следование данным принципам поможет решить многие проблемы предпринимателей: привлечь инвестиции, спланировать PR-стратегию, повысить лояльность клиентов и выстроить бренд работодателя.

реклама
разместить
Начать дискуссию
Apple представила MacBook Air на чипе M4 и по цене от $999

У него обновлённая камера Center Stage на 12 Мп.

Источник здесь и далее: Apple
5252
1616
55
11
На лет 10 точно хватит, говорю как пользователь про версии 2014 года - до сих пор юзаю
реклама
разместить
ЦБ начал обсуждать идею ввести «разумное» ограничение на количество оформленных на человека банковских карт

Например — до пяти карт в одном банке.

2525
1515
1010
22
Думаю, нужен реестр
Кейс по косметологии: как запустить рекламу на косметологическую процедуру в Instagram с рекламным бюджетом в 7 €/сутки, и в первый же день получить 2 записи на процедуру, стоимостью 140 €.

Всем привет! Меня зовут Наталья, я настраиваю таргетированную рекламу в Facebook / Instagram. Знаю, как с помощью рекламы привести платежеспособных клиентов в бизнес. Грамотная настройка рекламы в связке с правильными смыслами закроет все боли и возражения потенциальных клиентов, а также приведет горячую платежеспособную аудиторию и принесет стабил…

Telegram-каналы рассказали про «Учёт надоя» — это замаскированное iOS-приложение «Россельхозбанка»

Официально в банке информацию не комментировали.

Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.

3636
33
11
Что-то на сверхдержавном...
В Telegram-каналах распространили информацию о закрытии действующей кредитной карты клиента «Т-Банка» из-за подключения самозапрета на кредиты — в банке это опровергли

Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.

Скриншот из Telegram-канала «Банкста» 
2020
Здравствуйте. Мы не закрываем кредитные карты, если клиент активно ей пользуется. Можем это сделать, если клиент подписал документы, а затем установил самозапрет. В соответствии с Условиями обслуживания, кредитный договор заключаем не во время подписания документов, а в момент активации кредитной карты или совершения первой операций по ней.
Власти не будут использовать геолокацию, чтобы автоматически определять налоговое резидентство россиян

Но данные могут стать поводом для проверки.

2525
11
Когда с VPN стал резидентом всех стран 😎
Омниканальная маркетинговая платформа: почему это must-have

Здравствуйте! На связи Виктория — контент-менеджер компании Altcraft. Сегодня разберёмся, почему омниканальная маркетинговая платформа — это не просто тренды, а реальная необходимость для бизнеса, который хочет расти.

Омниканальная маркетинговая платформа: почему это must-have
11
За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет

Все пароли и явки сдали в статье.

За какой кэшбек с рекламы можно присесть на 6 лет
4141
1616
44
[]