Возрождение ESG-повестки: миф или реальность?

В последние годы концепция ESG (Environment, Social, Governance - экологическое, социальное, управленческое) стала неотъемлемой частью бизнеса и инвестиционного сообщества. Она выдвигает новую повестку дня, требуя от компаний не только финансовой устойчивости и прибыли, но и учета и ответственности за их воздействие на окружающую среду, общество и принципы управления.

Понятие на самом деле далеко не новое — в своей зачаточной форме оно появилось еще в 70-е годы и называлось «корпоративной социальной ответственностью» (КСО), но фокусировали свою деятельность на ней немногие. Большинство предприятий были заняты выживанием и адаптацией к новым экономическим условиям. Однако некоторые крупные компании, такие как Газпром и ЛУКОЙЛ, начали проявлять интерес к социальной ответственности, особенно в отношении благотворительных программ. После открытия «железного занавеса» в страну хлынули иностранные инвесторы, и чистота репутации компании стала важна как никогда.

Сейчас гораздо чаще используется термин «устойчивое развитие» (sustainable development), получивший широкое распространение после доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 г. Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР) во главе с премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В Россию оно пришло позже — в 2002 году была принята Национальная стратегия устойчивого развития Российской Федерации, которая определила основные векторы роста страны, включая экономические, социальные и экологические аспекты. Возникает вопрос: а насколько данная стратегия актуальна сейчас? И что вообще представляет из себя устойчивое развитие?

Актуальна ли ESG-повестка в 2024 году?

Прошлый год оказался тяжелым для многих компаний, которым пришлось оперативно адаптироваться к новым реалиям, чтобы сохранить место на рынке и продолжить своё развитие. Казалось бы, история повторяется — большинство предпринимателей слишком сосредоточены на выживании и повышении уровня продаж своего бизнеса, не заботясь о его репутации. Однако опросы показали, что хотя более 90% россиян не понимают термины ESG и «устойчивое развитие», они все равно ожидают от компаний ответственности за социальные и экологические аспекты их деятельности и готовы чаще приобретать товары именно у тех производителей, которые реализуют ESG-инициативы.

Государственные инициативы тоже играют роль в сохранении повесткой актуальности, «закручивая гайки» в сфере экологического законодательства. Так, 1 января 2024 года вступил в силу закон, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей (РОП) товаров и упаковки. Производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор. Это не единственная финансовая потеря, которую понесут компании, отказавшиеся следовать принципам устойчивого развития — в Госдуму был внесен законопроект о повышении штрафов за сокрытие данных о загрязнениях экологии в пять раз.

Вполне вероятно, что в ходе реформ будет затронут не только экологический аспект, но и социальный и управленческий тоже. Из-за ухода зарубежных компаний с рынка многие законопроекты были направлены на то, чтобы облегчить жизнь отечественных производителей, упростить бизнес-процессы и уменьшить бюрократию. Также был принят ряд реформ в области трудового права (вроде повышения МРОТ и изменений в отпуске и пособии по уходу за ребенком) с целью справиться с кадровым голодом и остановить отток человеческого капитала за границу. Согласно исследованию, проведенному ГК «Михайлов и партнеры», того же мнения придерживаются и российские компании, сосредоточившись на поддержке людей и качества их жизни.

Санкции со стороны европейских государств вынудили Россию переориентироваться в сторону Востока, однако азиатские страны, в том числе Китай, и даже ближнее зарубежье, например Казахстан, в последние годы тоже вплотную занялись внедрением принципов устойчивого развития в бизнес-сектор.

Нелегкий путь в ESG-рейтинги: стоит ли того?

Многие путают между собой термины устойчивого развития и ESG-концепции, и это неудивительно — они являются родственными понятиями и несут очень похожий смысл.

Устойчивое развитие является более широкой концепцией и применяется на макроуровне, относится к странам, регионам и обществу в целом. А вот ESG, с другой стороны, — это «младший брат» устойчивого развития, инструмент, который помогает конкретным компаниям и инвесторам оценивать и учитывать экологические, социальные и управленческие аспекты при принятии решений и формировании стратегий. Данная концепция функционирует в рамках специализированных стандартов, аккредитаций и механизмов отчетности вроде GRI (Глобальная инициатива отчётности), CDP (Проект по раскрытию информации о выбросах углерода), CDSB (Совет по стандартам раскрытия информации о климате), SASB (Совет по стандартам бухгалтерского учета в области устойчивого развития) и TCFD (Рекомендации по раскрытию финансовой информации по изменению климата). Применение компанией принципов ESG на практике поддается измерению благодаря мировым рейтингам — Sustainalytics, MSCI, ISS ESG, RobecoSAM, S& P Global Ratings, ESG evaluation и RAEX Europe. К сожалению, участие в них для российских организаций сейчас затруднено или в принципе невозможно.

Если фактор международного признания путем попадания в рейтинги нивелируется на неопределенное время, значит ли это, что следование ESG-повестке больше не имеет смысла? Конечно, нет.

Во-первых, в России действует несколько ГОСТов и законов, контролирующих соблюдение предпринимателями принципов устойчивого развития, среди которых:

  • Постановление Правительства РФ №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ»;
  • ГОСТ Р ИСО 14033-2021 «Экологический менеджмент. Количественные экологические данные. Руководство и примеры»;
  • ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности»;
  • ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту».

Невыполнение перечисленных в данных документах пунктов повлечет за собой как минимум осуждение общественности и обвинении компании в «гринвошинге» (введении потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги), а как максимум — крупный штраф.

А во-вторых, помимо страха наказания, существует ряд преимуществ, которые получает компания за приверженность ESG-повестке:

  • Привлечение и удержание инвесторов. Компании с высокими рейтингами ESG имеют низкие капитальные затраты, высокую стоимость акций и лучшую долгосрочную финансовую производительность, поэтому их шансы привлечь инвестиции выше, чем у остальных. К тому же, согласно исследованиям, более 70% инвесторов заинтересовано в «устойчивом» подходе к бизнесу и отказываются вкладывать свои финансы в то, что противоречит их личным убеждениям.
  • Снижение операционных издержек. Это включает в себя более эффективное использование энергии, сокращение выбросов и отходов, а также более строгое управление рисками в отношении экологических факторов. Подобные инициативы помогают оптимизировать затраты на ресурсы и повысить эффективность работы, а также способствуют созданию инновационных, более экологичных технологий.
  • Репутация и общественное доверие. Соблюдение ESG-принципов помогает компаниям создать положительный имидж и укрепить доверие со стороны клиентов, партнеров, сотрудников и общественности. Благодаря этому, они воспринимаются как более надежные и этичные.
  • Привлекательность для сотрудников. Молодые профессионалы обращают все больше внимания на ценности и миссию компании, в которой работают. Следуя ESG-повестке, организации могут как привлечь высококвалифицированных сотрудников и создать мотивирующую и благоприятную рабочую среду, так удерживать их на долгосрочной основе, что способствует стабильности и позволяет избежать затрат на поиск и обучение новых работников.

Сейчас ESG-повестка в России снова укрепляет свои позиции. Активно идет процесс импортозамещения — например, еще с 2022 года ведется ESG-индекс российского бизнеса от РБК и рейтингового агентства НКР. Теперь у отечественной экономики появилась возможность сформулировать собственное видение ESG-повестки в российских реалиях. Однако следует помнить, что она требует системного и долгосрочного подхода. Компании должны стремиться к постепенным улучшениям в сфере экологии, социальной ответственности и управления корпоративными аспектами. Следование данным принципам поможет решить многие проблемы предпринимателей: привлечь инвестиции, спланировать PR-стратегию, повысить лояльность клиентов и выстроить бренд работодателя.

реклама
разместить
Начать дискуссию