Долгосрочное финансовое планирование: от великой мечты к реальной цели

Я часто слышу от своих клиентов: "Как планировать долгосрочно, если завтра курс изменится, поставщики подведут, выкатят новые санкции, мир перевернётся?" Я отвечаю: "Именно сейчас делать это жизненно важно! В итоге к успеху придут только те компании, которые сумеют удержать фокус на стратегических целях, не зависая в тревоге и операционке."

Долгосрочное финансовое планирование: от великой мечты к реальной цели

Покажу на примере, как отличается подход к одной и той же задаче в случаях, когда собственник имеет долгосрочный план и не имеет его.

Ситуация - вас подвел поставщик. Как будто задача проста: нужно быстро найти замену, не важно как - с переплатой или неудобной логистикой, главное сделать это в срок. А теперь представим, что помимо этой тактической задачи вы держите в голове глобальную стратегическую цель - увеличить объем продаж своего (например) магазина в 1,5 раза. И все сразу меняется! Вы все еще ищете поставщика с фокусом “быстро”, но берете на заметку тех, кто “дешево” и “надежно”. Вы начинаете смотреть не только под ноги, но и в даль!

Рекомендаций, описаний и размытых инструкций в сети море, но вот так, чтобы каждый мог узнать свой случай в каком-то из пунктов, почти нет. Потому что в основе материала больше 18 лет опыта, очень много клиентов, их взлетов и падений, их успехов и досадных промахов.
Уверена VC поможет мне донести пользу долгосрочного планирования и других принципов осознанного финансового менеджмента до тех, кто только начинает бизнес.

А для тех, кто хочет больше - мой ТГ-канал! Подписывайтесь (https://t.me/uchot_finance) и я всегда буду рядом 😉

ПЕРЕХОДИМ К ДЕЙСТВИЯМ. СЕГОДНЯ ЖЕ!

Не откладывайте, просто возьмите ПК и Exel \ блокнот и ручку и начинайте формировать план. Идеально не получится, переделывать придется много раз, но первый шаг уже будет сделан.

По срокам финансовый план делят на 3 вида:

  • краткосрочный (недели - месяц)
  • среднесрочный (месяцы, до года)
  • долгосрочный (более года. Для крупных компаний - 3-5 лет)

Всю работу можно условно разделить на 3 этапа.

Долгосрочное финансовое планирование: от великой мечты к реальной цели

В целом стратегическое планирование - процесс гибкий, требующий корректировок, а потому закольцованный. В своей практике вы не раз внесёте изменения в каждый пункт. Но чтобы начать планировать, нужно понять, с чем мы имеем дело.

СБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

📋Собираем данные за последние 3 года (оптимально, чтобы выявить тенденции и учесть сезонные колебания)📋

Для сбора и анализа данных удобно использовать специальные программы. Например:

  • 1С: классика бухгалтерского учёта. Подходит для российского рынка, автоматизирует учёт и анализ данных
  • SAP Business One: Идеален для крупных компаний с разными направлениями деятельности.
  • QuickBooks: Отличный выбор для малого и среднего бизнеса, обеспечивает учёт доходов и расходов, инвентаризацию и анализ продаж.
  • МойСклад, Финолог, Финтабло.

❓️Какие данные нам интересны❓️

Финансовая отчётность:

  • баланс
  • отчёт о прибылях и убытках
  • отчёт о движении денежных средств

Данные о продажах и производстве:

  • объёмы продаж в разрезе продуктов/услуг, регионов, каналов продаж.
  • себестоимость продукции/услуг.
  • издержки производства и продаж.
  • запасы товаров на складе.
  • оборачиваемость товаров.

Иные существенные вводные:

  • Сезонный коэффициент.
  • Маркетинговые отчеты, отражающие интенсивность и эффективность маркетинговых активностей,
  • Внешние факторы. Для того, чтобы документировать и анализировать это, рекомендую ввести специальный инструмент - я его называю “Дневником наблюдений”. Это документ, которые ежемесячно заполняют руководители всех ключевых отделов компании. В нем фиксируются любые внешние факторы, оказавшие влияние на бизнес (очень холодное лето подстегнуло продажи демисезонной одежды уже в конце августа, известный блогер упомянул ваш бренд и продажи резко подскочили, изменения в законодательстве временно снизили покупательскую способность). Нам может казаться, что мы запомним эти аномалии, но практика показывает, что это важно фиксировать, чтобы через год-другой вспомнить контекст, в котором вы работали.

⚠️ Как быть, если данных нет? (стартап или новый бизнес)⚠️

  • изучите рыночные тенденции и данные конкурентов. Используйте отраслевые отчеты и исследования, данные из открытых источников. Создайте вакансию коммерческого директора и пригласите на собеседование бывшего комдира компании-конкурента. Если вы хорошо сыграете эту роль, он может поделиться с вами парой инсайтов. Проведите опрос целевой аудитории, узнайте, что помогает/мешает пользователям покупать
  • разработайте финансовую модель. Не скачивайте шаблоны и не делайте ее на основе общепринятых отраслевых данных и прогнозов, инвестируйте время и немного денег на то, чтобы составить рабочую индивидуальную финансовую модель под специфику своего бизнеса. Это экономит на круг ооооооочень много денег и нервов.
  • смиритесь с тем, что без первоначальных вводных данных планы ваши будут очень неточными, но таков уж удел стартапа

ПОСТАНОВКА ФИНАНСОВОЙ ЦЕЛИ:

  • Метод сверху вниз: Собственник ставит задачу, которая передаётся руководителям отделов и линейным сотрудникам.

Опасность:

Собственник может ставить настолько амбициозные цели в отрыве от реальности, что они могут оказаться неисполнимыми.

Пример:

Собственник решил, что надо удвоить выручку в следующем году. Очевидным решением будет наращивание производства и продаж вдвое. НО:

- скажем, если само производство окажется к этому неготовым, то понадобятся новые вложения на модернизацию.

- затраты на маркетинг могут превысить двойное значение. Если у нас сформирован порог спроса, то каждый следующий лид, а значит и следующий клиент у границы этого порога будет обходиться компании дороже предыдущего.

- если ёмкость рынка не рассчитана под расширение, то необходимо будет думать о захвате рынка у конкурентов. Одной из мер может стать ценовой демпинг. Готов ли бизнес к этому?

Конечно, перечисленные нами ошибки возможны только в случае, когда бизнес управляется на основании ощущений и амбиций, а не твердых цифр. Но я слишком хорошо знаю, как часто такое случается, чтобы не говорить об этом.

Вывод: Если амбициозные цели имеют под собой почву для реализации, то такой метод не плох.

  • Метод снизу вверх: Руководители отделов подготавливают заявки на будущие расходы и заявляют прогнозируемые доходы.

Тут ситуация обратная. Снизу могут идти сверхреалистичные и мелкие цели. Соответственно, относительно потенциала компании, планы будут занижены.

Конечно, это не значит что будет именно так! У метода есть свои очевидные плюсы: реализуемость, сотрудники и руководители отделов в курсе реального положения их дел, они видят свое непосредственное влияние на общий успех и могут инициировать разумные изменения. Но на практике, давайте будем честны, амбициозные и инициативные линейные сотрудники встречаются крайне редко.

Вывод: планирование снизу вверх может не дать компании роста.

Для тех кто не может выбрать, подскажу - оптимальный вариант в том, чтобы не выбирать. Совместите оба подхода и в балансе найдете успех.

Если вы:

  • собрали вокруг себя сильную команду целеустремленных людей,
  • выстроили действительно крутую систему мотивации, где каждый сотрудник знает, как повлиять не только на общий зачет компании, но и на свой личный доход,
  • не теряете голову в погоне за успехом и знаете, где заканчивается смелось и начинается безумие

ВЫ ГОТОВЫ К РАЗУМНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ.

СТРАТЕГИЯ И ЦЕЛЬ

Они формируются совместно собственником и финансистом (специалистом на аутсорсе, если компания небольшая и нет своего финансиста). Тут собственник говорит своё ЧТО, а финансист КАК.

Т.е. первый описывает своё видение, и говорит что он намерен делать дальше, к чему он стремится. Задача финансиста предложить вариант(ы) достижения поставленной финансовой цели - оптимизация и экономия, модернизация и инвестиции в новое, экстенсивное развитие и наращивание оборота или любой другой инструментарий. Собственник на основании этих предложений принимает дальнейшее решение.

ПРОГНОЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Вся суть этого этапа в сборе информации. И здесь очень полезно обратиться к линейным сотрудникам. Именно они лучше всех знают, какие ресурсы необходимы для выполнения задач.

Как это работает на практике:

Запрос "сверху": например, увеличить объем производства на 20%. Сбор информации "снизу": руководители отделов обсуждают с сотрудниками, какие дополнительные ресурсы потребуются для достижения цели (материалы, оборудование, персонал). Формирование прогноза: на основе полученной информации, а также данных прошлых лет, финансовой модели, отчётов, коммерческих и производственных планов финансовый отдел составляет прогноз доходов и расходов.

План доходов основывается на ожидаемом объеме производства и продаж. План расходов удобно разделить на категории:

  • производственные затраты
  • административные затраты
  • налоги
  • капитальные вложения (важно учитывать при долгосрочном планировании)

МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ

Регулярно сравнивайте план с реальностью и корректируйте его по мере необходимости. Один из примеров, как это делать удобно - использовать фреймворк “Рука на пульсе”. Это отечественный сервис, который собирает все оцифрованные данные по отделам и выводит ключевые показатели за единицу времени (мы обязательно посвятим этой теме и этому сервису отдельный пост)

Пример:

Система показала, что в этом месяце HR специалистом было проведено 48 собеседований и найдено 3 кандидата. А задача на месяц - провести 70 собеседований (~16 в неделю) и найти 5 кандидатов. Месяц заканчивается через неделю, значит осталось провести ещё 22 встречи и добрать 2-х кандидатов. Вывод: необходимо нарастить темп и кроме 16 плановых провести ещё 6 встреч.

Эти показатели позволяют нам в процессе понимать достигаем мы цели или нет. Подобным образом данные собираются по каждому отделу. Остаётся задать интересующий параметр: количество выручки, объем продаж, количество, лидов, количество проведенных консультаций и так далее.

КАК В ИТОГЕ ВЫГЛЯДИТ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Он может быть представлен всего тремя составляющими

  • балансовый план (или календарь платежей)
  • бюджет (план) движения денежных средств
  • бюджет (план) прибыли и убытков (расходов и доходов)

Я веду канал в Telegram, где делюсь своим опытом и рассказываю об эффективном управлении финансами в бизнесе. Тем, кто обращается ко мне за помощью я помогаю в анализе, в составлении фин. модели и внедрении управленческого учёта.

17
12 комментариев

Ох и сложная это история. Для меня, во всяком случае. Но полезная, не спорю.

1
Ответить

Никогда не поздно привить себе еще одну хорошую привычку. Уверена, это вопрос тренировки) А как думаете вы? Может ли любой желающий научиться долгосрочному планированию?

Ответить

Финпланирование - такое финпланирование

1
Ответить

А в крупном бизнесе цели, установленные на 3-5 лет, через какое время пересматриваются?

1
Ответить

Вне зависимости от размера компании, цели могут быть пересмотрены по факту возникновения обстоятельств, влияющих на достижение целей.

Ответить

Вспомнилось вирусное видео, где люди со средней зп не понимают, как дотянуть до конца месяца, а с низкой - берут третью ипотеку, покупают новую машину и летят в отпуск))) Думаю, с бизнесом может работать +- так же!

1
Ответить

Абсолютно так же. И это вовсе не удивительно, в нашей стране отсутствует финансовая грамотность, как в части личных, так и в части бизнес-финансов.

Ответить