Финансовые показатели оценки эффективности бизнеса

Финансовые показатели оценки эффективности бизнеса

Когда конкуренция становится всё более жесткой, а экономические условия не предсказуемыми, точная оценка эффективности бизнеса приобретает критическое значение. Финансовые показатели играют здесь роль компаса, указывающего путь к развитию. Поглядывать на этот компас нужно регулярно. Но вот в чём парадокс: многие даже бывалые бизнесмены пользуются этими показателями не так умело, как следовало бы.

Всем привет! Я Галина Виноградова, фин. директор компании "Бизнес-Гарант". Уже более 15 лет я помогаю бизнесу эффективно управлять финансами.

Если вы начинающий предприниматель. Если вы задумались о расширении бизнеса, но пока не готовы обзавестись собственным финансистом. Если сегодняшняя тема вам откликается, и вы хотите узнать больше, подписывайтесь на мой [канал в Telegram](https://t.me/uchot_finance). В нем еще больше пользы.

А пока разберёмся, какие параметры важны для оценки эффективности бизнеса. Если забить соответствующий запрос в поисковик, ответом станет длинный список. Однако, для строгой и объективной оценки достаточно трёх показателей:

- чистая прибыль

- рентабельность

- показатели роста

  • ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ

Чистая прибыль - это деньги, которые остаются в компании после вычета ВСЕХ расходов, включая налоги, проценты по кредитам, амортизацию и износ.

Почему важна чистая прибыль?

  1. Она показывает реальную эффективность бизнеса.
  2. Она помогает оценивать успешность бизнеса в динамике.

Отследить чистую прибыль можно в отчёте о прибылях и убытках.

Кто-то может возразить: “а как же выручка? А доход? А EBITDA?” Эти показатели имеют значение, но уже более детальное. Если нам важно понять глобально, жив пациент или нет, нет смысла обращать внимание на уровень сахара в крови) Здесь примерно тот же принцип.

Пример.

Представьте небольшой павильон-кофейню «Ля Франсе». За прилавком стоит один сотрудник. Чашка кофе стоит ~ 70 рублей. Есть выпечка, которую кофейня закупает.

Денежные потоки и доход - месяц к месяцу показатели слишком хаотичны. Выручка - допустим, в среднем 200 тысяч в месяц (вроде не плохо для маленькой кофейни). EBITDA (Прибыль до вычета налогов, процентов по кредитам, амортизации и износа) - около 70 тыс. руб. Уже не так радужно. Чистая прибыль - 0 руб.

Звучит не очень страшно: это не минус, а значит, мы никому ничего не должны, правильно? Но на деле нулевая чистая прибыль означает, что у бизнеса просто нет резервного капитала, а вместе с тем - устойчивости к изменениям внешних факторов. Если на следующий день, к примеру, подорожает сырье или поднимется арендная плата, бизнес станет уязвим.

Важно понимать, что в моменте чистая прибыль может быть нулевой и даже отрицательной. И это нормально, если в отчетном периоде были крупные единовременные траты. К примеру, покупка дорогостоящего оборудования. Но если бизнес работает в ноль “на ровном месте”, при принятии управленческих решений явно была допущена ошибка.

Финансовые показатели оценки эффективности бизнеса
  • РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Рентабельность - это показатель, который оценивает эффективность использования ресурсов компании. В первую очередь нас интересуют:

Рентабельность по чистой прибыли: чистая прибыль делится на выручку.

Рентабельность активов (ROA): чистая прибыль делится на суммарную стоимость всех активов предприятия.

Рентабельность собственного капитала (ROE): чистая прибыль делится на сумму собственного капитала.

Почему важна рентабельность?

  1. Она помогает сравнивать вашу компанию с конкурентами.
  2. Она показывает, как эффективно используются инвестиции.

Пример

Вернемся к нашей кофейне «Ля Франсе», и внесём пару уточнений:

- суммарная стоимость активов (оборудование, мебель, декор) составляет 300 тысяч рублей.

- собственный капитал (вложения владельца) - 150 тысяч рублей

- но чистая прибыль в этот раз пусть будет 30 тысяч в месяц

  • Рентабельность по чистой прибыли = (30 тыс. руб. / 200 тыс. руб.) * 100% = 15%.

Для этой сферы определённо хороший результат.

  • Рентабельность активов (ROA) = (30 тыс. руб. / 300 тыс. руб.) * 100% = 10%.

Опираясь на опыт и аналитику рынка, можно сказать, что диапазон ROA для успешных кофеен составляет ОТ 10%. Показатель меньше 10% говорит о том, что активы используются не эффективно.

  • Рентабельность собственного капитала = (30 тыс. руб. / 150 тыс. руб.) * 100% = 20%.

Здесь хорошим показателем ROE считается диапазон от 20% до 35%. ROE ниже 20% - повод задуматься об эффективности управления капиталом. Косвенно этот показатель может демонстрировать привлекательность для инвестиций. Логично что 15% не заинтересуют никого (особенно сейчас, когда некоторые банки предлагают бОльший % по вкладам).

  • ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА БИЗНЕСА

Да, рост - это не только цель, но и сам по себе показатель эффективности бизнеса. Его следует отслеживать по двум основным параметрам:

  1. По времени (от года к году)
  2. В сравнении с ростом ниши

Что это значит? В реальности стабильности не существует. Рынок постоянно подвергается изменениям: кризисы, подъёмы, падения, инфляции, дефициты и так далее. Поэтому под стабильностью понимается соответствие каким-то усреднённым положительным показателям во времени. Например, если для всей ниши характерно увеличение показателей на 20 процентов за год, то увеличение показателей на 10 процентов на самом деле будет означать, что мы теряем позиции.

Почему важно отслеживать показатели роста бизнеса?

  1. Они позволяют оценивать динамику развития и адаптировать стратегию.
  2. Они помогают выявлять тенденции и прогнозировать будущие изменения на рынке.

Пример:

Из-за плохого урожая в Бразилии мир столкнулся с ростом цен на кофейные зёрна . В магазинах цены поднялись на 5%, в кафе стоимость чашки выросла на 20%, а в ресторанах — на 25%. Т.е. все показатели в нише значительно подскочили.

Кофейня «Ля Франсе» тоже увеличила цены, но на 10% (в разрезе ниши появился риск просесть). Но за счёт привлекательной цены кофейня сумела удержать постоянных клиентов и привлечь новых. В результате увеличился объём продаж и прибыль выросла больше чем на 10%. С точки зрения роста практически ничего не произошло - и это тоже показатель.

Финансовые показатели оценки эффективности бизнеса

Вывод: Следя за этими тремя параметрами, на разных этапах и при разном уровне успеха уже можно принимать некоторые решения. Например, об открытии сети таких кофеен в разных частях города. О привлечении выгодных инвестиций. О расширении ассортимента. О более грамотном маркетинге. О смене оборудования (на более дешёвое, но не менее надёжное). О расположении будущих точек в проходных местах. О расширении ассортимента, о запуске франшизы и т.д.

Впрочем эти идеи должен предлагать эксперт из области финансов - https://b24-7k63fc.bitrix24.site/crm_form_web_yy/ 👍

Кстати, как вы отслеживаете рост своего бизнеса? Опишите в комментариях нишу, основные проблемы, показатели и параметры для оптимизации. И если бы из 3-х параметров можно было выбрать только 1, на что бы вы смотрели в первую очередь?

20
55 комментариев

Я бы, наверное, выбрала чистую прибыль долгосрочно. Потому что если работать в 0 или минус, какой смысл вообще заниматься бизнесом? Это как жить от зарплаты до зарплаты. Пыхтишь-пыхтишь, но в лучшем случае просто на месте топчешься.

Ответить

это не вопрос выбора, все критерии необходимо учитывать в совокупности. Например если бизнес-ниша ежегодно очень динамично растет и вы при этом выбрали стратегию захвата рынка (и ценообразование захвата рынка), то у вас в долгосрочном периоде может быть околонулевая чистая прибыль. но зато когда динамика роста снизится Вы обнаружите, что стали очень заметным игроком на рынке, обойдя всех конкурентов, которым не хватило выдержки долгосрочно реинвестировать прибыль в рост

2
Ответить

Многие компании много лет реинвестируют прибыль, чтобы расти и основательно встать на ноги.

Ответить

Хороший пример с кофейней

1
Ответить

И, главное, актуальный!
Я когда-то давно мечтал открыть маленькую кофейню по франшизе…

1
Ответить

«Представьте небольшой павильон-кофейню «Ля Франсе» - сразу захотелось кофе)

1
Ответить

передам Ваш комментарий коллеге, который помогает мне писать тексты) он любит "вкусные" примеры))

1
Ответить