Как бороться с нехваткой оборотных средств и кассовыми разрывами в туристическом бизнесе

Как бороться с нехваткой оборотных средств и кассовыми разрывами в туристическом бизнесе

Кассовые разрывы — один из самых частых финансовых вызовов для турагентств. Даже если клиент планирует поездку на следующий год, операторы, отели, трансфер, гиды, авиакомпании требуют оплаты здесь и сейчас. В сезон с этим проблем не бывает. Поток и спрос большой. Денег крутится много, какие–то средства для покрытия непредвиденных расходов просто перенаправляются. Но с наступлением периода затишья может возникнуть проблема нехватки оборотных средств. И при всём этом многие агентства нередко предлагают своим клиентам отсрочку платежа или оплату частями. Надо же как-то привлекать клиентов и улучшать сервис. 🤷🏻‍♀

🔥 Я, Галина Виноградова, финансовый директор ГК Бизнес Гарант. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь компаниям избежать финансовых сложностей и научить использовать цифры и расчеты вместо интуитивных решений (заявка на встречу - https://b24-7a3fhm.bitrix24.site/crm_form_0llxr). Сегодня хочу поделиться рабочими инструментами, которые помогут вам навести порядок в финансах и, самое главное, предотвратить кассовые разрывы.

В чём опасность кассовых разрывов?

  • Прямая угроза бизнесу. Кассовый разрыв - первый шаг на пути к банкротству. Если нет денег на обязательные платежи, бизнес становится уязвимым и может "посыпаться", как карточный домик.
  • Репутационные риски. Задержки выплат зарплат сотрудникам, несвоевременная оплата счетов поставщикам и арендодателям - все это бьет по репутации компании и может отпугнуть клиентов.
  • Стресс и выгорание. Постоянная нехватка денег и поиск источников финансирования изматывают и демотивируют не только собственника, но и всю команду.

Инструменты для предотвращения кассовых разрывов

Я не буду собой, если не скажу, что в такой ситуации нужно внедрять управленческий учёт. А уже из под него:

❶ Финансовую модель с учетом сезонности

Ключевым инструментом в борьбе с кассовыми разрывами является финансовое планирование, адаптированное под сезонность. Этот инструмент не просто помогает увидеть картину на год вперед, но и позволяет:

  • Прогнозировать доходы и расходы по месяцам, учитывая специфику сезона.
  • Определять проблемные периоды, требующие дополнительных мер для поддержания ликвидности.
  • Моделировать разные сценарии развития событий: как будет меняться ситуация при увеличении продаж в низкий сезон, улучшении конверсии, повышении среднего чека и т.д.

Такой подход позволяет заранее видеть «слабые» места, правильно планировать денежные потоки и распределять расходы равномерно, даже если доходы нестабильны.

❷ Калькулятор прибыльности тура

Еще один важный инструмент — калькулятор для оценки рентабельности тура, который помогает быстро оценить прибыль от конкретного проекта. Основные параметры:

  • Стоимость тура
  • Процент предоплаты
  • Срок бронирования
  • Налоги
  • Возможная ставка по кредиту, если привлекаются заемные средства
  • Комиссия туроператора

Калькулятор выгоден и для отдела продаж. Менеджеры могут оперативно оценивать рентабельность тура на начальном этапе работы с клиентом, помогая избежать «невыгодных» сделок и сосредоточиться на приоритетных направлениях.

❸ Использовать кредитные средства

Да, можно прибегнуть к привлечению кредитных ресурсов, но, как говорится, осторожно. Важно тщательно оценить их целесообразность. Временные овердрафты или короткие кредиты можно использовать для покрытия расходов, но только если это действительно оправдано с точки зрения рентабельности. Используя калькулятор, можно заранее видеть, окупит ли привлечение кредитных средств текущие расходы по туру или проекту.

Преимущества внедрения управленческого учета

Применение вышеперечисленных инструментов позволяет:

  • Принимать решения на основе цифр, а не интуиции. Каждый шаг в работе с туром можно обосновать конкретными расчетами.
  • Прозрачность и предсказуемость финансовых процессов. Финансовая модель дает четкое понимание, когда может возникнуть кассовый разрыв и как его предотвратить.
  • Повышение эффективности бизнеса. Турагентства, работающие с финансовыми моделями, экономят до 20% на операционных расходах, оптимизируя свои затраты в низкий сезон.

Вывод: цифры - ваши лучшие друзья

Не полагайтесь на интуицию в финансовых вопросах! Используйте инструменты планирования и анализа, чтобы прогнозировать все изменения, принимать взвешенные решения и уверенно управлять своим бизнесом.

Если есть сложности с пониманием работы финмодели и калькулятора, просто запишитесь на консультацию - https://b24-7a3fhm.bitrix24.site/crm_form_0llxr. В течение первого бесплатного часа я проведу экспресс-анализ вашей ситуации, Смогу подсветить те моменты, над которыми нужно поработать в первую очередь. Также мы определим вектор дальнейшей работы.

Сталкивались ли вы с кассовым разрывом или ситуациями близкими к нему? Как решали проблему?

88
33
11
8 комментариев

Кассовый разрыв — наверное, самая главная причина закрытия бизнеса и не только туристического))

1
Ответить

Да, действительно. Кассовый разрыв - это проблема, которую не стоит допускать нигде и никогда)

1
Ответить

Еще можно договариваться об отсрочках и предоплатах

1
Ответить

Константин, вы правы. Это тоже как один из возможных шагов в недопущении кассовых разрывов.

1
Ответить

Работы с дебиторкой в турбизнесе не бывает? Все платят сразу, авансы агентство не делает?

1
Ответить

Морозить деньги неохота, но приходится, чтобы потом не бегать не занимать

1
Ответить

В турбизнесе многие погорели на выстраивании пирамиды, и за кажущимся благополучием не видели или не хотели видеть увеличивающийся кассовый разрыв.

Ответить