Хотите навсегда забыть про кассовый разрыв? Тогда этот гайд для вас

Хотите навсегда забыть про кассовый разрыв? Тогда этот гайд для вас

По статистике, 82% предпринимателей сталкиваются с кассовыми разрывами. Но это не просто неприятность, это настоящая угроза для бизнеса. Поэтому я подготовил для вас путеводитель по кассовым разрывам. Пользуйтесь, чтобы эта проблемы навсегда ушла из вашего бизнеса.

Что такое кассовый разрыв и чем он грозит бизнесу

Кассовый разрыв — это ситуация, когда бизнесу не хватает денег для покрытия текущих расходов. Представьте: вы планируете выплатить зарплату, но денег на это не хватает. Как быть? Вот основные последствия кассовых разрывов:

  • задержка зарплат — сотрудники начинают терять мотивацию, что может привести к увольнениям;
  • сбои в поставках — несвоевременная оплата поставщикам приводит к срыву сроков выполнения заказов и контрактов;
  • необходимость срочного финансирования — это всегда дорого и может привести к дополнительным убыткам.

Всё это делает кассовый разрыв не просто неприятной, но и опасной проблемой для любого бизнеса.

Что не нужно делать при кассовом разрыве

Первое, что приходит в голову, когда не хватает денег, — бежать в банк и брать кредит под любые проценты. Этого делать категорически не стоит. Вместо этого:

1. Успокойтесь — напомните себе, что вы не первый и не последний, кто сталкивается с этой проблемой.

2. Проанализируйте причины — разберитесь, что стало причиной разрыва.

3. Выстройте процессы так, чтобы это не повторилось.

Если вам нужна помощь в выстраивании процессов, наша команда специалистов по систематизации бизнеса готова помочь. Чтобы получить помощь, запишитесь на консультацию — отправьте заявку в Telegram-бот. За одну встречу мы разберём вашу ситуацию и составим план действий.

Все причины кассовых разрывов можно разделить на две большие группы:

Несостоятельная финансовая модель. Это когда сам бизнес не приносит достаточно денег из-за ошибок в модели заработка. В этом случае нужно провести глубокий анализ рынка, ниши и внутренних процессов компании. Но это тема для отдельного разговора.

Неэффективное управление финансами. Даже прибыльный бизнес может столкнуться с трудностями, если управление финансами в нём неэффективно. В таких случаях проблемы можно искать в двух направлениях: недостаточный доход и избыточные расходы. Рассмотрим оба варианта подробнее.

Что делать с недостатком доходов

Разберём три основные причины недостатка доходов, которые приводят к кассовым разрывам.

Реальные продажи не совпадают с ожидаемыми. Всё очень просто: вы рассчитывали на одно, а получили совершенно другое. Например, рассчитывали заработать 10 миллионов, а получили восемь. Эти 2 миллиона могут показаться незначительными, но именно они становятся причиной кассового разрыва.

Что делать:

  1. Планируйте продажи — в компании должен быть чёткий план продаж.
  2. Контролируйте выполнение плана — отслеживать выполнение плана нужно не только в конце месяца, но и регулярно в течение месяца.
  3. Анализируйте причины невыполнения — проблемы могут быть связаны с продуктом, маркетингом или эффективностью отдела продаж. Найдите причину и устраните её.

Если вы понимаете, что не выполняете план, скорректируйте финансовый план на месяц.

Сезонный бизнес. Есть бизнесы, в которых то густо, то пусто. В одни месяцы компания получает огромную прибыль, а в другие едва сводит концы с концами. Например, в индустрии одежды основные месяцы — ноябрь, декабрь, март, апрель, май. Мёртвыми месяцами считаются январь-февраль и июнь-июль. Если не учитывать сезонные колебания, в лучшие месяцы бизнес может хорошо зарабатывать, а в худшие — работать в убыток.

Как работать с сезонностью:

  1. Рассчитайте среднемесячный объём продаж — возьмите годовой объём продаж и разделите на 12.
  2. Определите коэффициенты сезонности — разделите выручку за каждый месяц на среднемесячную сумму.
  3. Планируйте выручку с учётом сезонности — умножьте плановую среднемесячную выручку на коэффициенты сезонности для каждого месяца.

Я составил для вас шаблон плана продаж в Гугл таблице — сделайте копию документа, внесите свои данные и получите готовый план продаж для сезонного бизнеса. Пользуйтесь на здоровье!

Неправильная работа с дебиторской задолженностью. Когда контрагенты задерживают платежи или не платят вовсе, а вы ничего с этим не делаете, легко возникает кассовый разрыв.

Как правильно работать с дебиторской задолженностью:

  1. Системный подход — настройте отчёты по дебиторской задолженности и регулярно выявляйте должников. Обязуйте менеджеров работать с ними.
  2. Юридический подход — включите санкции за просрочку в договоры. При этом потери, которые понесут ваши контрагенты в случае просрочки платежа, должны быть выше, чем стоимость кредита в банке. Иначе любой рационально мыслящий предприниматель, попав в кассовый разрыв и выбирая, кому из контрагентов не заплатить вовремя, с большей вероятностью выберет вас. Если же переговоры не помогают, начинайте досудебную переписку.
  3. Факторинг — рассмотрите возможность привлечения кредитов под дебиторскую задолженность, особенно если отсрочка платежа является нормой в вашей отрасли.

Как избежать избыточных расходов

Разберём три основные причины избыточных расходов, которые приводят к кассовым разрывам.

Затоваривание — избыточные товарные запасы. Покупка товаров в большем количестве, чем нужно, приводит к тому, что деньги переводятся из денежных запасов в товарные. Это особенно актуально для сезонного бизнеса.

Как этого избежать:

  1. Контролируйте уровень товарных запасов. Для этого определите, сколько нужно товара, чтобы получить плановую выручку. Например, чтобы получить выручку в 10 млн, нужно иметь товарных остатков на 20 млн.
  2. Используйте отчёты — они дают возможность постоянно контролировать уровень запасов.
  3. Используйте сезонное кредитование — в периоды высокой выручки можно брать кредит для увеличения запасов и возвращать его из прибыли.

Плохо спланированные капиталовложения. Крупные вложения, такие как открытие новых точек или покупка дорогостоящего программного обеспечения, могут временно перенаправить деньги из оборотных активов в внеоборотные.

Как этого избежать:

  1. Планируйте расходы — не принимайте эмоциональных решений о крупных вложениях.
  2. Соотнесите расходы с финансами — убедитесь, что у вас достаточно средств для таких расходов.
  3. Рассмотрите кредиты — вкладывайте деньги, которые можно вернуть за счёт прибыли от новых активов.

Несанкционированное изъятие средств собственником. Когда собственник забирает деньги из бизнеса без чётких правил, это приводит к кассовым разрывам.

Как этого избежать:

  1. Разделите личные и бизнес-финансы — откройте отдельные счета для личных и бизнес-расходов.
  2. Введите правило: не забирать из бизнеса больше денег, чем он зарабатывает.
  3. Используйте отчёт о прибылях и убытках (P&L), чтобы оценить реальную прибыльность и определить, сколько можно забрать из бизнеса без ущерба для него. Чтобы собственник безболезненно забирал деньги из бизнеса, нужна железная финансовая дисциплина.

Заключение

Мы разобрали самые распространённые причины кассовых разрывов, связанные с недополучением доходов и излишними расходами. Теперь вы знаете, как действовать в каждом из случаев. Но глобально решить проблему можно только путём внедрения хорошей системы финансового планирования и контроля.

Мы с командой занимаемся систематизацией бизнес-процессов в компаниях наших клиентов из разных сфер бизнеса. Если вы хотите наладить финансовые процессы в своей компании и забыть о кассовых разрывах, обращайтесь к нам — отправьте заявку в Telegram-бот. Мы поможем внедрить эффективные инструменты управления финансами и вывести ваш бизнес на новый уровень.

Если эта статья была для вас полезной, поставьте лайк и оставьте комментарий. Ваши отзывы — лучшая благодарность!

Начать дискуссию