Почему сотрудники пишут плохие отзывы

Почему сотрудники пишут плохие отзывы

В наше время для каждой компании особо важно не только “сохранить лицо”, но и сделать себя еще более привлекательной в глазах кандидатов. Работа с отзывами является прекрасным инструментом для создания благоприятного внешнего HR бренда. Однако бездумно “накидать” положительных отзывов за чашкой чая томным вечером - затея неблагодарная и, скорее всего, сработает в обратную сторону.

Кандидаты, которых мы приглашаем на собеседование - не дураки и могут отличить написанные под копирку хвалебные оды от реальных отзывов разных людей. Именно поэтому в первую очередь следует создавать условия для сотрудников, тогда и отзывы приложатся.

Однако, как ни старайся, негатива не избежать. Если кандидат видит исключительно положительные отзывы, то это с большой вероятностью вызовет у него недоверие, так как создается ощущение того, что их просто-напросто почистили. Более того, здравомыслящие люди понимают, что всем не угодить, и, так или иначе, 1 негативный отзыв на 10 положительных не является объективной оценкой.

Чаще всего негативные отзывы, которые содержат в себе конструктив, являются для НОРМАЛЬНОГО работодателя пинком, чтобы что-то изменить и внести корректировки в работу своих сотрудников, так как не бывает идеальных компаний. Конечно, бывает неадекватная критика от сотрудников, у которых почему-то не получилось у нас, но и в этом вина работодателя: нанял людей, которым заведомо не подходит эта работа, не увидели вовремя негативный настрой сотрудника и не проявили к нему внимательность.

Самое главное во всей этой истории - дать коллегам возможность выговаривать негатив внутри организации и слышать их, в противном случае мы получим негативный отзыв, который будет содержать в себе не только конструктив, но и явно не соответствующие действительности вещи, ведь когда мы смотрим на ситуацию сквозь призму негатива, ужасным нам кажется все, вплоть до йогуртов в холодильнике, ведь они невкусные и вообще просроченные. И это абсолютная норма, так устроена психология человека. Когда мы очень расстроены, огорчены и ожидаем обещанной на собеседовании поддержки, но не получаем ее, мы чувствуем себя обманутыми и выплескиваем негатив там, где можем, а сайты с отзывами - прекрасная возможность высказать все что накипело.

За время работы в сфере HR я выявила следующие причины написания отзывов:

  • Работодатель реально не выполняет обещания и не соблюдает договоренности.

По своему опыту знаю, что винят в этом в основном рекрутеров. Однако мало кто задумывается, что рекрутеры обычно не погружаются глубоко в работу каждого отдела, в особенности, когда их много. Менеджеру по подбору говорят “предоставляем то и то, делаем так и так”, а он уже транслирует это будущему сотруднику. После чего обманутые сотрудник идет писать плохой отзыв, что вполне справедливо. Именно поэтому необходимо, во-первых, не давать обещаний, которые мы не выполним, во-вторых, сдерживать обещания и не вводить рекрутеров в заблуждение сказками о том, как все прекрасно.

  • Некорректные отказ кандидатам после собеседования или отсутствие обратной связи вовсе.

Отсутствие обратной связи - большая проблема российских компаний, но по моему мнению еще хуже когда обратная связь некорректная. Отказ, направленный на НН по шаблону кандидату, который прошел 3 этапа собеседований - это, мягко говоря, отсутствие уважения к нему и его времени. Кандидаты, которые претендуют на высокие должности прекрасно осознают, что на вакансию есть и другие кандидаты, ровно так же, как и у него другие предложения, и абсолютно нормально относятся к отказам, но не отпискам или же игнорированию. В таких случаях имеет смысл позвонить кандидату, объяснить причины отказа. Мы стараемся еще давать обратную связь по сильным и слабым сторонам, рекомендации к резюме. Чаще всего после такого отказа негатива не остается ни к компании, ни к рекрутеру.

Это совсем не означает, что нормального ответа заслуживают только руководящие позиции. В первую очередь, любой человек, который пришел на собеседование - человек и относиться нужно к нему именно по-человечески. Кончено, есть потоковые вакансии типа “оператор call-центра”, которые могут не приходить на собеседования чаще остальных кандидатов, но если пришли - обратная связь должна быть и должна быть не шаблоном из HH.ru. Звонить каждому кандидату тяжело физически, но написать в мессенджере о том, что кандидату стоит подтянуть в будущем и пожелать ему удачи в поисках - не займет много времени, но оставит либо нейтральное отношение, либо положительное, а не вызовет негатив как пресловутое “мы вам перезвоним”.

  • Текущие сотрудники, которые недовольны компанией.

В основном это происходит от того, что люди пытались что-то донести, и их не услышали. В таком случае, человек не находит другого выхода, кроме как написать отзыв на просторах сети. Что, как я писала ранее, вполне логично.

  • Токсичные сотрудники, которые обижены на всех и вся.

Можете меня закидать помидорами, но, увы, это тоже существует. На моей практике были люди, которые получали отгулы, повышения к ЗП, обучения, но отзыв был: “компания обманывает, отпуск не выпросить, отгул не взять, повышение зп приходится выбивать, обучения НИКАКОГО”. Один отказ такому человеку в карьерном росте (он по объективным причинам не готов к этому - знаний мало, нет желания учиться и так далее) для него равен отсутствию карьерного роста в компании в принципе. Объяснять таким людям, что возможность карьерного роста - не означает, что каждый станет руководителем - бессмысленное занятие, которое просто не приведет к результату, так как такие люди всегда правы, а их всегда обманывают.

В нашей компании тоже бывают негативные отзывы, так как мы работаем с людьми и система наших ценностей может подходить не всем. Да и что от греха таить, мы ведь тоже совершаем ошибки: совершенно случайно можем забыть дать обратную связь кандидату в связи с высокой загрузкой отдела рекрутинга или не заметить, что определенный сотрудник находится на грани, но самое главное - делать выводы из этих ошибок и идти вперед.

Конечно, не ко всем негативным отзывам мы можем относиться лояльно и искать проблему в себе. Бывают вещи, которые действительно за гранью добра и зла, и читать их порой очень обидно, ведь мы так многое делаем для наших коллег, а они игнорируют хорошее и пишут о плохом, придумывают абсолютно не соответствующие действительности факты. Но покуда есть положительные отзывы, написанные реальными людьми не под дулом пистолета, мы можем анализировать наши ошибки и исправлять их вместе с теми, кто нам в этом помогает.

77
2 комментария
Комментарий удалён модератором

Отрицательные отзывы довольно часто пишутся на эмоциях. Знаю лично несколько примеров, когда кто-то пишет плохой отзыв, потом остывает, остаётся в компании, вроде всё уже нравится, а положительной обратной связи представителям компании - нет ни лично, ни на каких-либо ресурсах.

2
Ответить

Я бы еще сюда добавил ситуации когда и сотрудник неплохой (как спец да и возможно как человек) и компания неплоха, но они просто категорически не подходят друг другу. Задачами, организацией рабочих процессов, коллективом и тд. От этого сотрудник убеждён что компания г...о и стремится всем об этом рассказать. А компания ведь не такая, просто она не для тебя.
Вот такой дисконнект лучше вылавливать как можно раньше и полюбовно расходиться чтобы не тратить время друг друга и не копить негатив с обеих сторон.

1
Ответить