Екатерина, масштаб бизнеса не играет первостепенного значения. Подразумевается, что это компании, готовые к продаже, а значит это системный бизнес, способный продолжить свое существование в руках нового владельца. В этом смысле я придерживаюсь точки зрения, что фактом признания бизнеса "бизнесом" является возможность его продажи. И наоборот: если бизнес "ручной", продать его не получится. Этот момент раскрыт подробнее в заметке.
Продавая бизнес, вы хотите получить максимальную выгоду. Это очевидно. И поэтому на старте необходимо понять — что может уронить цену, даже если у бизнеса хорошие финансовые показатели. Есть четыре случая, когда бизнес не является привлекательн...
Продавая бизнес, вы хотите получить максимальную выгоду. Это очевидно. И поэтому на старте необходимо понять — что может уронить цену, даже если у бизнеса хорошие финансовые показатели. Есть четыре случая, когда бизнес не является привлекательным активом в глазах покупателя и продать его будет очень трудно.
1. Права на активы не оформлены надлежащим образом
Например, для торговой сети ключевой фактор — прочность позиций на площадках, которые она занимает. Если отношения с арендодателями не зарегистрированы или не подкреплены договорами, то в будущем вероятен конфликт интересов и потеря выгодных мест. Юридический аспект касается всех сфер бизнеса: отсутствие лицензий, разрешительных документов, контрактов на поставку или трудовых договоров с ключевыми сотрудниками грамотный покупатель воспримет крайне негативно.
2. Непрозрачная бухгалтерия и отсутствие системы учёта финансов
Если компания не подаёт достоверную отчётность в налоговую или ведёт «двойную» бухгалтерию, покупатель рискует получить доначисления налогов по итогам камеральной проверки. А отсутствие нормального управленческого учёта лишает стороннего менеджера возможности увидеть динамику денежных потоков и подготовиться к кассовым разрывам. Продавать бизнес в этом случае — это как подсунуть покупателю кота в мешке.
Пример. Наш клиент покупал бизнес, а продавец не смог предоставить бюджет движения денежных средств. Компания владела офисным помещением в очень привлекательном месте — его аренда могла приносить хороший доход. Но анализ договора аренды показал: действующий арендатор уже оплатил её на три года вперёд, а расторгнуть с ним договор можно только через уплату значительных штрафов.
3. Обязательства бизнеса превышают выгоды от его владения
Речь не только об очевидных долгах, которые можно увидеть в балансе компании или определить по результатам аудиторской проверки. Важно, чтобы договоры с контрагентами не предполагали серьёзных выплат или неустоек — это может поставить под угрозу финансовое благополучие компании в будущем. Отдельно стоит обратить внимание на поручительства.
Случай из практики. Контрольный пакет акций молочного завода продавали за 180 млн ₽. Мы проанализировали документы и выяснили, что завод участвовал в поручительстве за третье лицо, у которого допущен дефолт по кредиту на сумму 400 млн ₽. Естественно, сделка не состоялась.
4. Бизнес полностью зависит от личности основателя и отделить его от собственника нельзя
Строго говоря, это даже нельзя назвать бизнесом. Умение видеть возможности для зарабатывания денег — отличительное качество предпринимателя. Но бизнесмен также должен построить автономную систему, которая будет работать и без него. Это не абсолютный принцип: например, в интеллектуальном бизнесе компании изначально развиваются вокруг своих собственников. Особенно ярко это проявляется в юридических и консалтинговых компаниях, где многое держится на компетенциях и личных связях основателей.
Можно ли продать бизнес без прибыли
Отсутствие прибыли не является приговором для бизнеса. Его активы могут быть интересны сами по себе. К примеру, сети ресторанов, в которых отлажены бизнес-процессы и оптимизированы издержки, часто рассматривают для покупки убыточные объекты, если знают, как повысить их рентабельность. Принцип простой: видят для себя ценность — готовы платить.
Это выгодный для покупателя вариант, который помогает снять часть рисков при покупке бизнеса. Но это сработает в том случае, если в течение переходного периода в команде менеджеров присутствуют представители обеих сторон. В противном случае есть риск того, что новый собственник специально будет играть на понижение KPI в расчете компенсировать недополученную прибыль скидкой в цене покупки. Оправдано привязывать к результатам деятельности не цену, а дополнительный бонус, выплачиваемый продавцу в случае, если бизнес выйдет на определённые параметры.
Дмитрий, для ритейла подходят мультипликаторы цены / выручка и цена / товарный остаток.
Елена, благодарю за отзыв. Внесу небольшое уточнение. В статье не говорилось, что "продавец скрыл 130 млн. непогашенных обязательств", речь была о том, что продавец не обозначил это на начальном этапе переговоров. Бизнес был для него непрофильный, поэтому он не погружался в структуру активов и пассивов и элементарно не владел этой информацией. При этом он предоставил покупателю полный доступ к бухгалтерской отчётности, где мы сразу увидели сумму долга. Спасибо, что написали свои примеры из практики покупки бизнеса.
Благодарю за отзыв.
Лев, благодарю за отзыв. Согласен с вами, что для небольших компаний будет своя специфика. Постараюсь в следующих статьях восполнить этот пробел. Отдельно спасибо за пример, которым поделились в комментарии.
Александр, спасибо за отзыв!
Сергей, спасибо! Рад, что шаблон пригодился.
Владимир, спасибо за развернутый комментарий. Соглашусь, что для принятия решения о покупке акции / облигации необходимо проанализировать, есть ли у бумаги потенциал к росту или, наоборот, она "перегрета" рынком. Попробую раскрыть этот момент в будущих статьях. Пока акцент был сделан на оценку финансовой устойчивости эмитента.
Алексей, благодарю за отзыв! Да, вы правы, в первую очередь методика пригодится при выборе высокодоходных облигаций. Наличие у эмитента кредитного рейтинга упрощает задачу. Но у большинства эмитентов, по облигациям которых предложены интересные условия по размеру купона, рейтинга нет. В этом случае придется анализировать цифры. Касательно того, стоит ли сейчас инвестировать в ВДО - здесь не будет готового ответа. Есть разные инструменты анализа, некоторые из них рассмотрены в статье. А восприятие риска и готовность брать на себя этот риск у каждого инвестора будут своими.
"Сначала принести клиенту пользу или приятную эмоцию" - очень близко. Спасибо за статью! Отдельно большой палец вверх за раскраски :))
Антон Моисеенков
А можно проследить, каким образом в итоге на балансе остались 9 USDT? То есть посмотреть, какие сделки предшествовали тому, что такой баланс оказался.