Анализ контрагентов: от А до Я

Группа компаний ФК «Содружество»

Пагубное воздействие коронакризиса, обвал цен на нефть, обесценивание рубля к евро и доллару привели к росту просроченной дебиторской задолженности российских предприятий. Многие крупные компании столкнулись с проблемой хронических неплатежей контрагентов. Налоговые органы призывают российские организации быть предусмотрительнее при выборе поставщиков. Однако до сих пор многие руководители ограничивают проверку будущих контрагентов лишь сбором стандартной информации из открытых источников.

Анализ контрагентов: от А до Я

«Дебиторка» – враг развития компании

Глубокий анализ контрагентов является самым важным моментом профилактики просроченной дебиторской задолженности. И чем глубже будет происходить анализ финансовой деятельности компаний-контрагентов, их активов, платежеспособности, тем больше шансов будет у руководства предприятий избавить себя от возможных проблем в будущем.

Что такое дебиторская задолженность для любой компании? Во-первых, это долг, который блокирует рост организации. Представьте, что вы хотите инвестировать в развитие собственной фирмы, закупку оборудования, модернизацию производства, рекламу и т.п., но вам приходится отказываться от этих планов сдвигая их на неопределенный срок, ведь ваши контрагенты не спешат рассчитываться с вами … К тому же, накапливая задолженность, вы сами рискуете оказаться в «долговой яме». Во-вторых, кассовый разрыв и незакрытые сделки порождают серьезные проблемы с налоговыми органами. В соответствие со статьей 54.1 НК РФ, вы обязаны: «Не допускать искажений отчетности, документально подтверждать цель каждой сделки». В противном случае вас ждут проблемы с налоговыми вычетами и «заморозка» счетов компании. В-третьих, солидная «дебиторка» способна нанести серьезный репутационный риск. Соответственно, для минимизации данных рисков следует проводить глубокий анализ финансовой деятельности контрагентов и своевременно принимать решения.

Акцент на анализ финансовой деятельности

Еще на стадии сбора информации большинство компаний сталкивается с актуальной проблемой – тщательная проверка контрагентов занимает длительное время (поиск данных в различных открытых источниках, их систематизация – дело совсем не быстрое).

Для оценки рисков работы с тем или иным контрагентом, вы должны обратить пристальное внимание на следующие моменты его финансовой деятельности:

  • участие компании в крупных тендерах,приказ о назначении директора (требуется обратить пристальное внимание на срок его полномочий и актуальность сведений в выписке из ЕГРЮЛ и пр).

  • доверенность на представление интересов компании (если договор будет подписываться не генеральным директором организации),

  • финансовые показатели за прошедшие годы,

  • историю открытых судебных производств,

  • уровень кредитоспособности компании,

  • наличие активов,

  • договор аренды офисного помещения,

  • пакет регистрационных документов,

При работе с новыми компаниями-контрагентами стоит адекватно оценивать свой риск – неправильный выбор может принести вам налоговые, финансовые и репутационные проблемы.

Важно отметить, что самостоятельная оценка платежеспособности контрагента, с которым вы планируете долгосрочное сотрудничество, на самом деле, является весьма рисковым действием. К примеру, если ваш будущий контрагент финансово устойчивая компания, у нее позитивная деловая репутация, но ее руководство сравнительно недавно проиграло судебное разбирательство по каким-либо причинам, то, такой контрагент способен «заморозить» оплату по счету на некоторое время из-за нехватки свободных денежных средств, однако он не будет скрываться от оплаты долга, объявлять себя банкротом или ликвидировать компанию.

Также, злостным должником для вашей компании не будет являться организация, которой репутационно выгодно с вами сотрудничать. Если между вами и образуется дебиторская задолженность, то в скором времени она ликвидируется, так как руководству подобной организации лишиться вас как клиента гораздо страшнее, чем расплатиться с долгами.

Другое дело, если перед вами компания финансово неустойчивая, с рядом судебных решений о выплате долга деловым партнерам, с минимальными активами – в этом случае нужно сразу отказаться от работы с таким контрагентом, потому что ни к чему хорошему это не приведет. Учредителям таких организаций проще ее ликвидировать, начать процедуру банкротства, нежели чем пытаться «реанимировать».

Если в процессе анализа открытой информации о компании-контрагенте выяснится, что ее учредительский состав за последнее время регулярно изменялся, а основные бенефициары решили «выйти из игры», то это тоже является «дурным» знаком – сотрудничество с такой компанией лучше не начинать.

С учетом того, что базовая информация о контрагенте, собранная в сети интернет, слишком разрозненная и требует уточнения по многим пунктам, вам потребуется разработка собственных подходов к анализу полученных данных. В итоге, это приведет вас к вопросу создания специального отдела в собственной компании, целью которого, была бы доскональная проверка контрагентов. А это время и колоссальные затраты.

Аналитика превыше всего!

Гораздо проще обратиться к профессионалам – в инвестиционную компанию, эксперты которой помогут вам адекватно оценить финансовое положение контрагента. При выборе, следует отдать предпочтение организации, присутствующей на рынке долговых взысканий не менее 5 лет, фирме, имеющей штат экспертов, знающих толк в решении вопросов, связанных с анализом финансовой деятельности компаний.

К примеру, по запросу клиентов, аналитики и юристы Группы компаний ФК «Содружество» проводят глубокий анализ контрагента, что позволяет оценить его платежеспособность по ключевым факторам и принять решение о дальнейшей работе с ним. Благодаря сильным компетенциям в анализе и оценке рисков, ФК «Содружество» совместно с инвесторами приобретает только качественную задолженность, вероятность взыскать которую и получить высокую прибыль - выше 90%! По итогу анализа, компании-контрагенту присваивается одна из категорий: 1, 2, 3, 4 и 5. На основе аналогичного анализа и ФК «Содружество»

В процессе анализа информации о будущем контрагенте важно обнаружить все «подводные камни» заранее. В этом вам помогут юристы и аналитики инвестиционных компаний.

Определяем платежеспособность контрагента

1 категория — платежеспособные контрагенты. Их бенефициарам невыгодно банкротить и ликвидировать компанию. Как правило, у них есть крупные активы – недвижимость, производственные линии, которые трудно перевести на другие компании.

2 категория — платежеспособные контрагенты, имеющие временные финансовые трудности. К примеру, сезонная прибыль (в несезон такие компании редко платят по счетам, ожидая период деловой активности). Их бенефициары не планируют банкротить предприятие, поэтому при соответствующем «нажиме» готовы будут выплатить возможный долг перед вами.

3 категория — это компании-контрагенты, у которых нет больших и ценных активов. Их бенефициар может начать свою деятельность заново в новой компании, если вдруг наберется кредиторская нагрузка или появятся другие причины. Часто, это торговые компании, арендующие склад, не имеющие своей техники и оборудования, поэтому у них отсутствуют ценные активы. Прежде чем начинать работу с такой группой контрагентов, следует взвесить все «за» и «против».

4 категория — это неблагонадежные контрагенты, которые, несмотря на сравнительно «чистую» историю, могут легко не оплатить ваш товар или не отгрузить очередную партию продукции. Их бенефициары, скорее всего, не будут спасать свою компанию в случае крупной задолженности и уйдут в банкротство и ликвидацию предприятия. Взаимодействовать с такими контрагентами, аналитики и юристы ФК «Содружество» не рекомендуют.

Наконец, самая опасная — 5 категория. В нее входят компании-контрагенты, находящиеся в процедурах банкротства, технические компании (созданные для уклонения от уплаты налогов или вывода капитала) или «фирмы-однодневки». С ними работать категорически не рекомендуется.

Подытожим: для того, чтобы не попасть на «крючок» недобросовестному контрагенту, рекомендуем вам внимательно отнестись к моменту анализа информации о компании, с которой вы планируете работать, а в случае проблем, обращаться за помощью к профессионалам!

Дебиторская задолженность, кассовый разрыв, проблемы с налоговыми органами по поводу незакрытых сделок – это лишь неполный перечень проблем, которые ждут компании из-за недобросовестных контрагентов. Светлана Васина, управляющий партнер ФК "Содружество"
Дебиторская задолженность, кассовый разрыв, проблемы с налоговыми органами по поводу незакрытых сделок – это лишь неполный перечень проблем, которые ждут компании из-за недобросовестных контрагентов. Светлана Васина, управляющий партнер ФК "Содружество"
1010
Начать дискуссию