Ловушка для самых умных: попадаются почти все предприниматели и руководители. Проверьте себя

Ловушка для самых умных: попадаются почти все предприниматели и руководители. Проверьте себя

Институциональный императив: звучит круто, а по факту не очень. Так называется логическая ошибка, на которую «ведутся» даже те, у кого хватило ума построить бизнес-империи.

Институциональный императив — это следование мнению большинства, потому что так модно, принято, а значит «правильно».

Впервые этот термин ввел Уоррен Баффет. В «глобальном» смысле институциональный императив ведет к тому, что вместо поиска оптимальных путей развития компании слепо копируют чужие модели в инвестировании, маркетинге. «Стадное чувство» приводит к тому, что на рынке всё меньше лидеров и всё больше подражателей.

Частный случай институционального императива в бизнесе — это когда любое решение, приходящее «сверху», воспринимается как правильное, не рефлексируется.

Например, руководитель принимает решение выйти на международный рынок, потому что ближайший конкурент уже сделал это. Вместо того, чтобы обсудить и даже оспорить решение (а нужно ли это компании сейчас? чего это будет стоит? что конкуренту принес выход на новый рынок?), верные «подданные» отключают критическое мышление, подводят стратегическое обоснование под решение руководства и приступают к исполнению. Проект проваливается — и не из-за неправильного выбора страны или бизнес-инструментов, он проваливается просто потому, что изначальная идея была ошибочна. Сработал тот самый императив: положиться на мнение лидера.

Можете провести эксперимент, если вы предприниматель или руководитель: предложите своей команде абсурдную идею. Скорее всего, ее подхватят и принесут вам блестящие планы по ее воплощению.

Как выбраться из этой ловушки? Проверяйте все свои решения на самостоятельность и адекватность — собирайте разные факты и мнения, спрашивайте себя об истинности цели: вы хотите сделать что-либо, потому что это реально нужно или потому что так делают другие? Старайтесь подняться над ситуацией и оценивайте обоснованность решения с разных точек зрения: если это выгодно финансово, выгодно ли это стратегически, не противоречит ли это вашей концепции развития бизнеса, не уводит ли от долгосрочных целей?

Больше об ошибках умных людей, которые приводят к глупым решениям, читайте в медиа для предпринимателей и руководителей «+500».

22
реклама
разместить
Начать дискуссию