Менеджмент как наука по Питеру Друкеру

Один из бизнес-гениев XX века, превратил менеджмент — непопулярную в 50-е годы специальность — в научную дисциплину. Имя Друкера связывается со спасением умирающей автомобильной компании «Форд Моторс», внедрением на фирме «Дженерал Электрик» системы децентрализованного управления, с последующим спасением японской экономики. Он также воплотил в практику ряд своих идей об управлении. Центром идей об управлении является учение о менеджменте, как о профессиональной деятельности и о менеджере, как о профессии.

1 https://static.tildacdn.com/tild3561-6331-4438-b164-656538656530/PeterDrucker016_jpg.jpg
1 https://static.tildacdn.com/tild3561-6331-4438-b164-656538656530/PeterDrucker016_jpg.jpg

Он трактовал менеджмент как учебную дисциплину и способствовал изучению менеджмента в учебных заведениях. Одним из самых известных теоретических положений, выдвинутых Друкером, является концепция управления по целям (МВО). Это была революционная идея. В 50-х годах, когда была выдвинута эта идея, менеджеры концентрировали внимание на функциях и процессах. Идея Друкера о том, что управление должно начинаться с целей, а потом переходить к формированию функций и процессов в корне перевернула логику управления.

Друкер скептически относился к идеям школы человеческих отношений и поведенческих наук. Он считал, что менеджер должен заботиться о достижении экономических целей, а не создании радости для рабочих, хотя отношения на работе должны строиться на базе взаимного уважения. Более того, в начале 50-х годов он выдвинул идею самоуправляющегося трудового коллектива, выборного органа из рабочих и служащих, который должен решать вопросы социальных аспектов жизни предприятия. Идея не была воспринята общественностью, и Друкер рассматривал это как свое крупное поражение.

Важной идеей Друкера была идея об исключительной роли профессиональных менеджеров. К числу синтетических учений относятся теории системного и ситуационного подходов. В 80-е годы большую популярность получила системная концепция «7-S». Она была разработана двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКинзи». Первую пару составили Томас Питерс и Роберт Уотерман — авторы известной книги «В поисках эффективного управления». Вторую пару — Ричард Паскаль и Энтони Атос — авторы другого бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Эффективно могут функционировать и развиваться те организации, которые могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из 7 составляющих: стратегия, структура, система (процедуры и процессы, протекающие в организации), штат, стиль (способ управления организацией, ее организационная культура), квалификация, разделяемые ценности (смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов). Изменение одной составляющей требует изменения остальных.

2 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ea/Drucker5789.jpg
2 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ea/Drucker5789.jpg

Пять правил Друкера:

  • Всегда знайте, куда входит ваше время и чётко его регламентируйте.
  • Старайтесь всегда быть нацеленными на результат, оставляя за скобками инструменты, поводы и способы достижения цели.
  • Не стесняйтесь использовать сильные стороны — и свои, и чужие. А ещё превращайте слабости других людей в свои преимущества.
  • Для достижения хороших результатов нужно добиваться четкого исполнения своих указаний.
  • Занимайтесь только тем, что считаете приоритетным и принимайте эффективные решения.

Попробуйте представить, какие из этих правил вы уже применяете, а какие можете применить в самое ближайшее время.

Некоторые факты биографии

Друкер родился 19 ноября 1909 года в Австрии, в еврейской семье с либеральными убеждениями. В его семье говорили на двух языках: немецком и английском. Несколько раз в неделю в гостиной родителей Друкера собирались интеллектуалы Вены. Здесь юный Питер познакомился с Зигмундом Фрейдом, Йозефом Шумпетером, Фридрихом Хайеком и Людвигом фон Мизесом.

В 1937 году учёный бежал от нацистов в США, где и проработал всю оставшуюся жизнь.

В 1954 году в своей книге: Практика менеджмента / The Practice of management, он сформулировал принцип: «Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства — создание Клиента».

Редактор журнала «The Atlantic Monthly» и комментатор радиостанции NPR Джек Битти в своей книге «Мир глазами Питера Друкера» написал об «Практика менеджмента»: «6 ноября 1954 года или около того Питер Друкер изобрёл менеджмент. Более удачного момента для этого нельзя было придумать: бум менеджмента в 1950-х и 1960-х годах стремительно набирал скорость, но в то же время не было ни одной книги, чтобы возвестить об этом, ни одной книги, чтобы объяснить менеджерам теорию менеджмента, ни одной книги, чтобы поставить менеджмент в один ряд с главными социальными инновациями двадцатого века. Друкер восполнил этот пробел».

С 1958 года Питер Друкер начал регулярно проводить семинары по теме инноваций.

3 https://ideiasesquecidas.files.wordpress.com/2016/07/articles-2009-11-drucker-class-pan_1013.jpg
3 https://ideiasesquecidas.files.wordpress.com/2016/07/articles-2009-11-drucker-class-pan_1013.jpg

Том Питерс, автор книги «В поисках совершенства», одной из двух книг о менеджменте, положивших начало этому буму, сказал: «До Друкера дисциплины менеджмента как таковой не существовало». К этому Питерс добавил: «Он (Друкер) был создателем и изобретателем современного менеджмента. В начале 1950-х годов ни у кого не было инструментов для управления невероятно сложными организациями, которые вышли из-под контроля. Друкер первым предоставил нам необходимое для этого практическое руководство». По слухам, Питерс даже сказал, что всё написанное им в книге «В поисках совершенства≫ можно найти на тех или иных страницах «Практики менеджмента».

Видный эксперт в области менеджмента и организационного поведения Чарльз Хэнди сказал: «Практически все современные идеи можно проследить до первоисточников Друкера», а автор исключительно популярной книги «От хорошего к великому» Джим Коллинз тоже признал вклад Друкера, назвав его «первооткрывателем теории менеджмента≫. Кроме того, он написал, что ≪главным вкладом Друкера стала не какая-то единичная идея, а скорее вся совокупность его работ, у которых есть одно гигантское преимущество: почти всё, что в них содержится, верно по своей сути».

В число других известных авторов, признающих вклад Друкера, входит Майкл Хаммер, автор мегабестселлера «Реинжиниринг корпорации≫, который назвал Друкера одним из своих героев. Хаммер как-то сказал другому консультанту и автору: «Я каждый раз испытываю чувство беспокойства, открывая его ранние книги, так как боюсь обнаружить, что он предвосхитил мои последние идеи, высказав их на несколько десятилетий раньше. И всегда нахожу их там».

Питер Друкер несколько раз принимался писать, но так и не написал книгу: «Управление невежеством» — о типовых ошибках управленцев.

В поздние годы он сознательно отказывался от работы в престижных бизнес-школах и преподавал в малоизвестном университете, занимаясь своими исследованиями в области менеджмента и написанием книг. Питер Друкер не имел секретаря и на все письма и обращения отвечал сам.

4 https://cdn.prod.www.manager-magazin.de/images/88d2dc7e-0001-0004-0000-000000771899_w1600_r1.5_fpx33.34_fpy50.jpg
4 https://cdn.prod.www.manager-magazin.de/images/88d2dc7e-0001-0004-0000-000000771899_w1600_r1.5_fpx33.34_fpy50.jpg

Цитаты Питера Друкера

  • «Лучший путь предсказать будущее — это создать его».
  • «У истоков каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение».
  • «Риски, какими бы значительными они ни были, не являются основой для действий. Они выступают в роли ограничений».
  • «Важнее делать правильные вещи, чем делать вещи правильно».
  • «Пока Вы не сможете управлять своим временем, вы не сможете управлять ничем другим».
  • «Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью».
  • «Раскрою вам секрет: заключать сделки — лучше, чем просто работать. Заключать сделки забавно и приятно, а работа — дело пыльное. Руководить чем-либо — прежде всего, делать много тяжёлой и кропотливой работы. Заключать сделки — это романтично, сексуально. Именно поэтому заключается столько совершенно бессмысленных сделок».
  • «Создание эффективного лидерства заключается в продумывании миссии компании, её определении и установлении, четко и наглядно. Лидер устанавливает цели, указывает приоритеты, и устанавливает и поддерживает стандарты».
  • «Фирма, которая не успеет привлечь нужных людей, долго не продержится».
  • «Результаты зависят от маркетинга и новых технологий, все остальное — издержки».
  • «Секрет японцев в том, что они не делают доклады о работе, а работают».
  • «Из пяти смертных грехов бизнеса первым, и как правило, самым распространенным является излишнее стремление к получению прибыли».
  • «Если в команде нет человека, принимающего решения, то решения никогда не будут приняты».
  • «Показатель качества управления — обычные люди, делающие необычные вещи».

Интересно? Еще можно почитать

1) «Солдатский билль о правах изменил американское общество, поскольку он означал, что неимоверное количество людей, которые никогда не мечтали о поступлении в колледж, смогли туда попасть, — сказал Друкер. — А если ты попал в колледж, то уже не хочешь... быть синим воротничком на заводском конвейере. Общество знаний было рождено предложением, а не спросом», — подвёл итог Друкер.

Появление миллионов образованных работников на рынке рабочей силы породило невероятно острую потребность в инструментах, способных помочь людям овладеть тонкостями профессии менеджера"...

Этот и еще 89 материалов VIKENT.RU по теме Менеджмент компаний

2) Видео: 50 ШАГОВ ЧЕК-ЛИСТА АЛЕКСЕЯ САМОЙЛОВА для ДИАГНОСТИКИ КОЛЛЕКТИВОВ / КОМАНД

3) Видео: # МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех...

Источники

Питер Друкер на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/483/

22
1 комментарий

Не понял, зачем в этом посту 2 абзаца про 7s?

Ответить