Нет права на ошибку: как я полгода учил сотрудника, а потом все равно уволил его

Сегодня утром, пока я купался в Карибском море, задумался о промахах в моей карьере. Вспомнилось недавнее событие, связанное с управлением персоналом. Я пришел в команду, а там один спец сопротивлялся оптимизации процессов, и мне пришлось его уволить. Но перед этим я потратил пол года на его обучение. Рассказываю, какие могут быть проблемы на старте работы с командой, почему стоит вкладываться в развитие сотрудников и какие ошибки могут встать на пути управленца.

Нет права на ошибку: как я полгода учил сотрудника, а потом все равно уволил его

Привет, я Виталий, коммерческий директор в крупнейшем SaaS MarTech России. 8 лет управляю коммерческими командами, 4 года создаю SaaS сервисы. Пишу про бизнес, маркетинг и масштабирование.

Какие бывают проблемы на старте работы с новой командой

Я приходил в уже сформированные и работающие команды несколько раз как управленец или менеджер, и везде сталкивался с плюс-минус похожими проблемами:

  • Юниты работают изолированно друг от друга, а потом их результаты не всегда можно адекватно интегрировать в проект.
  • Раздутый штат — специалисты обладают схожими навыками, при этом не всегда есть необходимость в таком количестве человек.
  • Отсутствует прозрачность в процессах. Сотрудник не всегда понимает, каких конечных результатов от него ждут. Сам путь достижения цели управленец и исполнитель могут вообще видеть по-разному. Часто даже нет инструкций, скриптов.
  • Отсутствует доверие в команде. Это мешает всем вместе работать на один результат, рождает недомолвки, скрытую агрессию, саботаж.
  • У сотрудников разные цели. Если спецы работают над задачами, которые противоречат друг другу или главной цели, это рано или поздно приведет к конфликту.
  • Столкновения личностей. Межличностные конфликты часто приводят к тому, что сотрудники больше заняты спорами и выяснением кто правее, чем рабочими задачами.
  • Чрезмерная конкуренция. С одной стороны это подстегивает спецов лучше работать, с другой — это не всегда положительно влияет на общий результат. Если у кого-то одного будет запара — второй не поможет, а проигнорирует.
  • Недостаток общения. Что бы не говорили о плюсах удаленки, есть главный минус — полноценно коммуницировать в чатах сложнее. Сотрудники закрываются своих ракушках и лишний раз не хотят выйти в зум.

Когда я присоединился к уже существующей команде, где были налажены процессы и был определенный уровень производительности, которая показывала хорошие результаты, ребята изначально меня не очень тепло приняли.

Один из сотрудников, например, был совершенно не готов увеличивать прозрачность своей работы. Несмотря на мои попытки цифровизировать его работу, определить ключевые факторы успеха и неудачи, описать общую бизнес-модель для понимания сути его работы, он продолжал сопротивляться.

С одной стороны, оценка производительности может быть простой и измеряться конкретными цифрами, такими, как продажи и т.д. Но с другой стороны, есть еще промежуточные показатели успеха, ведь перед продажами проходят многие внутренние процессы. Если вы будете измерять только продажи, может случиться так, что через три месяца вы узнаете, что они ужасные. Но это можно было бы понять уже через первые две недели, если бы вы обратили внимание на так называемые чувствительные метрики.

Вывод: Мой стиль управления подразумевает максимальное поощрение сотрудников. Я предпочитаю давать сотрудникам максимальную свободу действий в рамках их должностных обязанностей. В этих рамках они могут принимать любые решения, опираясь на свои знания, опыт и предположения. Такой подход сложен как для понимания, так и для управления, потому что он требует от менеджера вложения большого количества времени, усилий и энергии в развитие сотрудников. В конечном итоге, если ваши сотрудники совершают ошибки, это ваша ответственность, независимо от вашего стиля управления.

Зачем вкладывать в сотрудников, если они все равно потом уходят

Иногда у топ-менеджеров возникает вопрос “Зачем вкладываться в развитие сотрудников, если они все равно уходят?”. Получается, что они и так неплохо работают. А если вырастишь джунов до сеньоров, а они потом уйдут на более сладкое место? Нет, не надо нам это развитие сотрудников.

Но есть несколько причин, почему нужно обучать своих сотрудников при любых раскладах:

  • Обучение, тренинги и возможности карьерного роста — это сигнал сотрудникам, что компания заинтересована в их развитии, а не рассматривает их как роботов-исполнителей. Такие инвестиции в сотрудников повышают их лояльность к работодателю.
  • Есть еще и косвенный эффект от инвестиций в обучение сотрудников. Вложения в развитие повышают привлекательность компании у соискателей за счет HR-бренда. Из двух компаний чаще выбирают ту, где есть программы обучения и развития, даже если зарплата будет меньше. Если компания готова вкладывать в развитие своих сотрудников, то она представляется соискателям, как надежный и перспективный работодатель.
  • Уйти может любой человек в любой момент. К вам пришел стажер с целью прокачаться и быстро пойти в рост, но вы его держите на позиции “принеси-подай” уже полгода, перспектив нет. Вроде и вкладываетесь в развитие сотрудника, платите ему деньги, но по сути нормальный стажер быстро перерастет и заскучает.

Но вкладываться нужно в тех сотрудников, которые сами стремятся к развитию, а не просто отсиживают рабочие часы.

Вернемся к сотруднику...

Я, следуя своим принципам, дал ему достаточно большую свободу действий, объяснив контекст. Мы много общались, я делился своими знаниями и опытом. И казалось, что все идет хорошо. Однако, по внешним признакам, поведение сотрудника не менялось. Негативная обратная связь от коллег была регулярной, и несмотря на дополнительную мотивацию, я был вынужден заменить сотрудника.

В результате, я потерял полгода своего времени и значительную часть производительности, пытаясь помочь сотруднику развиваться. Я не могу сказать, что это было неправильным решением, но больше всего я жалею об утраченном времени.

Так что же такое управление? Давайте рассмотрим аналогию с автомобилем. Например, у вас есть автомобиль, который стоит на парковке. Можете ли вы управлять этим автомобилем? Нет, потому что для управления чем-либо, объект должен двигаться.

Управление — это изменение скорости, направления движения или характеристик управляемого объекта. Это основная задача менеджера: создавать управляемые объекты и управлять ими.

Вернемся к истории о моем сотруднике. Я был вынужден уволить его. И вывод, который я для себя сделал, заключается в том, что не все сотрудники способны принять на себя ответственность и работать самостоятельно. Некоторые предпочитают быть исполнителями. Однако, пока вы не попробуете, вы не узнаете на что способен ваш сотрудник.

Поэтому, с точки зрения долгосрочной перспективы, старайтесь нанимать выдающихся сотрудников с редкими способностями и навыками. Или тех, которые стремятся учиться и впитывают все, как губки. С такими людьми вы сможете построить компанию, которая будет быстро развиваться и прогрессировать в этом постоянно меняющемся мире.

Какие ошибки могут быть при управлении командой

1. Недостаточное делегирование полномочий

Одной из наиболее частых ошибок руководителей — попытка контролировать каждую мелочь процесса. Часто это приводит к перегрузке руководителя, замедления бизнес-процессов и снижению мотивации всей команды.

Решение очевидное — активно делегировать полномочия и развивать навыки управления и мониторинга работы подчиненных.

2. Недостаток коммуникации

Отсутствие ясного и своевременного обмена информацией может вызвать двусмысленности недовольство и факапы со стороны команды. Руководитель должен уделять достаточно внимания общению с коллективом, уметь слушать и быть открытым к мнению и предложениям своей команды.

Решение — организация общих митапов, стратегических сессий, общие чаты для общения на внерабочие темы.

3. Несправедливое распределение ресурсов и вознаграждений

Если руководитель несправедливо распределяет задачи, вознаграждения и возможности для развития внутри команды, это может привести к конфликтам и снижению мотивации сотрудников.

4. Отсутствие постановки целей и обратной связи

Отсутствие ясных целей и обратной связи приводит к недопониманию командой задач и общих целей. Отлично, если руководитель дает регулярную обратную связь своей команде. Нужно уметь принимать открыто обратную связь от команды.

5. Неспособность мотивировать команду

Руководитель, не способный мотивировать свою команду, рискует столкнуться с низкой производительностью и высокой текучкой. Он должен понимать потребности и мотивы каждого члена команды, развивать их навыки и способствовать росту. И важно уметь создавать стимулирующую и вдохновляющую рабочую среду.

Без какого навыка не получится быть управленцем

Возвращаясь к сотруднику, я сознательно пропустил один важный момент управления. Несмотря на то, что менеджер может управлять объектом, процессом или сотрудником, который уже находится в движении или процессе, есть еще один критический аспект управления — способность к прогнозированию.

Это, пожалуй, самая важная часть работы менеджера — способность прогнозировать и предвидеть развитие процессов и различных течений, основываясь на организационном контексте.

К примеру, когда я работал менеджером по продажам, у меня была очень большая сделка. Это была, вероятно, самая большая сделка, которую я вёл на тот момент.

Я работал в продажах уже около двух с половиной лет и отгрузил значительное количество оборудования в крупную региональную компанию. Стоимость отгрузки была порядка 35 000 000 ₽. Это было около 12 лет назад, и учитывая, что я работал в регионе, это было очень большими деньгами.

Необходимо было управлять огромным количеством процессов. Из-за недостатка опыта я положился на логиста, который занимался поставкой оборудования из Европы, его таможенной очисткой и доставкой на объект заказчика. Я общался с логистом всего два раза, спросил, когда прибудет оборудование, он мне назвал примерные сроки, и я сообщил клиенту.

Когда пришло время, я общался с логистом второй раз и узнал, что оборудование даже ещё не заказали, потому что логист не был проинформирован о том, что его нужно было заказать. В результате, сроки затянулись примерно на месяц полтора.

Я ночами не спал, волнуясь, что сделка сорвётся. Но в итоге нам удалось провести отгрузку за рекламу на короткий срок, потому что я прямо контролировал эту отгрузку.

Если бы я изначально смог предугадать некоторые сценарии развития событий, то есть понять поток отгрузки и покупки клиентами, с какими трудностями можно столкнуться, вероятно, я бы мог предотвратить проблему с логистикой и оповещением специалиста по логистике.

Краткие итоги

В настоящее время в России слово “менеджер” часто понимают как “продавец”. Но на самом деле менеджер — это гораздо глубже. Менеджмент — это искусство управления, и это может быть искусство управления финансами, искусство управления продажами и так далее.

Управление — это изменение скорости, направления движения или характеристик управляемого объекта. Это основная задача менеджера: создавать управляемые объекты и управлять ими.

Самая важная часть работы менеджера — способность прогнозировать и предвидеть развитие процессов и различных течений, основываясь на организационном контексте.

* * *

Консультирую бизнесы по вопросам кратного роста как Growth Business Partner, делюсь опытом в канале.

11
11 комментариев

Виталий, отличная статья!

Что посоветуете в случае, если человек часто опаздывает, но с другой стороны продажи идут, а если и приходит вовремя, то 10 минут он все равно тратит на поесть (не успел дома). Время обеда не использует в полной мере, т.к. на него элементарно нет времени. ЗП не в рынке, поэтому нанять более крутого продажника не получится, не идут.

Стоит ли делать замечания и давить на приход вовремя, зная что это не поможет?

Отстаньте от человека если он выполняет работу!
Продажи идут? Тогда зачем вы жалкие минуты считаете аки еврей?

1

Вам шашечки или ехать?

Не зря в статье сказано, как понимают менеджмент у нас...
Вы не менеджер, вы - вахтёр ) Сидите с секундомером и выговора раздаете
"Стоит ли делать замечания и давить на приход вовремя, зная что это не поможет? " Ну конечно нужно! Особенно зная, что не поможет)
Нужно допилить человека до реакции. До мата и ломания техники с мгновенным увольнением.
Тем более, что нифига не платите и он уже стопудово ищет место получше.
Если б он был неисправимый разгильдяй, продажи ваши упали в ноль за 2 недели. А сотрудник ковырял в носу с веселым видом. Дело может в другом?
Может стоит РАЗОБРАТЬСЯ, почему он опаздывает? Может ему помочь поближе переехать? Или помочь с автомобилем? Или помочь с детсадом? Или что там у него..

Это была любовь ))

В статье нет конкретики. Одна вода.

Один человек - не показатель. Не факт, что с другим сотрудником было бы также