Как в условиях кризиса дешево тестировать продуктовые гипотезы

Что делать продуктовым командам, чтобы запускать новые идеи с ограниченным бюджетом.

Почему нельзя тестировать гипотезы как раньше?

В кризисных ситуациях компании вынужденно срезают расходы везде, где это можно сделать, и чаще других под раздачу попадают команды и юниты, которые не являются первой необходимостью для организации. Большинство IT-гипотез, которые мы приносили на стол относятся именно к этой категории. Даже если вашу команду не расформировали, выпросить бюджет на потенциальное развитие станет сильно сложнее, чем приостановить финансирование.

3.5 млн.
человек было уволено за время пандемии в России. Это ~20% от всего наёмного персонала.

Возможности на рынке труда для IT–отрасли

Многие сотрудники, которых ещё вчера мы были готовы хантить с комиссией в 600 тыс. руб. сегодня покидают компании из-за увольнений и релокаций. Это ресурс, который можно активно использовать, если у вас достаточно запасов и смелости.

Кроме того, ситуация неоднозначно сказывается на стабильности валюты, а значит и на фактическом размере зарплаты. То есть ближайшие несколько лет мы будем платить программисту те же 300 тысяч, а его реальная стоимость в долларе станет сильно выше.

На примере с 2014 годом, когда все россияне обеднели почти вдвое в пересчете на валюту, зарплаты начали возвращаться к прежнему уровню только через 3 года.

Чем хуже становится ситуация, тем проще формировать здесь дешевую команду из талантливых людей, которые по разным причинам не улетели за границу.

3 года
составила задержка индексации зарплат до прежнего уровня после присоединения Крыма в 2014

«То есть CJM ради CJM — больше не работает?»

Такой вопрос мне задали после выступления. Здесь нужно понимать, что это и так не очень работало, и мы постоянно об этом говорили клиентам. Но такие ситуации как сейчас, помогают отделять первичное от вторичного. Если в прошлом году некоторые одобряли процессы, которые называются умными словами, то теперь, как минимум задумаются, насколько они нужны.

Но это не значит, что описанные ниже примеры не работают. Напротив, именно это работает лучше всего, если сделать работу правильно — вы сэкономите деньги и ресурсы команды на разработке, и протестируете гипотезы на раннем этапе.

Как тестировать гипотезы недорого, но эффективно

1. Качественные интервью.

Собираем фокус-группу, обещаем бонусы, узнаем самую суть. Например, в одном из проектов за каждое интервью мы перечисляли 100 рублей в фонд защиты животных. В результате респондент чувствует сопричастность к хорошему делу и помогает нам в исследовании.

Рассмотрим пример клиентского проекта в индустрии gamedev. Мы выделили 3 сегмента: недавние пользователи, зрители, платящие пользователи.

Сформулировали для них вопросы и провели интервью. Важно задавать вопросы лично, чтобы добиваться развернутых ответов. Собрали ответы в таблицу и приступили к анализу и интерпретаци, после чего сформировали отчет по каждому сегменту.

В отчете нужно описать выявленные паттерны, сделать выводы и поставить продуктовые задачи. Это поможет стейкхолдеру понять, что делать дальше. Не стоит давать сухую информацию. Наша цель — дать рекомендацию и навести на оптимальный следующий шаг.

2. Количественные опросы

После выявления паттернов в качественном интервью, тестируем эти вопросы на большей выборке респондентов. Получаем 500 откликов, делаем выводы.

После проведения двух исследований мы составили CJM — карту, которая показывает маршрут пользователя от начала взаимодействия с продуктом до завершения. Внутри карты мы выдели главные проблемы, с которыми сталкивались клиенты. Одного взгляда на этот маршрут достаточно, чтобы сформировать бэклог и сделать приоритезацию гипотез.

Итого, за два подхода мы составили список задач, который решал выявленные проблемы в ходе интервью и был подкреплен количественным опросом.

О методе проектирования CJM важно знать, что мы не рисуем идеализированную картину взаимодействия, а отражаем факты, которые иногда вовсе невозможно изменить, как например чувство гнева на других игроков в процессе игры. Однако мы можем смягчить послевкусие, если добавим микро-бонусы или упростим одну из точек касания.

Это поможет увеличить доходимость от регистрации до покупки, снизит её стоимость, повысит NPS и CTLV.

3. Тестирование UX–прототипов

UX–прототип — монохромная версия вашего будущего продукта, собранная на коленке за пару дней. Во всяком случае, мы интерпретируем её именно так, в то время, как многие компании тратят на этот этап множество спринтов.

Во время тестирования даем фокус–группе прототип и просим пройти от пункта А до Б. Смотрим, на какие кнопки нажимают респонденты, и выявляем проблемы.

Да, в наших прототипах нет иконок и цветов, но зато мы можем прогнать респондента через целевые сценарии уже на следующий день. Это не дорого, быстро, и эффективно. Если 10 человек протыкали и сказали, что стало удобнее в отличие от предыдущей версии продукта, это весомый довод, чтобы сделать ещё один шаг в сторону вашей идеи. Такую аргументацию примет любой здравомыслящий менеджер, и возможно выделит деньги, несмотря на кризис.

Если не тестировать прототипы

В таком случае вы добавляете себе риск, что запущенный пилот продукта спустя несколько месяцев не удовлетворит ожиданиям клиента. Долго, дорого, и всё в мусорку. Вместо того, чтобы отсеять неэффективные идеи на этапе прототипов за несколько дней.

4. Рекламные тесты

Делаем креативы, лендинг, запускаем трафик, смотрим CPC и CR. Преимущество подхода в том, что он не постановочный. Клиенты нажимают на реальную рекламу, и ожидают получить реальный продукт. И если они нажали на кнопку, которая ещё не работает, то они конечно расстроятся, но зато вы малой кровью получаете подтверждение вашей гипотезы. Итого, 100 недовольных пользователей, которые увидели ошибку, в обмен на сэкономленные миллионы рублей на проверку жизнеспособности идеи.

В нашем стартапе Arenta, когда мы запускали рекламу у нас не был готов backend продукта, и мы сделали фейковую заглушку. Когда запустили трафик, то увидели, сколько людей с какого креатива нажимают на неработающую кнопку «забронировать». Увидели все показатели трафика, и сразу отсеяли эффективные юниты, которые дальше стоит разрабатывать. Это минимальный ущерб по сравнению с тем, если бы мы сделали разработку, поняли, что решение не работает, и переделали.

5. Разработка MVP, но не совсем

Главная идея, которой мы придерживаемся на этом этапе, попробовать сделать продукт без инструментов разработки. Совсем. Пусть это будет хоть лист бумаги или таблица в Excel, главное, чтобы он подтверждал гипотезу и выполнял свою функцию. Если у этого будут пользователи, можно считать работу за успех.

Живые клиенты всегда лучше даже самых качественных исследований.

Проблема здесь в том, что большинство продуктовых команд имеет искаженное представление о создании MVP, не упрощая функционал до минимума.

В докризисные времена я чаще встречал ситуации, когда MVP больше похож не на минимальную версию продукта, а на максимальную, только плохо собранную, когда фаундеры оправдывают слабое техническое решение стадией разработки.

На мой взгляд, лучше сразу брать масштабируемый язык и архитектуру, но экономить ресурсы на самом функционале решения, чтобы потом не плодить костыли.

Возвращаясь к примеру MVP без участия кода, когда мы начали тестировать Yook — сервис для бизнес–дейтинга, то собрали первые регистрации через Google Формы, а продукт предоставили в виде Google Таблицы с результатами. Люди грузили свои фотографии через убогую форму, но зато это работало, и за пару недель мы собрали 50 реальных клиентов, которые начали взаимодействовать с продуктом.

Мы пришли к этому не сразу, а только после того, как сделали дизайн MVP приложения (как мы тогда думали). Только посмотрев на него мы осознали, что наш продукт — это по сути справочник людей, который можно уместить в столбики Google Таблицы.

6. Полноценная разработка

Планируем команду, спринты, и готовимся ошибиться со сроками. Долго, дорого, на чуйке. Думаю, все через это проходили, и сталкивались с реальностью, когда наша гениальная идея оказывалась не такой уж и гениальной. Я предлагаю на этом учиться, и пользоваться предложенными 5 способами выше, чтобы избегать подобных ситуаций, и тестировать гипотезы дешево и быстро.

Кто самый необходимый в тестах гипотез

UX Lead / CPO. Утверждает гипотезы и решения, строит последовательность работы, делает бизнес-оценки. 350 000 ₽/мес.

UX/UI Designer. Оформляет гипотезы в прототипы, а после тестов дорабатывает до итоговых решений. 150 000 ₽/мес.

UX-consultant / PM. Проектирует сценарии, общается с пользователями, проверяет, чтобы ничего не забыли. 150 000 ₽/мес.

Analyst / Assistant. Исследует рынок, компанию, конкурентов, пользователей и дает эту информацию команде. До 100 000 ₽/мес.

Зарплаты актуальны на апрель 2022 г.

Читайте другие наши материалы:

11
Начать дискуссию