Быстрые заметки или что такое целевое действие на примере планировщиков задач

  • Почему планировщики задач не работают?
  • Google Keep и заметки iPhone.

За последние 7 лет, начиная с первого курса университета, я училась грамотно организовывать свое время, чтобы все успевать и получать от этого практическую пользу. За эти годы я перепробовала максимальное количество трекеров, ежедневников, планировщиков и всего всякого разного. И ничего мне из этого не подходило, пока я не стала дизайнером в продукте и не поняла свои же косяки при использовании подобных продуктов.

Надо сказать, в этой истории мой косяк играл важную роль, после осознания которого я перестала сетовать на эти “ужаснейшие приложения, неспособные утолить мою боль”.

Быстрые заметки или что такое целевое действие на примере планировщиков задач

Я ждала, что все мои чертоги разума поместятся в одном приложении, где будет сразу всё: заметки, мысли, ту-душки, рабочие задачи, задачи по дому, саморазвитию ну и все остальное, разумеется. Короче, по идее, любое приложение должно было реализовать мои ожидания. Вот некоторые из них:

Быстрые заметки или что такое целевое действие на примере планировщиков задач

“Организуй всё”, “20 приложений в одном”, “контролируй все свои дела”, “многофункциональный планировщик”, “мгновенное планирование” , “все под контролем”— каждый продукт обещал мне, что я все сделаю без усилий, легко и играюче. Глаза горели, качала, выбирала, какое приложение лучше справится со всеми моими делами. Замечу, я представляла юзера входящего в бОльшую часть целевой аудитории таких продуктов.

Надо сказать, каждое приложение само по себе не было плохим, более того, некоторые я покупала и очень старалась найти им применение. А в некоторых приложениях даже были возможности удовлетворения всех моих потребностей. Например: заметки iPhone или Notion (сейчас у нас любовь).

В целом, нет ничего страшного в многофункциональных и многообещающих приложениях по планированию… для опытного пользователя с выработанным тайм-менеджментом, расставленными приоритетами(вспомним целевую аудиторию) и для того, кто просто уже знает, как ему удобнее и продуктивнее для себя организовывать работу.

Еще давайте не забывать про долгосрочное планирование, целеполагание, библиотеку ресурсов, рабочие доски и прочее. А еще должен быть навык фильтровать информацию и входящий контент. И беда многообещающих приложений в том, что они не умеют донести до юзера, что у них он не организует свои дела, не потому что они — плохое приложение (а наоборот даже хорошее), а потому что человек не умеет организовывать свое время и вообще ни одно приложение ему в этом не поможет.

Однако, есть одно НО. Оно должно помочь. Ведь за этим пользователь и обращается к продукту. Особенно, если собирается тесно и регулярно с ним работать.

Адаптивный онбординг типа “владеете ли вы тайм-менеджментом или нет, и если нет, то мы вам покажем как” уже заставил бы задуматься пользователя о том, что планирование — это навык и он не будет ждать, что сейчас повысит свою продуктивность на 200%, записав все свои дела.

Провела малюсенькое исследование для примера:

Я опросила 32 человека и только 9 (9, Карл, из 32!), плотно используют планирование своих дел. 16 из 32 (добрая половина) пробовали и бросили, не найдя для себя практического применения, при этом они не смогли ответить, куда уходит большая часть их времени, они не делают то, что запланировали и прокрастинируют изо дня в день. Остальные 7 человек пользуются быстрыми заметками и регулярно их мониторят, есть ли там что-то важное.

На мой взгляд, проблема таких приложений с точки зрения проектирования в том, что они не уменьшают когнитивное сопротивление при их использовании (что мне записывать? список дел? а сюда мысли? а сюда ресурсы? а цели куда?), они не решают задачу не потому что плохо спроектированы, а потому что не доносят до пользователя как и что именно из своих потребностей они закроют (если это не одно и то же). Это как шампунь 3 в одном, кто пользовался знают, что из обещанного увлажнения, питания и восстановления ты получишь максимум пену. Кстати, в профессиональной косметике вы такого не встретите, там всегда очень узконаправленное действие средства. (Надеюсь, вы уловили параллель).

Конечно, сложно к такой проблеме найти универсальное решение, но мы можем найти примеры продуктов, которые не пытаются угнаться за всем и выбирают нишу, которая удовлетворяет одну из целей.

Быстрые заметки или что такое целевое действие на примере планировщиков задач

“Друг, тут ты сможешь записать все свои мысли, а тут список дел на день и на неделю, а вот тут ты можешь создать свою библиотеку знаний, а вот твое расписание”.

Юзер знает, что именно можно сделать в приложении и как ему им воспользоваться: составить задачи, заметки или расписание. Ему не надо думать, как разделы будут взаимодействовать между собой, куда что лучше записать: у него есть только один вариант поведения, и он ему следует. У него нет неоправданных ожиданий насчет организации дел и меньше мотивации бросить неизвестную и непонятную систему.

Хочу разобрать пример: Google Keep и заметки iPhone.

Два похожих приложения, которые изначально преследуют разные цели. Об этом нам говорит и интерфейс и механика работы с приложением.

Заходя в Google Keep мы видим строку, которая всегда готова принять нашу мысль — тема для поста, материалы, которые надо просмотреть, что угодно, это библиотека хаоса в текучке, просто запись мыслей без контекста. “Открыть приложение” — “записать”.

Быстрые заметки или что такое целевое действие на примере планировщиков задач

Возьмем для этой же цели стандартные заметки iPhone. Одно действие “создать заметку” отдаляет нас от нашей цели - просто записать мысль, мы должны что-то создать и не что-то, а что-то значимое. Мы не просто выгружаем мысль, мы делаем это целенаправлено, с каким то смыслом, у нас есть подсознательный блок, нам приходится лишний раз думать над тем, что мы делаем. “Открыть заметки” — “создать” — “записать”.

Быстрые заметки или что такое целевое действие на примере планировщиков задач

Синдром чистого листа собственной персоны, еще на ум пришла история Amazon о покупке в один клик, очень советую к прочтению)

По сути это ярко отражет философию целевого действия: максимально укоротить пользовательский путь до цели и удовлетворить, наконец, его запрос.

Спасибо, что прочитали ❤

Подписывайтесь на мой телеграм-канал о дизайне , там много полезного и интересного)

11
2 комментария

Я разработчик одного из таких приложений - планировщика. И да, проблема с тем, что люди не умеют планировать и имеют проблемы с тайм-менеджментом, существует. И onboarding нужен.

Но, по-поему, вы смешали в статье две проблемы: уменьшение пути до целевого действия и понятность самого целевого действия. Если мне нужно оставить заметку на бегу - это должно быть быстро. Если мне нужно составить план на ближайшую неделю, то за пару секунд этого не сделаешь. Onboarding здесь помогает, но любой onboarding увеличивает время до целевого действия

Как планировщик задач я использую
O!task, очень нравится, помогает распределять все задачи и проекты