Финансовый директор на аутсорсинге — это…

- Кому и когда стоит задуматься об аутсорсинге финансового директора.
- Честные плюсы и минусы аутсорсингового финдира.
- Что спросить у финдира на аутсорсинге перед началом работы.
В статье открыто расскажу как правильно пользоваться услугой финансового директора на аутсорсе, что можно от него ожидать, а чего не стоит.

Финансовый директор на аутсорсинге — это…

Привет, друзья! Меня зовут Татьяна Никанорова, я — предприниматель, финансовый ментор для бизнесов, собственник Консалтингового центра Профдело, мы настраиваем управленческий учет и строим эффективные финансовые стратегии для бизнеса, а также известны качественным бухгалтерским обслуживанием для ООО и ИП.

Поделитесь этой статьёй со знакомыми предпринимателями, кому актуально развивать и масштабировать бизнес.

Когда стоит задуматься об аутсорсинге финансового директора

Лучше всего на этот вопрос ответят наши клиенты. Мы проанализировали более 100 обращений за услугой финдиректора в нашу компанию. Это 33 самые актуальные проблемы, которые называли наши клиенты при обращении за услугой:

  • Ошибки в ведении таблиц неквалифицированным сотрудником.
  • Непонимание финансовой картины.
  • Отсутствие финдиректора и проблемы с кассовыми разрывами.
  • Увольнение финансиста.
  • Необходимость автоматизации и правильного учета.
  • Неудачная попытка самостоятельного внедрения УУ.
  • Неясные расходы и себестоимость.
  • Неправильное ценообразование.
  • Сложности с постоплатами и кассовыми разрывами.
  • Ведение учета на “колхозном уровне” в Google таблицах.
  • Убытки бизнеса и непонимание причин.
  • Неактуальный подход к ценообразованию.
  • Потребность в заемных средствах и финансовом планировании.
  • Ведение только ДДС без полной картины финансов.
  • Недостаток знаний для принятия управленческих решений.
  • Нехватка финансовых компетенций у учредителя.
  • Сложность ведения учета в Excel.
  • Непонимание корректного результата деятельности.
  • Проблемы с масштабированием и заемными средствами.
  • Нехватка времени на ведение учета.
  • Бизнес приносит убытки и требуется консультация.
  • Неправильное ведение управленческого учета.
  • Потребность в аудите финансового состояния.
  • Необходимость в автоматизации управленческой отчетности.
  • Отсутствие финансовой модели и планирования.
  • Необходимость в системном уходе от кассовых разрывов.
  • Неправильные расчеты себестоимости и отпускных цен.
  • Потребность в финансовой модели для нескольких сценариев.
  • Создание команды и построение планов по продажам и закупкам.
  • Сложности с контрольными лимитами кредитных средств.
  • Потребность в понимании реальной прибыли бизнеса.
  • Ведение учета вручную и желание автоматизировать процессы.
  • Запрос на управленческий учет с правильными показателями.

Если что-то из этого вам знакомо, значит, пора задуматься о привлечении финансового директора на аутсорсинге. Он поможет навести порядок в финансах и улучшить работу компании.

Что такое (кто такой) финансовый директор на аутсорсинге

Финансовый директор на аутсорсинге — это ваш помощник и правая рука в управлении финансами компании. Обычно это специалист с финансовым образованием и богатым опытом в области корпоративных финансов, которого компания привлекает со стороны для решения своих финансовых задач. Представьте себе, что у вас есть крутой эксперт по финансам, но он не сидит в вашем офисе каждый день, а работает удалённо.

Мой знакомый, Костя Дубровин, сказал бы: "это же шеринг финансового директора", и был бы совершенно прав — вам не нужно платить большой оклад и обеспечивать финансисту соцпакет, вы выкупаете только часть времени финансиста, поэтому получается доступно по стоимости. Это удобно и выгодно, особенно для небольших компаний или стартапов, у которых нет ресурсов на содержание высококвалифицированного эксперта или целого финансового отдела.

Но я же обещала честно, да? Поэтому просто обязана сказать, что аутсорсинговый финансовый директор будет делать не всё, что вы захотите и не всегда так, как вы захотите. Он будет оказывать выбранную услугу по тем правилам, которые разработала его компания-работодатель. Они могут быть жестче или гибче, но ограничения будут. Правда, чаще всего, ограничения нужны для того, чтобы сфокусировать вас на задаче и точно добиться результата.

Основные функции и задачи аутсорсингового финансового директора

Финансист на аутсорсе может делать следующие вещи:

Преимущества аутсорсинга финансового директора

Плюсов много. И так как ниша аутсорсинга именно финдиректоров еще свежая, и в неё не успели набежать шарлатаны, конкретно этот аутсорсинг действительно очень выгоден. Судите сами.

Сэкономите деньги

Вместо того чтобы платить большую зарплату штатному сотруднику, вы платите за услуги только тогда, когда они вам нужны. Это помогает сэкономить на зарплате, соцпакете и рабочем месте. А если финансист не понравился, или компания не понравилась, вы легко замените ее на другую, в то время как сотрудника нужно будет увольнять, теряя на этом деньги и HR-репутацию.

Получите доступ к огромному опыту и знаниям как нескольких человек сразу

Финансовые директора на аутсорсинге обычно работали в разных компаниях и сферах. Это значит, что вы получаете специалиста с разнообразным опытом, он легче сможет генерировать решения, у него есть насмотренность на разные ситуации.

Получите гибкость в объеме оказанных услуг

Вы можете регулировать объем заказанных услуг в зависимости от нужд бизнеса. Нужно больше внимания к финансам в период роста? — Нет проблем. Надо сократить расходы в спокойные времена? — Легко! Штатному специалисту нужно всегда платить столько, сколько договорились, при этом в периоды роста нагрузки он попросит прибавку или премию, а в период спада не согласится на снижение зарплаты.

Получите независимый взгляд

"Замыленный" взгляд — вот главная проблема даже самых лучших специалистов, которые давно внутри ситуации. Внешний специалист может заметить проблемы и возможности, которые вы могли упустить. Это помогает принимать более объективные и правильные решения.

Сократите время на отладку работы

Аутсорсинговые компании часто имеют выверенные процессы и системы контроля качества. Работать в уже отлаженных процессах ощутимо приятнее — меньше нестыковок и косяков.

Сможете сосредоточиться на бизнесе

Пора уже делегировать свои 100500 табличек кому-то другому, кто в них легко разберется, подхватит, отладит, улучшит и возьмет на себя. С финансовым директором на аутсорсинге у вас будет больше времени и ресурсов на развитие бизнеса, а финансы будут в надежных руках.

Получите доступ к современным технологиям

Лучшие аутсорсинговые компании используют трендовые технологии и программы для управления финансами. Да, существует еще много финансистов, которые упорото любят таблички эксель и активно лоббируют именно их. Мы в Профдело не поддерживаем это. Управленка должна быть в базе данных, а табличка — это то, что выгружается из базы и правится ситуативно под задачу. Вести учет в табличках — каменный век.

Как работает аутсорсинг финансового директора

Если мы говорим о работе вдолгую, то модель сотрудничества по услуге "финансовый директор на аутсорсинге" в Профдело выглядит так:

  • Обсуждаем задачи собственников и потребности всего бизнеса на бесплатной встрече с руководителем финансовых директоров на аутсорсинге.
  • Назначаем финансового директора — персонального эксперта с большим опытом, отличным образованием и качественным понятным коммуникационным навыком.
  • Финансист общается с вами в чате Telegram или WhatsApp с 10 до 18.30 по рабочим дням, а также по e-mail и на телефоне.
  • Финансист помогает развивать бизнес, дает рекомендации и советы.
  • Проводим встречу в zoom один или два раза в месяц (а на некоторых тарифах 4 раза в месяц), где обсуждаем поставленные задачи, результат и задачи на следующий период.

По такой модели клиенты с нами работают несколько лет — им удобно, недорого, а мы закрываем все их вопросы по финансам.

Наш специалист становится частью вашей команды. Он знает многие особенности вашего бизнеса, понимает цели компании и помогает достигать их. При этом вам не нужно беспокоиться о том, что эксперт уйдёт в отпуск или заболеет, в этот момент его заменит коллега или руководитель отдела. А вы получаете стабильную поддержку, а в случае возникновения вопросов или проблем — оперативные и профессиональные решения.

Примерный план работы может выглядеть так:

  • Проведение финансового аудита. Сначала мы оценим состояние управленческого учёта и точность получаемых данных. Это включает интервью с владельцами и ответственными за учет, а также анализ текущих учетных данных.
  • Постановка или корректировка управленческого учёта. Если в компании нет налаженного учета или его точность низкая, финансовый директор будет внедрять или корректировать текущий учет. Сюда входят: настройка программного обеспечения, разработка регламентов и обучение персонала. На этом этапе "под ключ" означает внедрить 5 отчетов: ДДС, платежный календарь, ОПиУ, управленческий баланс, план-факт. Для тех, кому важно отслеживать продажи, внедряем отчет "рука на пульсе". Кому важно отслеживать себестоимость проектов внедрим юнит-экономику.
  • Разработка финансовой стратегии. На основе аудита и внедренного учета разрабатываем план действий, включающий бюджетирование, финансовое планирование и контроль денежных потоков. Построим финансовую модель.
  • Внедрение и сопровождение. Финансовый директор начинает реализацию плана, ведет регулярные финансовые отчеты (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств), анализирует результаты и вносит необходимые корректировки.
  • Регулярные встречи и отчётность. Регулярно общаемся с владельцами и руководством компании для обсуждения финансовых показателей, анализа отчетов и корректировки стратегии при необходимости.

Эти шаги обеспечивают глубокое понимание финансового состояния компании и помогают наладить эффективное управление финансами на долгосрочной основе.

Возможные минусы аутсорсинга финансового директора

Внештатный финдир — не панацея. Плюсов огромное количество, но есть и ограничения. Давайте честно и без розовых очков по ним пройдемся.

Ограниченная доступность

Финансовый директор на аутсорсинге может не всегда быть доступен для решения срочных вопросов. Специалист работает с несколькими клиентами одновременно, поэтому может возникнуть ситуация, когда вам придётся подождать ответа или решения. В Профдело нормативный срок ответа финдира клиенту составляет 15 минут, а максимальный — 2 часа.

Меньше контроля

Контролировать работу внешнего специалиста труднее, чем штатного сотрудника. Это может привести к недопониманиям. Мы в Профдело открыты для обратной связи наших клиентов и в любой момент готовы встретиться в zoom для прояснения ситуации.

Временные затраты на адаптацию

Потребуется время, чтобы аутсорсинговый финансист полностью понял специфику вашего бизнеса и интегрировался в существующие процессы. Это может замедлить получение ожидаемых результатов. Мы решаем этот вопрос созвонами. Видеоконференция в zoom с включенными камерами дает в разы больше информации чем переписки или даже голосовые сообщения.

Ограниченное знание внутренней кухни

Внешний финансовый директор может не знать всех нюансов и специфики вашего бизнеса также хорошо, как штатный сотрудник. Вам может потребоваться давать ему дополнительные пояснения.

Меньше коммуникации с другими сотрудниками

Внешний специалист не контактирует или мало контактирует со штатными сотрудниками. Штатные сотрудники могут быть недостаточно внимательны к просьбам аутсорсингового специалиста. Это может сказаться на эффективности работы.

Эти минусы не означают, что аутсорсинг финансового директора — плохое решение. Просто нужно учитывать их при принятии решения и выбирать надёжного партнёра, с которым можно выстроить эффективное и доверительное сотрудничество.

Что спросить перед заключением договора на услуги финансового директора на аутсорсинге

Прежде чем начать работу с аутсорсинговым финдиром будет неплохо свериться по ключевым моментам, и спросить те, что важны лично вам. Если еще нет опыта работы с финансистами, на старте сложно понять, что именно спрашивать.

И помните — глупых вопросов не бывает. Если кто-то смеется над вашими вопросами, или отвечает свысока, вам с ними точно не по пути.

Я предложу свой спискок вопросов, а вы его адаптируете под себя и дополните тем, что важно лично для вас и конкретно вашего бизнеса.

Сроки, стоимость и что включено

  • Какой срок реагирования на ваши вопросы.
  • Какие конкретные задачи будут выполнять финансисты.
  • Будут ли эксперты делать работу руками, или они только советуют, а далее сами.
  • Есть ли возможность добавления или изменения услуг по мере необходимости.

Опыт и квалификация

  • Есть ли у компании-аутсорсера опыт работы с вашей отраслью.
  • А у вашего конкретного финансиста какой опыт работы с такими бизнесами.
  • Могут ли они поделиться кейсами, хотя бы анонимно.
  • Где финансист получил финансовое образование, на каких курсах (к сожалению, качественное продвинутое фин.образование, увы, нельзя получить в ВУЗе, только современные курсы от опытных профессионалов дадут крепкую базу и навык).

Как будет организовано взаимодействие

  • Какие документы и информацию вы должны предоставлять финансисту для работы.
  • В какой срок вы должны дать данные, чтобы работа была сделана своевременно.
  • Какие отчеты и в какие сроки вы получите.

Архитектура программного обеспечения

  • В какой программе будут собираться и храниться данные.
  • Сколько стоит такая программа в месяц, в год.
  • Позволяет ли программа делать выгрузку данных или передачу аккаунта.
  • Что будет с данными, если просрочить платеж или перестать платить — можно ли их забрать, можно ли их увидеть?

Как обеспечивается конфиденциальность данных

  • Заключает ли исполнитель с вами NDA
  • Что включено в охраняемую информацию, какой перечень объектов.
  • Заключены ли NDA с сотрудниками и финансистами. Можно ли посмотреть шаблон того NDA.
  • Были ли случаи утечки данных.
  • Как анонимизируется информация для кейсов.

Расторжение договора и прекращение сотрудничества

  • За какой срок нужно предупредить о расторжении договора.
  • Как это документально правильно оформить.
  • Будет ли передана база данных, аккаунты вашей компании. Не произойдет ли потеря или удержание информации на стороне исполнителя.
  • Чья "интеллектуальная собственность" данные и отчеты, которые будут созданы во время работы (на самом деле по закону данные и отчеты — никакая не интеллектуальная собственность, но именно такую фразу чаще всего можно услышать от бухгалтеров, директологов и таргетологов, когда они не хотят отдавать наработки клиенту).

Кейс — финансовый директор на аутсорсинге для сети кофеен

Клиент: небольшая сеть кофеен, не франшиза, собственный проект владельца, Московская область, 3 точки: кофе на вынос, выпечка, сэндвичи.

Проблема: собственник сети кофеен не имел чёткого понимания, какие филиалы работают в плюс, а какие в минус. Общая прибыль подсчитывалась котловым методом без разделения по точкам. Было не понятно как развивать и масштабировать бизнес без цифр.

Решение:

Детализировали аналитику по филиалам

  • Все денежные потоки стали учитывать по филиалам. И если с выручкой это было сделать довольно легко, то вот с затратами пришлось попотеть — сырье закупалось сразу на все точки, распределялось между ними "на глаз", а "если что" — передавалось из точки в точку. Было очень трудно дисциплинировать и сотрудников, и управляющего, поэтому пришлось идти на компромиссы и придумывать нестандартные техники.

Проанализировали полученные данные

  • Внедрение детализации по филиалам позволило выявить, что один филиала работал в убыток. При глубоком анализе выявились не только экономические проблемы, но и злоупотребления персонала.
  • Также нашли потери при логистике сырья из одного филиала в другой. Когда заканчивается сырье в точке, приходится либо быстро докупать отдельно небольшую партию по невыгодной цене в ближайшем магазине, либо перемещать из других точек. Но через некоторое время сырье "вдруг" заканчивалось в другой точке, и проблема возникала вновь. Бардак в учете, лишняя логистика, потерянная репутация — человек пришел за капуччино, а ему "молока нет".
  • Обнаружили достаточно высокий процент нереализованной до конца срока годности продукции — такой товар, разумеется, выбрасывался, и это были убытки.

Помогли с принятием решений

  • Собственник оперативно заменил персонал злоупотребляющего филиала, и филиал быстро вышел в плюс.
  • С логистикой и отходами было непросто — нужно было внедрять управление запасами, чтобы закупалось ровно столько сырья, сколько будет продано за цикл. А для этого нужно знать нормативные продажи за этот же цикл. Но в один месяц продали больше круассанов, в другой сэндвичей — как спланировать?

Внедрили управление запасами

  • Это был отдельный проект по внедрению системы управления запасами.
  • Просчитали производственный и операционный циклы, продумали с собственником очень четко товарную матрицу, чтобы был не только скоропортящийся товар, но и тот, который имеет длинный срок годности.
  • Начинали продажи со скоропорта, а когда он заканчивался, переходили на сухие продукты — печеньки. Ненадолго, и чисто для подстраховки.
  • Сократили производственный цикл, заказчик стал чаще закупать сырье и продукты, при этом договорился с поставщиками о хорошей цене не за разовую партию, а за объем выкупа в месяц.

Внедрили финансовое планирование

  • Разработали финансовую модель для масштабирования бизнеса на следующий год по трем сценариям: ожидаемый, пессимистичный, оптимистичный.
  • Разработали смету на открытие новой точки и посчитали срок окупаемости.
  • Наш клиент получил льготный кредит с господдержкой малого бизнеса, что позволило быстро открыть новую точку.

Этот кейс показывает, как финансовый директор на аутсорсинге может помочь навести порядок в финансовых процессах компании, улучшить управление и значительно повысить финансовые результаты бизнеса.

  • Был ли у вас финансовый директор на аутсорсинге?
  • Может быть у вас был позитивный или негативный опыт такого взаимодействия?
  • Как вам картинка к этой статье?

Интересуетесь почему бизнес не растет? Подробнее об этом я рассказала в статье "Бизнес не растет? — Проблема в мышлении. Как я искала секрет пробивания стеклянного потолка".

Лайк и коммент — по традиции, а подписка — по желанию!

Еще больше почитать об авторе статьи и об управлении компаниями в моем уютном телеграмчике Про безопасный бизнес. Связаться со мной лично — мой контакт в описании к каналу.

3535
55
36 комментариев

Давайте все дружно ему покричим ))

4

Насчёт гибкости в объеме я бы поспорил. Не каждый аутсорс гибок в плане объёма. Например широко известная компания, кажется называется какие-то там финансы - точно не помню)))), насколько я знаю, продаёт свои услуги пакетами и их не волнует нужны ли клиенту все отчёты или какой-то один. Поэтому аутсорс аутсорсу рознь

2

Наверное у них бизнес-модель такая. Они широко известны, им можно ))

1

ну все, теперь придется писать о своих услугах...эх...где взять столько часов в сутках :)

2

Ну а почему нет? Сейчас многие услуги и профессии меняют свои значения. Я бы почитала

1

За аутсорсингом будущее, похоже. За узкой специализацией и прописанной ответственностью. Скоро компании будут из двух людей состоять: директора и помощника, чтобы директору скучно не было ;)

1