Теория фрустрации

Когда желания не соответствуют возможностям мы можем испытывать беспокойство, напряжение, безразличие, апатию, вину, тревогу, ярость, враждебность или потерю интереса. Все это может описывать фрустрационное поведение. Наше внимание приковано к какому-то недостижимому объекту, а мы, как та лиса из басни, «смотрим на виноград, который не можем заполучить» и с досадой бежим из сада.

Барьеры (воображаемые или реальные), которые препятствуют достижению цели, удовлетворению потребности, могут быть физическими, биологическими, психологическими и социальными. А наш организм «выбирает» уровни психологической защиты. Обычно это комбинация из трех:

1. Клеточный

Например, защита организма против инфекционных воздействий.

2. Автономный

Защита организма против общих физических агрессий. Этот уровень соответствует страху, страданию, ярости.

3. Защита «я».

Защита личности против психологической агрессии. Этот уровень включает в себя теорию фрустрации.

Саул Розенцвейг, американский психолог и психотерапевт, выделили 2 типа фрустрации.

— Первичная или лишение —> когда мы не можем удовлетворить потребность. Например, голод, вызванный длительным голоданием.

— Вторичная — > когда есть барьеры на пути, ведущем к удовлетворению потребности.

Как мы можем реагировать на фрустрирующую ситуацию?

  • А) кто-то начинает совершать бесцельные действия (двигательное возбуждение)
  • Б) другой впадает в апатию, «лежит на полу и смотрит в потолок»
  • В) агрессируем (популярная реакция) одним из двух вариантов.

Мы можем направить агрессивную реакцию на предмет, человека, который как бы является причиной фрустрации. Эти реакции часто сопровождаются гневом, раздражением или разочарованием. Или мы думаем, что виноваты мы сами, и тогда агрессивность сопровождается стыдом, чувством вины, самобичеванием. Мы направляем агрессию на себя и бьем себя палкой по голове.

  • Г) мы убегаем от места разочарования, и чем дальше, тем лучше. Бегство может быть реальным или психологическим.

Часто фрустрацию вызывает тревога, поэтому важно заметить эту тревогу, обозначить ее, разотождествиться с ней, чтобы перестать переживать о том, что мы не можем контролировать.

Недовольство — еще одна эмоция, переживаемая во время фрустрации. Например, мы не реализовали себя в работе, деятельности и из-за этого возникает недовольство собой.

Перечитайте пункты А — Г, узнаете такое взаимодействие в вашей организации?

Очень часто взаимодействие в команде идет по шаблону. Например, кто-то совершает бесполезные действия, а другой постоянно недовольно высказывается в адрес коллег.

За этим может быть скрыта фрустрация. Когда у членов команды по отношению к себе и другим отсутствует способность к рефлексии — нет привычки осознанности и задаванию вопросов «А что сейчас со мной происходит? Чем вызвано мое поведение?», — это выглядит как неслаженность командного взаимодействия.

Если в ежедневной работе с командой, обсуждении вопросов, вы замечаете «странное» поведение коллег и при этом интересуетесь, что происходит с ними, по поводу чего может быть их тревога или беспокойство, — это позволяет распаковать эмоциональные переживания. Благодаря этому меняется их поведение.

Но мы привыкли быть сильными — «мы не слабаки». Так, крепкие топ-менеджеры часто отрицают свою человеческую часть и оставляют только функцию, поэтому о эмоциональной ерунде мы не разговариваем на работе. Но именно эти «бессмысленные» внутренние переживания сжирают нашу эффективность.

А вы занимаетесь сонастройкой команды?

Я сонастраиваю команды более 16 лет и видела, как они трансформируются, когда люди научаются брать человеческую часть в периметр своего внимания, а не «отбрасывать» ее, приходя на работу. Это дает колоссальный эффект в результатах.

1212 показов
163163 открытия
Начать дискуссию