Разработка визуального языка саратовской городской электрички

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

Роль брендирования крупных транспортных систем заключается в создании узнаваемости и удобства навигации по системе и в городе в целом. Многие без труда смогут вспомнить как выглядит логотип московского или петербургского метрополитена и при быстром взгляде на любой городской указатель, где указаны эти виды транспорта, заметить его обозначение. Этот принцип работает в любом крупном городе и на любой крупной транспортной системе мира. Человек, совершая пересадку, не должен надолго останавливаться около указателя и тем самым задерживать остальных пассажиров.

При работе над визуальным языком саратовского транспорта передо мной встала задача, каким образом обозначить саратовскую городскую электричку, которая уже через несколько лет может стать одним из основных видов транспорта в городе. Знак должен соответствовать основным принципам текущего «Руководства по визуальному языку», а значит иметь историческую преемственность, быть максимально инклюзивным, минималистичным, включать цветовое кодирование, а схемы должны сочетать географический и схематический принцип.

Так какое выбрать название?

Поиск названия (обозначения) городской электрички занял очень много времени. С одной стороны очень неплохими примерами можно считать московские МЦК и МЦД. Логотипы являются узнаваемыми, название легко произносится (поедем на МЦД, пересадка на МЦК и т.д.).

Для саратовской городской электрички захотелось исключить понятия, которые уже чрезмерно используются в последние годы, поэтому сразу пришлось исключить слова Гагарин, Сокол, Волга (что-то типа «Волжского экспресса») и т.д. Также не нашлось места аббревиатурам: все они выглядели искусственно и было ощущение, что они не приживутся в лексиконе саратовцев (ГЭ – городская электричка, СГЭ – саратовская городская электричка и т.д.). Мысль доводила даже до абсурдных вариантов наподобие «С-экспресс». Всё это было не то.

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

На этот момент уже была готова схема линий электрички, которая включала в себя 2 линии: Е1 и Е2, а их обозначения на схеме были заключены в квадратные скобки со стандартным скруглением, которое применяется на многих навигационных элементах. Таким образом появился вариант с крупной буквой [ Э ], цвет которой унаследован от брендбука РЖД.

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

Логотип выглядит достаточно ярким и минималистичным, и со временем при регулярном использовании может стать не менее узнаваемым, чем московская буква М на входах в метро. Если же посмотреть на него с точки зрения преемственности: в Саратове этот вид транспорта всегда называли только словом «электричка», поэтому такая традиция, скорее всего, останется ещё долго и менять её навряд ли целесообразно.

В итоге в поддержку к логотипу была разработана целая экосистема элементов навигации, которая помимо электрички объединяет и все остальные виды транспорта Саратова.

Так в системе городской электрички были выделены 2 линии, которые из-за специфики маршрутов, имеют вилочное движение на юге Саратова. Линии обозначены как [ Е1 ] и [ Е2 ]. Для экспрессов в аэропорт «Гагарин» предусмотрено обозначение линии [ АЭРО ], однако эта линия не входит в систему городской электрички.

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

Лучшие и максимально понятные схемы саратовского железнодорожного узла, которые удалость найти в интернете, выглядели подобным образом:

Новая упрощённая (без пересадок) схема движения, подготовленная для городской электрички, в итоге выглядит таким образом (вариант может быть использован в карманных схемах или на печатных схемах небольшого формата (например, А4)).

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

При размере схемы более 50 см в ширину на схему возможно добавить много дополнительной информации, например, пересадки на электротранспорт и автобусы + маршрутные такси, которые осуществляют функцию подвозящего транспорта.

Разработка визуального языка саратовской городской электрички
Разработка визуального языка саратовской городской электрички

На остановках городского транспорта, которые являются пересадочными для станций городской электрички, возможно разместить схему микрорайона с указанием расписания движения поездов в текущем сезоне. При смене расписания возможно изготавливать только небольшие наклейки с новым расписанием, не меняя всю схему без необходимости.

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

Для обозначения станций на местности разработан стенд, в верхней части которой размещён логотип городской электрички и название станции, а на уровне глаз пешехода – указатель до ближайшей пересадки на другие виды транспорта.

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

Однако хочется заметить, что размещение подобных элементов обязательно должно быть привязано к работам по обновлению станций и прилегающих территорий, так как при текущем положении даже высокий стенд будет слабо различим среди визуального мусора.

При производстве реконструкции станций возможно полная реорганизация пространств перед вокзалами и возведение новых конструкций самих станций. Станции могут быть типовыми, но в их конструктиве необходимо предусмотреть элементы (например, витражные пространства, колонны и т.д.), в оформлении которых могут быть использованы локальные или тематические изображения, а подготовить их смогут местные саратовские художники.

Иллюстрация: Антон Богнер
Иллюстрация: Антон Богнер

Поезда саратовской городской электрички также должны быть брендированы. Это придаст данном у виду транспорта большей узнаваемости, а если для перевозки пассажиров будут использоваться поезда современных моделей, то это придаст электричке ещё более привлекательный вид и ещё больше пассажиров будут выбирать её в качестве средства передвижения по городу.

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

По мере развития системы могут быть проработаны различные дополнительные элементы, такие как:

• вагонная схема

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

• навигация

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

• юридически значимая информация

Разработка визуального языка саратовской городской электрички

и так далее.

Примеры подобных материалов также уже добавлены в единое руководство по визуальному языку.

Хорошие транспортные системы требуют хорошего и правильно брендирования. Узнаваемый логотип позволит быстро найти нужный объект даже при быстром взгляде, а значит, его будет выбирать больше и больше пассажиров. А это, в свою очередь, даст возможность системе продолжать развиваться и становиться ещё ближе к пассажирам.

Все элементы саратовского транспорта (трамвай и троллейбус, автобус) постепенно объединяются под единым стилем и в следующей статье я собираюсь представить основной объединяющий элемент всей экосистемы (намёк был уже в этой статье).

11
4 комментария

Есть недостатки, но в целом очень хорошая работа. И полезная.
Но выбор "Ласточек" в качестве подвижного состава для "городской электрички" - худший из возможных. Начиная от их ужасных ступенек (с которых валятся пассажиры) и заканчивая очень большими эксплуатационными расходами. Для Саратовской "городской электрички" нужен другой подвижной состав - с низким полом, желательно более высоким ускорением (при этом максимальная скорость может быть 120 км/ч) и составностью от 2 вагонов (с возможностью работы по СМЕ).

1

И да, вариант окраски с тёмной "мордой" просто не пройдёт по требованиям ПТЭ. Яркая световозвращающая полоса спереди обязательна, это нужно учитывать.

1

Выглядит просто супер!
Странно, что Гершману не понравилось и он даёт свои советы как последняя инстанция

1

Иногда для оценки нужен контекст, но не всегда он есть у комментатора. Был бы рад дискуссии :)