Как создавать продукт при помощи клиентов

Как создавать продукт при помощи клиентов

Как применять Customer Development на практике
Автор статьи: Наталья Болдырева

Есть заблуждение, что кастдев — это проведение проблемных интервью. На самом деле проблемные интервью — это отдельный инструмент, который используют в кастдеве, но всё же это разные вещи. Разбираемся.

Customer Development, или развитие потребителей, а в народе просто кастдев — это методика создания продуктов. Команды, которые работают по кастдеву, создают продукты вокруг потребностей и проблем клиентов, а не своего представления о том, как это должно быть.

Слово Андрею Батрименко, директору центра развития новых продуктов Академии Ростеха, эксперту и трекеру ФРИИ.
Как создавать продукт при помощи клиентов

Шаг 1. Определить, какой у вас продукт

Чтобы эффективно применять кастдев, важно понимать, на каком этапе развития находится продукт.

Стартап — команда создает новый продукт, у которого еще нет постоянной выручки и его бизнес-модель не подтверждена: экономика не сходится, клиенты не покупают или каналы продвижения не работают.

Скейлап — команда создала продукт, который уже окупился и приносит прибыль или близок к окупаемости. Инвестиции в привлечение клиентов кратно окупаются.

Другими словами, стартап — продукт, который мы создаем с нуля, а скейлап — это масштабирование уже существующего продукта.

Еще может быть, что одна команда делает несколько продуктов и каждый находится на своей стадии развития, а значит, инструменты и подходы нужно использовать разные.

Чтобы понять, на каком этапе развития находится продукт, можно смотреть на выручку или прибыль. Если компания зарабатывает деньги на продукте и экономика такого продукта сходится, это скейлап. Если стабильной прибыли нет, а компания тратит на продукт свои или чужие деньги или ресурсы, это стартап. Единичные продажи время от времени не считаются — это всё равно стартап.

Такое деление помогает продумать правильный план действий. Дальше мы всё объясним.

Как создавать продукт при помощи клиентов

Шаг 2. Выбрать тип продуктовых гипотез

В зависимости от того, на каком этапе развития находится продукт, команда решает, по каким гипотезам работать. Работа с гипотезами и проведение экспериментов чуть ли не самое важное в кастдеве.

Для стартапов подходят гипотезы ценности. Другими словами, вопрос о том, что получит человек, который воспользуется продуктом. Для этого компания формирует гипотезы и размышляет, кто ее клиенты, какие у них проблемы, какой продукт можно создать, чтобы решить эти проблемы, и какую ценность продукт может принести клиентам.

Формирование и проверка гипотез о проблемах клиентов помогают, если продукт плохо продается, а клиенты не понимают, в чём его ценность.

Начинать нужно с выявления потребителя — Customer Discovery. На этом этапе команды формируют и проверяют такие гипотезы ценности:

  • о проблемах клиентов;
  • клиентских сегментах и ранних последователях;
  • концепции продукта или решения;
  • ценности или ценностном предложении.

На этом шаге команда не создает продукт, а только формирует и подтверждает его концепцию. Другими словами, ни одна строчка кода не должна быть написана, пока все гипотезы не будут подтверждены.

Дальше начинается этап подтверждения потребителя — Customer Validation. Команда создает продукт и тестирует его вместе с аудиторией — выходит в каналы продвижения и получает первые продажи.

По статистике Startup Genome, 9 из 10 стартапов не выживают, а из них порядка 73% закрываются, потому что делают невостребованный продукт или на определенном этапе у них заканчиваются деньги. Это случается, потому что они создают продукты на основе непроверенных потребностей аудитории.

Например, команда делает приложение для управления экранным временем других программ. Они предполагают, что пользователи, которые хотят победить зависимость от соцсетей, будут пользоваться их разработкой. Кейс использования такой: в приложении можно будет выделять себе лимит на соцсети — два часа в день, а когда лимит закончится, доплачивать 100 рублей за каждые 30 минут использования.

Команде нужно проверить гипотезу: есть ли у людей проблема с соцсетями, что они делают, чтобы с ней справиться, и тратят ли на это время и деньги. После общения с возможными клиентами команда понимает: люди пользуются бесплатными функциями и не тратят деньги на решение этого вопроса. То есть проблема есть, но люди не будут платить за мобильное приложение.

Для скейлапов мы выдвигаем и тестируем гипотезы роста. Это набор гипотез, который позволяет нашему продукту расти еще быстрее: гипотезы о новых каналах, моделях монетизации, гипотезы о конверсии или виральности. Другими словами, любые идеи, которые позволяют привлечь больше клиентов и денег.

Например, сервис помощи с оплатой покупок в иностранных магазинах может работать не только в России, но и в других странах, на которые наложены ограничения: в Белоруссии, Иране и других. Это минимум 60 млн потенциальных клиентов.

А приложение для управления экранным временем может быть выпущено для персональных компьютеров, интегрироваться в другие приложения по личной эффективности, стать бесплатным и брать комиссию только за проведенные оплаты для увеличения лимита.

Стартап перестает быть стартапом и превращается в скейлап, когда появляется первая прибыль, успешно работают рекламные каналы и сходится юнит-экономика продукта. В этот момент команда должна перейти от гипотез ценности к гипотезам роста.

Как создавать продукт при помощи клиентов

Шаг 3. Сформулировать гипотезы

Когда команда определила, на какой стадии находится продукт, ей нужно создать бэклог гипотез правильного типа. Это можно сделать двумя способами.

  • Придумать самим — например, устроить мозговой штурм.

  • Спросить у пользователей — например, во время проблемного интервью, где выясняют, кто аудитория компании и какие у нее ценности.

В кастдеве принято формулировать гипотезы на основе анализа потребностей аудитории. Но допустим, команда продукта формулирует список гипотез сама. Она придумывает 10–15 различных гипотез и дальше с помощью инструмента приоритизации ICE выбирает те, что возьмет в работу.

Для этого каждую гипотезу оценивают по трем компонентам: Impact — влияние; Confidence — уверенность в оценке влияния; Ease — легкость проверки. Каждый компонент оценивается по шкале от 1 до 10, где 1 — это минимальное влияние на успех или максимальная сложность реализации, а 10, наоборот, самая легкая гипотеза или максимальная вера в успех. После голосования считают сумму баллов по каждой гипотезе, и те гипотезы, которые оказались вверху списка, нужно проверять в первую очередь.

Для проверки гипотез используют разные инструменты. Стартапы, которые работают с гипотезами ценности, используют в основном качественные методы анализа целевой аудитории:

  • проблемные интервью, или Jobs To Be Done интервью;

  • решенческие интервью;

  • фокус-группы;
  • анализ использования продукта.

Скейлапы же, которые работают с гипотезами роста, используют преимущественно количественные методы:

  • А/B-тесты;

  • анализ юнит-экономики;

  • ABCDX-сегментацию, чтобы построить маркетинговую стратегию продвижения;
  • тестирование различных каналов продвижения.

Правильный выбор типа гипотез и инструментов их проверки повышает шансы на успех при создании новых продуктов.

Как создавать продукт при помощи клиентов

Шаг 4. Провести интервью с клиентами

Итак, предположим, у нас стартап, который работает с гипотезами ценности и создает свой бэклог гипотез. После того как команда с помощью метода ICE выбрала гипотезу, она начинает ее проверять.

Хотя инструментов проверки гипотез много, чаще используют проблемные интервью, потому что это бесплатно и позволяет подтвердить проблему. Если кратко, команда идет к потенциальному клиенту и разговаривает о его опыте, выясняя, что у него болит. Вот четыре момента, которые нужно узнать:

  • какая проблема есть;

  • как много времени и денег потратили на ее решение;
  • как эту проблему решают сейчас;

  • где берут информацию.

Если к интервью подготовиться и тщательно провести, например задавая только открытые вопросы, можно узнать, где человек берет информацию, кто ваши конкуренты, сколько времени и денег уходит на решение проблемы сейчас. Это важно, потому что можно посчитать, сколько человек уже тратит на решение проблемы и предложить продукт чуть дешевле или за ту же стоимость, но с лучшим сервисом.

Например, пользователь записался на онлайн-курс продактов, но в итоге не все уроки понял. В интервью с другой компанией, которая тоже проводит курсы, он отметил, что не во всём разобрался и хотел бы уточнить детали, но такой возможности не было. Компания может это использовать: предложить в своем курсе часовую персональную сессию с преподавателем.

Интервью работают, если говорить с человеком о его фактическом опыте, а не о теоретических рассуждениях, как могло бы быть. И конечно, интервью должно быть как можно больше.

Как создавать продукт при помощи клиентов

Шаг 5. Создать прототип продукта

Когда команда понимает, что важно клиенту, она идет создавать прототип продукта, например рисует кликабельную версию в Фигме. После этого она отправляется снова к тем же людям, с кем проводила интервью, и обсуждает с ними эту концепцию продукта.

Это называется решенческое интервью — во время него клиента спрашивают, нравится ли ему такой продукт, может ли он сработать и будет ли полезен. Важно, что решение проблемы должно отвечать этой проблеме, иначе продукт будет бесполезным.

Вернемся к примеру с онлайн-курсами. У пользователя была проблема: он не мог уточнить непонятную информацию у преподавателя. Чтобы решить проблему, другая онлайн-школа придумывает проводить часовые персональные сессии с преподавателями. Школа возвращается к клиенту и обсуждает с ним, помогло бы ему такое решение или нет. Он может ответить, что да, и записаться в школу. А может сказать, что часа мало. Команда поговорит с кем-то еще и подтвердит, что часа действительно мало, и внедрит двухчасовые сессии.

Коротко:

Чтобы создать востребованный продукт, нужно изучить потребности аудитории. Хороший продакт должен знать потребителя, свой бизнес и рынок. Давайте соберем пошаговый алгоритм развития продукта:

1. Определить стадию развития продукта — стартап или скейлап.

2. Определить тип гипотез, подходящий для текущей стадии развития продукта.

3. Сформировать перечень гипотез.

4. Корректно выбрать инструменты для проверки гипотез. Для гипотез ценности подходят качественные методы анализа аудитории, например проблемные и решенческие интервью, а для гипотез роста — количественные: А/B-тесты, тесты рекламных каналов, ABCDX-сегментация.

5. Проверить гипотезу. После чего сформировать концепцию продукта и подтвердить ее правильность у клиентов.

В этой статье мы рассказали о нескольких важных идеях методики Customer Development. Более подробно и глубоко мы разбираем Customer Development и другие инструменты продуктового подхода в Школе продуктового трекинга ФРИИ.

Ждём вас в нашем канале Продактхаки, где мы анонсируем полезные мероприятия для продакт-менеджеров, руководителей продуктовых офисов и директоров по трансформации. Делимся инсайтами о диагностике компетенций продуктовой команды и внедрении продуктового подхода в корпорациях.
77
1 комментарий

Спасибо за метериал

1
Ответить