Что такое всестороннее развитие ребенка, и почему оно больше не работает

Что такое всестороннее развитие ребенка, и почему оно больше не работает

Развивать навыки чтения, умножения пятнадцатизначных чисел и спортивного ориентирования нужно с момента, когда малыш покинул утробу. А еще вечно соревноваться с другими родителями, которые, конечно, гораздо хуже занимаются собственным ребенком.

Так было модно еще 5 лет назад, но не сейчас. Постепенно тренд на достигаторство в родительской среде уходит, но разговоры о всестороннем развитии дискуссии не покидают. На самом деле в этой теме есть множество подводных камней и неоднозначных мнений.

Что означает термин

Всестороннее развитие должно стимулировать и поддерживать полноценный рост ребенка и формирование его индивидуальных способностей и навыков.

Родители, стремясь всесторонне развить ребенка, уделяют внимание разным сферам интересов: точным наукам, творчеству, спорту и другим. Но при этом многие забывают, что индивидуальность малыша — это не пустой звук, а реальность, с которой приходится считаться. Поэтому развитие каждого ребенка в идеальном случае должно происходить в собственном темпе, и подогнать его под общие показатели и метрики невозможно и неправильно.

Какие существуют методики всестороннего раннего развития

Обычно о кружках и занятиях начинают говорить уже с дошкольного возраста. Многие методики на сегодняшний день являются устаревшими, но некоторые зарекомендовали себя среди педагогов и родителей.

Методика Никитиных

Семья Никитиных придерживается постулатов, воспевающих творчество, любовь к природе и ручной труд. Они создают спортивную обстановку в доме, предоставляя детям свободу заниматься активными играми и интересоваться другими аспектами физического развития. Родители активно участвуют в жизни детей, помогая развивать их таланты и интересы. Игры, которые они предлагают детям, способствуют развитию логического и образного мышления.

Методика Монтессори

Один из самых известных способов воспитания и развития малышей. В ее основе — мягкое менторство, которое помогает ребенку познавать мир самостоятельно. Согласно методике Монтессори родитель должен создать правильную образовательную среду, которая поможет развить самостоятельность и обучаемость.

Вальдорфская методика

Эта методика основывается на возрастном подходе и скорее имеет дело с педагогической системой. По Вальдорфской методике дети получают знания и навыки только в тот момент, когда готовы к ним психоэмоционально. Здесь отсутствуют оценки, зато имеются педагогические характеристики. Это предельно гармоничная система обучения, которая ставит во главу угла индивидуальность, развитие творческих способностей и когнитивных навыков.

Основные аспекты всестороннего развития ребенка

Физическое развитие

В младшем возрасте это включает в себе мелкую моторику и хорошую координацию. Для детей постарше важны сила, гибкость, выносливость скорость. Физически развивают ребенка спортивные кружки, активные игры, прогулки и занятия на природе.

Интеллект

В этой сфере речь идет о развитии когнитивных способностей: мышления, восприятия, памяти, способности к обучению. Данный аспект прокачивают чтение, головоломки, логические игры.

Дружба и общение

Эта сфера касается умения ребенка общаться, сотрудничать и уважать других. Общение с детьми и взрослыми в игровой среде, например, в детском саду или школе, поможет ребенку взаимодействовать со сверстниками и развить эмпатию.

Эмоциональный интеллект

Ребенок учится понимать свои эмоции и управлять ими, а также различать чувства других людей. Создание позитивной эмоциональной атмосферы дома помогает в развитии эмоционального интеллекта.

Творчество

Поощрение творческих занятий, таких, как рисование, музыка, танцы, стимулирует воображение и креативность ребенка.

В реальности всестороннее развитие оказывается более серьезной задачей для родителей, чем просто записать малыша в 10 секций сразу. Гармоничное прокачивание каждого аспекта еще не гарантирует идеальной успеваемости в школе, эмоционального благополучия и отсутствия проблем со здоровьем.

При разговоре о всестороннем развитии ребенка нужно помнить главное: это не пилюля от всех болезней и не прямое руководство к действию. Если сделать выбор в пользу не тех кружков или сделать нагрузку на ребенка невыносимой, легко дождаться серьезных проблем.

Чем опасно всестороннее развитие

Перегрузка ребенка

Постоянная занятость может привести к утомлению и стрессу, что негативно скажется на физическом и психическом здоровье ребенка.

Разлад с ощущениями и склонностями

Иногда родитель действует в интересах ребенка, не подозревая, что на самом деле действует вопреки им. Если ходить на уроки флейты приходится не потому, что это вдохновляет, а потому что этого требует мама или папа, интерес к занятиям резко пропадает. В итоге ребенок приучается игнорировать собственные чувства и идти на поводу у ожиданий других людей.

Отсутствие свободного времени

Детство — самое беззаботное время, которое должно по максимуму таким оставаться. Это не значит, что стоит освободить ребенка от любых обязанностей. Но именно игра является главным способом познания мира и позволяют ребенку развивать фантазию, креативность и независимость.

Давление и боязнь не соответствовать ожиданиям

В поисках всестороннего развития родители могут создавать слишком давящую среду и требовать соответствия их высоким ожиданиям. Но быть идеальным невозможно — поэтому из-за давления ребенок испытывает стресс и теряет уверенность в себе в случае неудачи.

Медленное развитие в одной области

Легко представить ребенка, который прекрасно справляется с точными науками и щелкает все задачки по физике, но на литературе или истории впадает в ступор. При этом родители уверены, что интерес к гуманитарному знанию надо развивать и подпитывать. В результате ребенок уделяет много внимания тому, что ему не интересно, и начинает стагнировать в любимой физике.

Отсутствие полноценного отдыха

Даже ребенок, у которого много сил и энергии, нуждается в возможности отдохнуть и восстановиться, чтобы успешно усваивать новые знания и навыки.

Как найти баланс

Первый и самый важный шаг — обратить внимание на интересы, склонности и индивидуальность ребенка.

Второй шаг — выполнить технику колесо баланса самостоятельно или вместе с ребенком. Заполнить колесо нужно важными сферами жизни:

  • Физическое развитие
  • Интеллект
  • Друзья и общение
  • Семья
  • Хобби и отдых
  • Творчество
  • Саморазвитие

Сферы можно корректировать в зависимости от возраста ребенка и особенностей его распорядка. Каждый луч колеса нужно оценить по шкале от 1 до 8. Главное в оценке — отрефлексировать, насколько вы сами и ваш ребенок довольно тем, как представлена в его жизни эта сфера.

Важно помнить, что колесо баланса не должно быть заполнено полностью на 8 баллов. Возможно, в случае вашего ребенка интеллектуальное развитие окажется в топе, а с физическим ситуация будет сложнее. Но если качества физического развития хватает на уровне 4, это значит, что можно не тянуться к спорту высоких достижений.

То же касается, например, творчества: вероятно, вам бы хотелось, чтобы ребенок играл на скрипке и занимался в художественной школе, но ему интереснее погонять мяч во дворе с друзьями. Это тоже нормально.

Понять, как оценить колесо баланса, поможет построение индивидуальной траектории развития на персональной диагностике Leoni. Опытные специалисты-профориентологи раскроют индивидуальные черты характера и склонности ребенка, а также предложат подборку секций и кружков, которые помогут развить имеющийся потенциал.

Достигайте гармонии в развитии ребенка и помните, что залог успешного будущего — это счастливое детство, а вовсе не всестороннее развитие.

33
Начать дискуссию