Всему есть цена (2018): деньги захватили мир искусства?

Время от времени, когда вы слышите, что картина Пикассо только что продана на аукционе за рекордные 179 миллионов долларов, легко задаться вопросом, что именно происходит. Является ли это истинным выражением ценности искусства? Или это симптом какого-то стремительно растущего тепличного пузыря, который превратил искусство в золото?

Внимание! Содержит спойлеры #не_критично_про_кино

Блестящий и захватывающий документальный фильм Натаниеля Кана "Всему есть цена" о том, как мир искусства превратился в денежный рынок, достаточно проницателен, чтобы понять, что ответ — и то, и другое. Фильм с изрядной долей скорби (но и с приятным вуайеристским зарядом, который обычно сопровождает демонстрацию большого богатства) смотрит на то, во что превратился мир искусства: ошеломляющие аукционы Sotheby's и Christie's, где шедевры, старые и новые, выставляются на продажу по ценам, в 10 раз превышающим те, что они могли бы получить всего 15 лет назад; элитные частные коллекционеры, скупающие все картины, — глобальный демимонд знатоков/инвесторов, которые за последние три десятилетия превратили рынок искусства в фактический фондовый рынок, с торговлей, подбрасыванием и товарными фьючерсами.

Джефф Кунс. Кадр из фильма "Всему есть цена" (2018)
Джефф Кунс. Кадр из фильма "Всему есть цена" (2018)

В документальном фильме исследуется, почему работы одних художников привлекают огромные многомиллионные ставки на аукционах, а работы других, по непонятной причине, остаются незамеченными. Например, Джефф Кунс, прославившийся своими репликами существ из воздушных шаров из нержавеющей стали и огромными скульптурными торжествами возвышенной и банальной иконографии, является, пожалуй, самым успешным из ныне живущих художников в финансовом отношении. Однако многие из его последних работ сделаны батальоном работников-изготовителей, и Кунс едва ли прикоснется к произведениям, проданным под его именем. Художник Ларри Пунс, напротив, когда-то считался равным Фрэнку Стелле и Джасперу Джонсу, но, похоже, его не беспокоит успех, он продолжает работать над своими сочными цветными абстракциями в своей студии на севере штата Нью-Йорк, где ему помогает жена Пола Де Луччиа-Пунс. Возможно, Кан находит в Пунсе отголосок своего отца, но на этот раз невоспетый художественный гений получает счастливый финал.

Художник Ларри Пунс. Кадр из фильма "Всему есть цена" (2018)
Художник Ларри Пунс. Кадр из фильма "Всему есть цена" (2018)

На первый взгляд, все в фильме звучит довольно жадно, вульгарно, модно и неприглядно. Возможно, так оно и есть. Однако кинолента не является упрощенным выступлением против культуры денег. В самом начале фильма аукционист из Sotheby's высказывает интуитивно понятную мысль: великое искусство, почти по своей природе, должно быть высоко оценено (и под этим он подразумевает дороговизну), потому что таким образом культура защищает его. Если бы Рембрандт, да Винчи или Брейгель не считались "бесценными", они бы не выжили в веках. А кто определяет, сколько стоит то или иное произведение искусства? Формулы не существует; в какой-то степени это коллективный голос кураторов, критиков и общественности. Суть в том, что рынок может казаться упадническим, но это не значит, что он ложный. Он является выражением чего-то: того, что ценит культура. Когда работы Энди Уорхола стали стоить сопоставимо с работами Пикассо, это произошло потому, что восприятие эстетики Уорхола выросло в мире. И это справедливо.

Художник Джордж Кондо. Кадр из фильма "Всему есть цена" (2018)
Художник Джордж Кондо. Кадр из фильма "Всему есть цена" (2018)

В фильме "Всему есть цена" превозносится дух искусства над коммерцией, но самое захватывающее в фильме — и то, что эхом отдается в голове после его окончания, — это то, что он фиксирует все способы, которыми эти две силы не могут быть разделены. Самый большой недостаток нового культа торговцев-коллекционеров отразил искусствовед Джерри Зальц, который говорит, что ему всегда грустно присутствовать на аукционе, потому что каждый раз, когда очередная великолепная работа выставляется на продажу, он знает, что видит ее в последний раз. Частные коллекции убирают картины с глаз долой, большинство работ просто попадают на склад. Возможно, их денежная стоимость никогда не была столь высокой, но их ценность в мире исчезает. А цены на них сейчас настолько заоблачные, что даже самые влиятельные музеи больше не могут позволить себе их приобрести. В этом есть что-то неправильное.

Больше интересных материалов - в нашем телеграме

В карьерах художников Джеффа Кунса и Ларри Пунса царит напряженность. Кунс стал всемирно известным брендом, его работы были проданы за 50 миллионов долларов. Пунс напротив, потерял популярность, стремясь к новым вызовам и не желая продолжать стиль, который принес ему известность. Выставка новых работ привлекает к нему новое внимание, ирония заключается в том, что годы забвения только способствовали тому, что его работы стали более коллекционными. Его недоуменная реакция на все это придает фильму "Всему есть цена" меланхоличный оттенок; и дает понять, что, хотя репутация и цена растут и падают без предупреждения, это имеет очень мало общего с ценностью работ художника, но и предлагает наглядный взгляд на главных игроков рынка современного искусства: победителей и проигравших.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию