«Принц искусства» Франц фон Штук

Франц фон Штук наиболее известен тем, что превратил традиционные, библейские и мифологические сюжеты в символы современной жизни в эпоху fin-de-siècle, и сегодня его помнят как одного из самых выдающихся немецких художников конца XIX и XX веков. Его творческая карьера началась после переезда в Мюнхен в возрасте 15 лет, где он поступил в Академию в 1881 году. Мюнхен был важным художественным центром, где Штук совершил свой прорыв, написав картину «Страж рая» в 1889 году. Вскоре он отошел от традиционного искусства, став одним из основателей Мюнхенского сецессиона в 1892 году, и, по иронии судьбы, стал профессором Мюнхенской академии.

Франц фон Штук. Автопортрет в мастерской. 1905 г.
Франц фон Штук. Автопортрет в мастерской. 1905 г.

Помимо живописи, фон Штук был также плодовитым скульптором и декоратором, часто делал рамы для своих картин и проектировал мебель. Через десять лет после Первой мировой войны искусство фон Штука пострадало по сравнению с другими символистами. В условиях послевоенного пессимизма его работы оказались неактуальными для грядущих поколений. Франц фон Штук, художник сновидческих видений на религиозные и классические сюжеты, жутких пейзажей и роковых женщин, умер в 1928 году в относительной безвестности.

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

Франц фон Штук, сын мельника, родился в 1863 году в идиллической южногерманской деревушке Теттенвайс. Уже в раннем возрасте он проявил любовь к рисованию. Несмотря на свое социальное положение, в 1878 году он поступил в Кунстгевербешуле (Школу прикладного искусства) в Мюнхене, а три года спустя — в городскую Академию изящных искусств. Будучи студентом, Штук зарабатывал на жизнь иллюстрацией для журналов и книг. В отличие от искусства, за которое он известен, эти ранние работы были выполнены в академической традиции, которую Штук перенял во время обучения.

Франц фон Штук. Волынщиĸ, 1880-е
Франц фон Штук. Волынщиĸ, 1880-е

Юмористическая сторона творчества Штука прослеживается в рисунках для Karten und Vignetten, портфолио из 50 рисунков для винных карт, меню и пригласительных открыток с изображением мальчиков за игрой. В Karten und Vignetten Штук также представил дионисийские фигуры Пана, фавнов и других сказочных существ, которые будут доминировать в его творчестве до конца его карьеры. Вскоре отношение Штука к искусству полностью изменилось. Он редко посещал Академию, предпочитая считать себя самоучкой.

Прорыв в мюнхенских художественных кругах

В конце 1880-х годов Франц фон Штук начал движение в сторону символизма, создав «Стража рая», которую он представил на ежегодной выставке в Мюнхенском дворце стекла в 1889 году. Для него эта работа стала подтверждением его мастерства. Она принесла 26-летнему художнику золотую медаль и крупную сумму денег, а также привлекла внимание многих критиков. Картина выделялась на фоне искусства, которое предпочитала Академия. Ее нельзя было отнести ни к натурализму, ни к пленэру, ни к импрессионизму — всем тем направлениям, которые превозносили мюнхенские авангардисты.

Франц фон Штук. Страж рая. 1889
Франц фон Штук. Страж рая. 1889

Этой картиной Штук приблизился к образам души, которые можно увидеть в работах Арнольда Бёклина и Макса Клингера, или к традиции английских прерафаэлитов. Библейский херувим, назначенный Богом охранять вход в рай, трансформируется в идеал андрогинного юноши, считающегося идеальным воплощением существа, вознесенного над человечеством. На заднем плане вспыхивают краски, показывая рай как бесплотное царство за пределами видимой реальности.

Принц искусства

Последнее десятилетие XIX века — высшая точка Штука в мюнхенских художественных кругах. С начала XIX века Мюнхен превратился в главный художественный центр Германии. Со строительством Глиптотеки, собрания классических скульптур, Старой пинакотеки и Новой пинакотеки в городе появились ведущие музеи страны. 1893 год стал решающим для карьеры Штука. Он не только получил королевскую профессуру, но и первая выставка Сецессиона, которую поддержал принц-регент Баварии Луитпольд, имела оглушительный успех. Несмотря на это, Штук считал, что официальное признание он получил только после того, как критики оценили его картину «Грех», представленную на выставке Сецессиона и купленную Новой пинакотекой.

Франц фон Штук. Грех. 1893
Франц фон Штук. Грех. 1893

В 1895 году Штук стал профессором Академии изящных искусств в Мюнхене. В качестве профессора он формировал мышление будущих художников-авангардистов, таких как Пауль Клее и Василий Кандинский.

В 1897 году Франц женился на американке Мэри Линдпайнтнер. Всего год спустя он построил виллу «Штука», продемонстрировав свое мастерство в дизайне, скульптуре, декорировании интерьеров и архитектуре. Вилла наполнена символизмом и работами художника. Вторая мировая война нанесла свой урон дому, уничтожив многие произведения искусства.

Вилла Штука, построена в 1897—1898 годах
Вилла Штука, построена в 1897—1898 годах

Символизм

Работы Франца фон Штука последнего десятилетия XIX века относятся к движению символистов и его интересам к внутреннему «я». Общей темой для Штука и символизма в целом была роковая женщина, femme fatale. Воплощение Греха у Штука — парадигматический образ немецкого символизма. Черная змея обвивает бледную женщину, отождествляемую с Евой. И женщина, и животное смотрят прямо на зрителя. Ева больше не является слабой женщиной, поддавшейся искушению Сатаны, как это обычно изображалось в истории искусства. Она зловеще сильна и завлекает зрителя своим взглядом.

Франц фон Штук. Грех. 1894
Франц фон Штук. Грех. 1894

Интровертная сторона Франца фон Штука раскрывается через редко рассматриваемый жанр его искусства — пейзажи. Около 1890 года Штука можно было регулярно встретить в колонии художников в Остернберге, живописном местечке в Иннвиртеле. Именно здесь Штук начал делать этюды для своего «Форелевого пруда», отражающего современные символистские тенденции. Темные стволы деревьев, отражающиеся в темных водах пруда, концентрические круги, образуемые поднимающейся рыбой, и мягкое свечение сумерек создают меланхоличное, слегка зловещее настроение. Мотив неподвижной воды и отражений на ее поверхности ассоциируется с позитивным нарциссизмом. Подобно Нарциссу, юноше из «Метаморфоз» Овидия, который склоняется над водой, чтобы соединиться со своим отражением, и игнорирует внешний мир, чтобы уйти в себя, художник — одинокая фигура, замкнувшаяся в себе, в своем собственном созданном мире.

Франц фон Штук. Форелевый пруд, 1890-91
Франц фон Штук. Форелевый пруд, 1890-91

За гранью живописи

Хотя Франц фон Штук считался в основном художником, он не ограничивался одним средством. Атлет, первая бронзовая скульптура Штука появилась после посещения Рима в компании Макса Клингера, с которым он разделял идею Gesamtkunstwerk (всеобщего произведения искусства). Он уже демонстрировал довольно пластичный подход к фигурам в своих картинах, так что это был естественный следующий шаг в его творчестве. Линейные, контурные эффекты скульптора Адольфа фон Хильдебранда оказали большое влияние на скульптурные работы Штука. Это также отражает его веру в возрождение классического искусства. «Атлет» спроектирован таким образом, чтобы представлять разные виды с каждой стороны. Напряжение и сила спортсмена, который стоит обеими ногами на основании, чтобы противостоять весу мяча, являются результатом бесчисленных анатомических исследований.

Франц фон Штук. Атлет, 1891-1892
Франц фон Штук. Атлет, 1891-1892

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Штук получил золотую медаль за мебель для своей виллы, показав, что он был еще и талантливым дизайнером. Как и в скульптуре, форма заимствована из древнегреческих образцов или других современных дизайнов.

Интерьер мюнхенсĸой виллы Штуĸа, созданной по его эсĸизам в 1898 году
Интерьер мюнхенсĸой виллы Штуĸа, созданной по его эсĸизам в 1898 году

Смерть и наследие

После окончания Первой Мировой войны и вызванного ею хаоса символистские темы fin-de-siècle стали казаться миру искусства практически неактуальными. Франц фон Штук к концу жизни становился все более изолированным и был почти забыт после смерти 30 августа 1928 года. В прощальной речи его назвали «последним принцом искусства великих дней Мюнхена».

Больше уникальных материалов - в нашем телеграме

В истории искусства XX века работы Штука не получили должной оценки и были несправедливо отброшены как наследие ушедшей эпохи. Только с открытием виллы Штука в 1968 году возродился интерес к жизни и творчеству Штука. Тем не менее, в то время мнения историков искусства все еще расходились относительно характера его достижений. Его искусство, безусловно, было новаторским в том смысле, что плоские, декоративные композиции и апперспективная структура его картин сыграли значительную роль в генезисе современного искусства. Его символические темы были, по сути, прикрытием для изображения страстной любви или битв между полами — тем, которые остаются актуальными и по сей день.

Франц фон Штук. Радужный пейзаж, 1927
Франц фон Штук. Радужный пейзаж, 1927

Титры

Текст написан Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Начать дискуссию