Николай Рерих: жизнь, искусство и философия

В Новой Третьяковке до 10 марта 2024 года проходит выставка, посвященная творчеству Николая Константиновича Рериха — художника, писателя, археолога, картографа, исследователя, педагога, гуманиста и, прежде всего, мистика. В связи с этим событием мы записали выпуск подкаста про Рериха, а также подготовили материал про жизнь и творчество известного художника.

Слушать выпуск "Рерихнуться! Об искусстве и философии семьи Рерихов":

Николай Рерих, «Небесный бой», 1912.
Николай Рерих, «Небесный бой», 1912.

Рерих родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года. Он был первым сыном Марии Васильевны Калашниковой и ее мужа Константиновича Рериха, известного и богатого юриста и нотариуса. Оба родителя выросли в семье высшего среднего класса, что позволило Николаю, его старшей сестре Лидии и двум младшим братьям Владимиру и Борису обеспечить то же самое. Семья Рерихов была частью русской интеллигенции, хорошо образованной, либеральной мысли, движущей силой России, работавшей над улучшением условий в своей стране. Сам Рерих про семью если и говорил, то в героическом духе, мол, они потомственные аристократы, и вообще Рерихи от Рюрика идут.

С раннего возраста Николай проявлял талант во многих областях, особенно в искусстве и археологии — страстях, которые продолжали увлекать его всю жизнь. Очень способный, прилежный и серьезный ученик, он преуспел во всех школьных предметах и имел множество интересов. Его родители поощряли его чрезвычайно плодовитый ум, поскольку они знали, что, однажды поглощенный новым делом, будь то археология, сбор минералов или охота, он не бросит его на полпути и не упустит школьные занятия. Эта способность находить время для множества видов деятельности, не жертвуя тщательностью или качеством исполнения в любом из них были чертами, которые остались у Рериха на всю жизнь. Он был известен своим дружелюбным нравом, но всегда оставался несколько в стороне.

Николай Рерих в Петербурге. 1910—1917 год. Неизвестный фотограф
Николай Рерих в Петербурге. 1910—1917 год. Неизвестный фотограф

К шестнадцати годам он знал, что хочет поступить в Императорскую Академию художеств, чтобы продолжить художественную карьеру, но его отец не хотел, чтобы его старший сын стал художником. Он предпочел, чтобы Николай пошел по его стопам и стал юристом, поэтому Николай успокоил своего отца, подав заявление и был принят как в Императорский юридический университет, так и в Императорскую Академию художеств. Осенью 1893 года он начал свое высшее образование одновременно в обоих. Он придерживался следующего крайне строгого графика:

09:00 Подъем 10:00-13:00 Академия 13:00-15:00 Университет 15:00-17:00 Работа над эскизами 17:00-21:00 Вечерние занятия и практика в Академии 21:00-0:00 Чтение литературных произведений, встречи с друзьями, участие в студенческих кружках.

Его великая самодисциплина, обширный ум и в то же время нежная эмоциональная сдержанность, граничащая с отстраненностью, делали его загадкой для других. Как заметил ему один из его однокурсников: «Знаешь, ты совсем не похож на нас, студентов академии. Мы сидим дома перед учебой и что-то думаем». Другой друг, художник Степан Яремич, который хорошо знал Рериха, сказал: «Он слишком сдержан по натуре. Но не сдержанный в смысле скрытности: сдержанность Рериха приближается к уединению и выражается в его обычной тактичности и чуткости к людям и человеческим отношениям». Его главным художественным учителем, наставником в годы учебы в Императорской Академии художеств был Архип Иванович Куинджи (1842-1910), сам по себе известный художник, чьи изображения природы переполнены светом, страстью и чувством духовности. Куинджи очень любили все его ученики, но для Рериха он был гораздо больше, чем просто учителем рисования; он был больше похож на гуру, поскольку чувствовал глубокий резонанс с этим человеком, его искусством и философией. Как говорил Рерих, «Учитель с большой буквы» – так называл он Архипа Ивановича.

В 1895 году Николай Рерих познакомился с Владимиром Стасовым, который был видным художественным, литературным и музыкальным критиком. Стасов внес значительный вклад в развитие русской культуры и помог молодому Рериху продать его первую картину известному русскому меценату, московскому купцу Третьякову. Рерих был единственным живописцем своего поколения, который пользовался поддержкой Стасова, хотя тот ненавидел остальных художников своего времени.

Рерих получил две влиятельные должности благодаря помощи Стасова. Он стал сотрудником Императорского общества поощрения художеств и редактором журнала "Искусство и художественная промышленность", основанного Стасовым. Однако, Рерих оказался в трудном положении из-за конфликта между Стасовым, Дягилевым и Бенуа. Он поддерживал отношения со всеми сторонами, но решил не вступать в открытый конфликт и публиковал статьи в журнале "Мир искусства" под псевдонимом. В результате он сумел сохранить благосклонность Стасова и наладить отношения с "Миром искусства".

Николай Рерих в хоре церкви в Деревне Талашкино Смоленской губернии. Сидят на скамейке: Николай и Святослав Рерихи; перед ними сидит Юрий Рерих.Неизвестный фотограф, 1914.
Николай Рерих в хоре церкви в Деревне Талашкино Смоленской губернии. Сидят на скамейке: Николай и Святослав Рерихи; перед ними сидит Юрий Рерих.Неизвестный фотограф, 1914.

Интересно, что почти ничего не упоминается об изучении права, несмотря на то, что это Николай успешно закончил юрфак с дипломом по теме «Правовое положение художников в Древней Руси» в 1898 году. Что касается его последнего дипломного проекта в Императорской Академии художеств, он представил картину под названием «Гонец. Восстал род на род», которая «захватывает зрителя настроением тревоги и загадочности, которым наполнена картина», и обеспечила ему диплом и звание художника в 1897 году, как и статус многообещающего молодого российского художника, за которым стоит следить в ближайшие годы.

Рерих Н. К. Гонец. Восстал род на род. 1897
Рерих Н. К. Гонец. Восстал род на род. 1897

Получив оба диплома, он много путешествовал. В 1899 году Императорское археологическое общество отправило его в путешествие по восточной России для изучения ее древнейших памятников. Ему было всего 24 года, и он был самым молодым членом этого весьма уважаемого Общества. Именно во время этого тура он начал осознавать необходимость спасти и сохранить многие древние памятники от пренебрежения и разрушения. Там же он встретил свою будущую жену, вторую половинку и попутчицу по духовному пути Елену Ивановну Шапошникову. Елена была на пять лет моложе его и была столь же одаренной и талантливой, как и Николай — пианистка, писательница и лингвистка, свободно владеющая несколькими языками. Исключительно начитанная во многих областях, особенно в философии, религии и священных текстах Востока, она, как и ее будущий муж, имела огромную жажду духовности. В ней Николай словно нашел единомышленницу со схожим с ним взглядом на жизнь, красоту и духовность. Через несколько месяцев после встречи они объявили о своем намерении пожениться. Это был плодотворный союз, преодолевший большую часть земного шара, множество приключений, великого творчества и глубокой духовности, продлившийся до его смерти 48 лет спустя.

В первый год 20 века Рерих продолжил свои путешествия, сначала в Голландию и Италию на несколько месяцев, кульминацией которых стал год изучения искусства в Париже. Он поступил в художественную студию Фернана Кормона, известного и трудного преподавателя техники исторической живописи. Под критическим взглядом и языком Кормона мастерство Рериха как художника резко улучшилось. Кормон был настолько впечатлен Рерихом и его уникальным стилем, что в конце концов сказал ему: “Nous sommes trop raffinés (Мы слишком рафинированные). После этого чрезвычайно продуктивного и вдохновляющего периода юности вам следует идти своим путем. Мы будем учиться у вас.”

В Париже Рерих вел уединенный образ жизни и редко появлялся в обществе. Его единственным новым знакомством была русская семья, где кроме музицирования также занимались общением с потусторонним миром. В начале он не верил в спиритизм, но позже начал проводить эксперименты, задавая вопросы столу и получая ответы, которые порой оказывались удивительно точными.

В начале XX века в России произошли значительные изменения в религиозном законодательстве, что привело к расцвету оккультизма, спиритизма и других духовных увлечений. Были отменены ограничения для других вероисповеданий, снят запрет с масонства и теософии, а также прекращено уголовное преследование оппонентов ортодоксальной церкви. Это привело к появлению ясновидящих, народных сект и новых духовных движений. Оккультные публикации стали популярными, а книги о спиритизме, хиромантии и мистицизме засорили книжные магазины и газетные киоски.

После свадьбы он продолжал искать контакты с потусторонним миром вместе со своей женой. Он стал систематически заниматься общением с миром духов. Один из таких "контактов" описан в воспоминаниях Грабаря. Николаю Рериху пришлось опровергать этот эпизод из-за своего высокого положения, которого он достиг в своих глазах и в глазах учеников.

Рерих вернулся в Россию в 1901 году. Его двухлетняя помолвка завершилась тем, что он и Елена наконец поженились 28 октября 1901 года. Продолжая рисовать и исследовать археологические памятники, он начал работать секретарем. «Общества поощрения художеств». Он также стал помощником редактора журнала “искусство и художественная промышленность”, для которого он писал статьи на протяжении многих лет, будучи студентом. Социальная роль мужа вскоре встретилась с дополнительной ролью отца. Его первый сын Георгий (Юрий) родился 16 августа 1902 года, а два года спустя, 23 октября 1904 года, родился брат Святослав.

Летом 1903 и 1904 годов Николай и Елена путешествовали по России, исследуя древнюю архитектуру, церкви, монастыри и памятники в городе за городом, городе за городом. Рерих рисовал и зарисовывал везде, куда бы они ни пошли. За это время он укрепил зародившуюся в 1899 году идею привлечения внимания к необходимости спасения и сохранения памятников культуры. Этому делу потребовалось бы 32 года, чтобы воплотиться в жизнь вместе с Пактом Рериха.

Поскольку его репутация художника, археолога, педагога и писателя с годами росла, многие выдающиеся россияне начали обращать внимание на этого молодого русского человека эпохи Возрождения и проявлять интерес к нему. В частности, известный меценат и балетный импресарио Сергей Дягилев (1872-1929) постоянно предлагал Рериху возможность участвовать в творческих проектах, которые привлекали внимание всего мира к русскому таланту начала ХХ века. В 1902 году Рерих наконец принял предложение Дягилева принять участие в Международной выставке живописи «Мир искусства», ежегодной выставке, на которой представлены работы многих современных европейских, скандинавских и русских художников. Это первое сотрудничество с Дягилевым в конечном итоге привело Рериха к нескольким другим с ним, включая их самое известное сотрудничество в теперь уже мифическом балете «Весна священная». В качестве художника по костюмам и декорациям Рерих участвовал в сотрудничестве, включавшем Игоря Стравинского в качестве композитора музыки и хореографию Вацлава Нижинского. Будучи очень авангардным и опередившим свое время, «Весна священная» вызвала огромную скандальную сенсацию в ночь своей премьеры в Париже. Сам Рерих позднее утверждал, что это был «момент, когда современное искусство освободилось от условности и поверхностности».

Если прочитать все статьи, написанные в дореволюционном Петербурге о художнике и опубликованные его почитателями в многотомном издании, то можно подумать, что он был святым. В этих статьях есть не только похвальные отзывы критиков, но и множество высказываний самого Николая Рериха о красоте и культуре.

Рерих был талантливым руководителем художественной школы [при Императорском обществе поощрения художеств — наряду с Академией художеств престижного учебного заведения столицы], которая вскоре прославилась как "школа Рериха". Он отменил привилегии при зачислении студентов из высших кругов, принимая кандидатов лишь по их способностям, расширил обучение, добавив курсы по различным отраслям художественного ремесла, и организовал процветающую торговлю почтовыми открытками, изготавливаемыми учащимися. Он также содействовал музыкальной составляющей школы и защищал памятники русской старины от угрозы индустриализации.

Однако стоит помнить, что Рерих был мастером манипуляции, всегда работавшим над своим образом. У него были хорошие связи с влиятельными людьми, которые приносили ему материальную выгоду. Он даже публиковал под вымышленными именами рецензии на свои работы и интервью с самим собой.

Несмотря на все свои усилия, Рерих не всегда добивался желаемого. Например, он не смог привлечь к общим делам Щербатова, хотя пытался это сделать через свои связи и личные визиты. Сам Щербатов оставил не очень лестное описание Рериха в своих воспоминаниях:

“Совершенно иной, но столь же отдельно от остальных художников стоявшей фигурой был в Петербурге таинственный Рерих. В разные сферы, включая дворцовые, он зато проникал охотно и умело, с рас- четом и тонким выбором. Он умел сказать, что нужно, и бить в цель, добиваясь им намеченного и делая карьеру.

Для Рериха я был “князем Щербатовым” — это я чувствовал, и это мне было тягостно, хотя он, видимо, хотел играть роль друга и бывал очень мил и всегда интересен. Человек он был, несомненно, умный, хитрый, истый Тартюф, ловкий, мягкий, обходительный, гибкий, льстивый, вкрадчивый, скорее, недобрый, себе на уме и крайне честолюбивый. 0 нем можно сказать, что интрига была врожденным свойством его природы. На нем была словно надета маска, и искренний его смех никогда не исходил из души. Всегда что-то затаенное было в его светлом, молочного цвета лице с розовыми щеками, аккуратно подстриженными волосами и бородой. Он был северного — норвежского — типа и довольно прозрачно намекал, что его фамилия Рерих связана с именем Рюрик. Как — оставалось не вполне понятным. Талантлив Рерих был несомненно, и такой же несомненной была его горячая любовь к искусству. <...> Рерих был отличным рисовальщиком, прекрасно чувствовал цвет и вообще не лишен был фантазии, вернее изобретательности, хотя во многих его полотнах присутствует некая ходульность и неубедительная надуманность".

Щербатов о Рерихе

Таким же образом его коллеги по художественному цеху видели живописца. Для Серова Рерих был "типичным петербургским карьеристом", а его ровесник и бывший однокурсник по Академии художеств И. Грабарь, хотя признавал его талант и работоспособность, высказывался о нем несколько иначе в своих воспоминаниях:

“Рерих был для всех нас загадкой. Я даже не знаю сейчас и никогда не знал раньше, где кончается искренность Рериха, его подлинное credo, и где начинается поза, маска, беззастенчивое притворство и рассчитанное мудрецом жизни уловление зрителя, читателя, потребителя. Но <то, что> эти два элемента — правдивость и лживость, искренность и фальшь — в жизни и искусстве Рериха неразрывно спаяны <...> , в этом сомнения быть не может“.

Серов о Рерихе

Многообразная работа, сотрудничество, исследования и обязанности Рериха начали захватывать его. Затяжные проблемы с легкими из-за серьезного приступа пневмонии вынудили его и его семью переехать из нездорового воздуха Петербурга в 1917 году в Сортавалу — в сосновые леса Ладожского озера на границе с Финляндией. Они выбрали это место из-за его здоровой атмосферы и легкости, с которой он мог ездить туда и обратно на поезде в Санкт-Петербург для выполнения своих многочисленных обязанностей. Это оказалось своевременным шагом, поскольку всего год спустя, в мае 1918 года, граница закрылась из-за русской революции. Как бы трудно это ни было для семьи Рерихов, это оказалось тем самым толчком, который привел их сначала в Лондон, а затем в Соединенные Штаты, где они прожили три года, прежде чем, наконец, попасть туда, куда их сердца действительно жаждали: Индия. Хаос и кризис войны, казалось, были постоянным катализатором, ведущим Рерихов к все большему признанию и, в конечном итоге, и к противоречиям.

Их намерением было поехать в Индию из Лондона, но когда поездка в Индию сорвалась, Рерих принял приглашение провести персональную выставку в Нью-Йорке. Судьба и постоянно растущая слава манили его в Соединенные Штаты. 23 сентября 1920 года Рерих и его семья отправились в плавание с несколькими сотнями холстов в грузовом отсеке корабля. Приехав в октябре в Нью-Йорк, они быстро заселились в квартиру, а затем приступили к подготовке к своему арт-шоу, первой выставке русского художника в США. Открытие с большим успехом 18 декабря 1920 года привело к появлению множества новых представлений по всей стране, что позволило Николаю и Елене путешествовать и открывать для себя США. Двумя местами, которые они особенно любили и в которых проводили больше времени, были Монхеган, штат Мэн, и Санта-Фе, Мексика. В то время как Мэн напоминал им дом, Нью-Мексико стал духовной гаванью, отчасти благодаря индейской культуре, которой Рерихи восхищались. Кроме того, сообщество Санта-Фе, похоже, испытывало огромную жажду духовно вдохновенных бесед, которые были порождены его произведениями искусства и эзотерическими сочинениями Елены, которые в конечном итоге были объединены в серию «Агни Йога» (Йога Огня), также известную как «Живая этика».

Мастер-Билдинг (англ. Master Building — «Дом Мастера», «Дом Учителя») — 29-этажный небоскрёб на острове Манхэттен (Нью-Йорк), построенный в 1925—1929 годах и включавший в себя Музей Рериха, Мастер-Институт объединённых искусств и апартмент-отель. 
Мастер-Билдинг (англ. Master Building — «Дом Мастера», «Дом Учителя») — 29-этажный небоскрёб на острове Манхэттен (Нью-Йорк), построенный в 1925—1929 годах и включавший в себя Музей Рериха, Мастер-Институт объединённых искусств и апартмент-отель. 

За три плодотворных года, проведенных в Соединенных Штатах, Рерих воплотил в жизнь многие из своих мечтаний. В апреле 1921 года он помог основать международное общество художников под названием «Кор Арденс» («Пылающее сердце»). Общество было вдохновлено искусством Рериха и его постоянным посланием о том, что красота и культура спасут мир. Несколько месяцев спустя, в ноябре 1921 года, он основал «Институт объединённых искусств», во многом благодаря финансовой помощи нескольких преданных из ближайшего окружения, а также используя свои собственные картины в качестве дополнительного залога. Подобно российскому «Обществу поощрения художеств», директором которого он был, эта школа также объединила бы все искусства под одной крышей. Рерих сам руководил школой до своего отъезда в Индию в 1923 году. Институт объединённых искусств предлагал широкий спектр занятий, таких как архитектура, балет, драма, музыка, живопись и скульптура, а также проводились концерты, лекции и, конечно же, студенческие выставки.

Список рериховских учреждений с логотипами, 1931
Список рериховских учреждений с логотипами, 1931

Рерих приобрел значительную репутацию в Соединенных Штатах, особенно среди зажиточных слоев населения, многие из которых поддерживали его философию и предоставляли ему средства. Чета Рерихов приобрели последователей благодаря своим неутомимым беседам об Агни-Йоге, Учителях, творческом и духовном потенциале «Нового века» и о том, как будет развиваться молодая, вдохновляющая и богатая страна США, и как стать значительной частью этого Нового Века. В конечном итоге основной «внутренний круг» студентов стал помогать семье Рерихов различными способами распространять их послание о Красоте, Искусстве, Культуре и Духовности. Как это почти всегда бывает, некоторые ученики отпадают, а некоторые совершают злобные поступки в отместку за кажущиеся «неправильные действия», причиненные им их Учителем(ями). Именно это, судя по всему, произошло с Рерихом и двумя его самыми знаменитыми учениками, богатым финансистом Луисом Хоршем и тогдашним министром сельского хозяйства США Генри Уоллесом. Хорш щедро помогал финансировать все начинания Рериха в США и первую экспедицию в Индию. Уоллес помог организовать и подписать Мирный Пакт Рериха, включая свою собственную подпись. Он также является тем, кто обеспечил Рериху финансирование и поддержку самого правительства США для его второй трансгималайской экспедиции с Джорджем. По сей день эта вторая экспедиция окутана множеством споров и тайн. Некоторые говорят, что у Рериха был скрытый мотив найти Шамбалу и/или, возможно, даже основать свою собственную страну. Другие думают, что он, возможно, обманывал правительство США в финансовом отношении, несмотря на то, что отправил Министерству сельского хозяйства США все, что намеревался найти

Рерих был великим исследователем – как внутренне, так и внешне. За свою жизнь он широко исследовал свою родину Россию, несколько европейских стран и США. Но, прежде всего, он исследовал настолько глубоко и обширно, насколько мог, Трансгималайский регион, который ставит под угрозу Индию, Непал, Монголию, Бутан, Тибет, Китай и Пакистан (тогда часть Индии). Его трансгималайские путешествия были разнообразными на протяжении многих лет, но в основе всего этого были постоянные поиски мифической Шамбалы, изображенной на многих картинах и произведениях Рериха. Что такое Шамбала? Где находится Шамбала? Говорят, что физически Шамбала существует где-то глубоко в складках и расщелинах Гималаев, а символически – в пещере наших сердец. Место, где великие Махатамы, Учителя и другие высокоразвитые души живут, изучают и наблюдают за великим «Планом», планом нашей планеты и для нашей планеты. Это место судьбы, пророчества, надежды и просветления. В конечном итоге это паломничество в поисках великой Шамбалы становится путешествием. во внутреннюю сферу души. По словам Учителя Мории — наставника Рерихов, общавшегося с ними через Елену: «Шамбала — это незаменимое место, где духовный мир соединяется с материальным миром. Как в магните существует точка предельного притяжения, так и врата духовного мира открываются в Горное Жилище.

Николай Рерих, «Гора пяти сокровищ» («Два мира») из серии «Святые горы», 1933, темпера
Николай Рерих, «Гора пяти сокровищ» («Два мира») из серии «Святые горы», 1933, темпера

Хотя Рерихи никогда физически не попадали в Шамбалу, их сочинения, картины и жизни ясно показывают, что они достигли Шамбалы в своих сердцах и душах. Как еще сказал им Учитель Мория: «Те, кто с полным сердцем исполняют наши просьбы, настроят свои уши на гармонию Вселенной», что и сделали Рерихи.

Их первая центральноазиатская экспедиция 1925-1928 годов началась в Сринагаре, столице Кашмира, в западных индийских Гималаях, с большим караваном снаряжения, командой и животными, которые сопровождали их в путь. Из Сринагара они проехали через Ладакх в Хотан (ныне современный Китай), где их остановили и поместили под домашний арест на несколько месяцев. Поскольку многие вещи были конфискованы китайскими властями, в том числе его краски и холсты, это был редкий период времени, когда Николай не рисовал ежедневно. Наконец, покинув Хотан, они отправились в Урумчи (Китай), совершив поездку в Москву, встретившись с друзьями из своей родной страны и несколькими американскими поклонниками, которые приехали из Нью-Йорка специально, чтобы увидеть их и рассказать им об Институт объединённых искусств и других организации США. В конце концов они снова прибыли в Индию на поезде через Алтайский хребет, а затем направились в Монголию, на автомобиле, лошадях, яках и пешком в суровый, сложный климат пустыни Гоби (по которой европейцы никогда раньше не путешествовали). На южной границе Тибета их снова остановили на заставе и заставили оставаться там шесть месяцев. Неожидание и неготовность жить в этом суровом климате в самые суровые зимние месяцы с октября по март вызвали величайшие физические трудности, с которыми они когда-либо сталкивались.

Когда им, наконец, разрешили уйти, не разрешив въезд в Лхасу, они отправились обратно вдоль реки Брахмапутры, ненадолго вошли в Непал, затем направились в Гангток в индийском регионе Сикким и, наконец, завершили это долгое путешествие в Дарджилинге в мае 1928 года. историческое путешествие по многим причинам. Они преодолели 15 500 миль, преодолев 35 самых высоких горных перевалов в мире на автомобиле, лошадях, яках и пешком. В качестве научной экспедиции по пути они собрали древние артефакты, растения, минералы и многочисленные образцы почвы. Они также собрали информацию о различных встречающихся диалектах и языках. Они помогли перерисовать карты территорий, никогда ранее не посещавшихся иностранцами. В качестве духовной экспедиции Николай почти ежедневно рисовал и делал наброски, что, я считаю, было его духовной практикой, точно так же, как письмо было для Елены.

В том же году, когда они вернулись в 1928 году, они наконец обосновались в предгорьях западных Гималаев, в живописном городе Наггар в индийском штате Химачел-Прадеш. Они нашли идиллический дом, расположенный с видом на Гималайский хребет, в поместье раджи Манди. В то время как Николай и со своим сыном Юрием продолжали путешествовать на протяжении многих лет, включая 18-месячную экспедицию во внутренние районы Монголии и Китая от имени правительства США, Хелена осталась дома. Тяжелые путешествия последних пяти лет оставили ее духовно вдохновленной, но физически слабой. Как только ее здоровье восстановилось, она взялась за перо, чтобы написать больше книг по Агни Йоге, а также регулярно писать письма друзьям, студентам, коллегам, политикам и деятелям искусства. Эти письма кажутся спасательным кругом для внешнего мира. В конечном итоге письма были опубликованы в двух томах, как и полное собрание писем Рериха. Она также занималась различными семейными делами дома и за границей.

Там они основали научно-исследовательский институт, назвав его «Урусвати», что на санскрите означает «свет утренней звезды». Юрий курировал институт, Елена была его президентом, а Николай постоянно предлагал идеи и вдохновлял многочисленные научные и лингвистические исследовательские проекты. Опередив свое время, Урусвати был первым институтом, который объединил западную науку с восточной традицией, чтобы сформировать новый способ видения и синтеза современных и традиционных способов, чтобы создать большее Целое в помощи человечеству.

К концу этой экспедиции и на пике успеха с подписанием Мирного Пакта Рериха дела Николая Рериха пошли наперекосяк. Его институт в Нью-Йорке и Музей Рериха перешли к его ученику и главному благотворителю Луи Хоршу. Из-за этого стало возникать множество противоречивых историй о возможных основных намерениях этой последней экспедиции, одновременно созданных с большим количеством негативной огласки. Прежняя звездная репутация Рериха в одночасье стала противоречивой и поляризованной. Некоторые называли Рериха «жадным до денег шарлатаном», в то время как другие продолжали видеть в нем «своего гуру и пророка новой эпохи». Возможно, из-за всех этих противоречий, или разочарования предательством со стороны некоторых из его самых доверенных учеников, Рерих так и не вернулся в Соединенные Штаты. Неясно, были ли обвинения правдивыми и уклонялся ли он от уплаты каких-либо долгов или налоговой задолженности. Весь этот период времени по-прежнему полон тайн и конфликтов.

Тем не менее, его последние двенадцать лет в Наггаре, судя по всему, прошли спокойно, тихо и, как всегда, очень продуктивно. Люди из разных слоев общества и стран продолжали посещать его и Институт «Урусвати». Он умер от сердечной недостаточности через несколько месяцев после обретения Индией независимости, 13 декабря 1947 года. Его кремировали, а прах вылили в священную реку Ганг.

Его творчество почти бесконечно, он оставил около пяти тысяч картин и несколько сотен произведений, чтобы подтвердить непоколебимую и настойчивую художественную и интеллектуальную приверженность, постоянно направляющуюся по двум направлениям: путешествие и прибытие, достигнутый мир и судорожный поиск.

Художественное и экзистенциальное намерение Николая Рериха можно описать так: раскрыть сакральное, увидеть его конкретизированным в реальности вещей, открыть его как значимую матрицу их и в то же время как красоту, которая сияет своими цветами.

Рерих был увлечен восточными философскими учениями, об этом свидетельствуют его непрерывные и длительные путешествия по Азии, в его картинах Восток является главной темой, увековеченной прежде всего через заснеженные вершины Тибета. По сути, Рерих уловил и нарисовал вертикальную и оглушительную гармонию между человеком и творением, которые в свете его картин кажутся не отдельными, а бездонно соединенными, почти как если бы они были единым сознанием: реальность — это метафизический придаток нас самих. — словно шепчут нам его шедевры, — внешний мир есть не что иное, как всевидное зеркало внутреннего.

Рерих странствовал по всей планете в поисках знаний, в этом смысле мы могли бы определить его и как философа, в архаическом понимании этого термина, как любителя истины. Он путешествовал в поисках самых недостижимых истин, и он путешествовал, чтобы предлагать их, распространять и делиться ими (отсюда эти многочисленные основанные им образовательно-просветительские центры).

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

11
Начать дискуссию