«Могу полагаться только на себя»: как избавиться от гиперответственности

Рассказываем, почему мы пытаемся все контролировать, хотя никто не просит.

«Могу полагаться только на себя»: как избавиться от гиперответственности

Гиперответственность — это дефицит ответственности

Ответственность — отличное свойство характера. Но с ней надо знать меру.

Ответственность быстро выводит в лидеры. Ответственного человека воспринимают как зрелого и готового руководить, вести команду за собой, решать сложные задачи.

Поэтому чтобы проявить себя, люди часто начинают работать на износ. И из-за чрезмерной ответственности за рабочие процессы забывают об ответственности перед собой. Пренебрегают здоровым сном и питанием, психологическим комфортом, отдыхом и спортом.

Когда человек стремится отвечать за все вокруг, мы называем это гиперответственностью. На самом деле, такое поведение — признак того, что в некотором смысле ответственности человеку как раз не достает.

Давайте разбираться, почему это так.

Это видео о гиперответственности из курса «Достаточно хороший руководитель», который мы подготовили для начинающих управленцев

Как формируется гиперответственность?

Гиперответственность формируется в раннем детстве, если ребенок не получает достаточной поддержки и заботы.

Ребенок взрослеет раньше времени, когда родители холодны или слишком заняты своими делами. А еще когда родители выдвигают ему требования не по возрасту и перекладывают свои обязанности (например, заставляют следить за младшими детьми).

В таких условиях ребенок усваивает: «Я могу полагаться только на себя». И попадает в ловушку гиперответственности.

Ребенок растет с установкой, что его желания — это что-то не очень важное. Он учится их не замечать. С ранних лет его фокус внимания смещен с себя на других. Он привыкает отвечать за все, что угодно, кроме самого себя и своих потребностей.

Как проявляется гиперответственность во взрослой жизни?

Гиперответственному человеку трудно говорить «нет» и устанавливать границы в отношениях. Он живет по формуле: «Все вокруг — зона моей личной ответственности и контроля».

На уровне отношений с начальством гиперответственность проявляется в безотказности. Человек берет на себя новые и новые задачи, жертвует личным временем, выходными и отдыхом.

На уровне отношений с командой гиперответственность проявляется, во-первых, в завышенных требованиях к себе и другим («Если я работаю 24 на 7, то почему остальные не могут?!»)

Во-вторых, в проблемах с делегированием. Отпустить контроль мешают перфекционизм («Никто не сделает так идеально, как я!») и неуверенность в себе («Если я передам дела кому-то другому, то меня перестанут ценить»).

Все это приводит к тому, что первый опыт руководства часто становится болезненным. Человек не может эффективно распределить ресурсы, выгорает и теряет уверенность в себе как лидере.

Как преодолеть гиперответственность?

1) Учиться отстаивать свои границы. Для этого придется разобраться с чувствами вины и тревоги. С таким запросом может помочь психотерапевт.

2) Пересмотреть, на что в действительности вы можете влиять. Хорошая визуальная метафора — круги влияния и забот. Присмотритесь к картинке ниже.

В круг забот входят вещи, на которые мы не в состоянии повлиять. А в круг влияния — напротив, всё, на что можем воздействовать. Круг влияния всегда меньше круга забот.
В круг забот входят вещи, на которые мы не в состоянии повлиять. А в круг влияния — напротив, всё, на что можем воздействовать. Круг влияния всегда меньше круга забот.

Если вы стремитесь к максимальной продуктивности, фокусируйте усилия на круге влияния. Тогда со временем он расширится и вы будете влиять на свою жизнь сильнее.

3) Постепенно начать делегировать. С каждым днем все больше доверять коллегам и близким. Передавать дела маленькими порциями.

Чтобы снизить риски, закладывайте на задачи больше времени на случай, если у вас будут замечания или работу придется переделывать. Не требуйте быстрых результатов, экспериментируйте. Помните, что у каждого человека есть свои особенности и привычки, постарайтесь к ним приноровиться.

И главное, не играйте в супергероя-спасателя. Вокруг вас взрослые люди — и они справятся.

Идеи, о которых вы сейчас прочитали, вошли в наш курс «Достаточно хороший руководитель». Это семидневная образовательная программа, где практикующие психологи обучают начинающих управленцев:

  • справляться с высокой ответственностью;
  • мотивировать коллег;
  • строить нетоксичную культуру в команде;
  • определять свои ценности и точки опоры.
3636
9 комментариев

это очень тяжело, когда делаешь все самостоятельно и никого не подпускаешь, я видел таких людей, мне кажется они и стареют раньше и болеют чаще

6
Ответить

Как минимум, при таком подходе к делу велик риск выгореть, а уж в этом состоянии очень просто получить самые разные проблемы со здоровьем

2
Ответить

Знакома с такими людьми, очень тяжело смотреть, как тащут все на себе. Совет про личные границы- бесценен в любой ситуации! И еще раз убеждаюсь, что все идет с детства. Благодарю за статью!

5
Ответить

Да, тоже знаем много таких людей. Спасибо вам)

Ответить

Спасибо, автор. Статья довольно интересная. После её прочтения есть над чем поразмышлять)

1
Ответить

Ребята, когда вы сделаете нормальный подбор психологов? Я двоих пробовал у вас, ни один не подошел, а другие варианты система не дает. В итоге после 4 консультаций с каждым я забросил сервис, хотя мотивация использовать есть, тем более что на работе оплачивают.

1
Ответить

Дак у них пойди психологи есть, просто тебе пометку поставили "Ну его нахер"

1
Ответить