Продвижение бизнеса в СМИ: как теория поколений работает в маркетинге
X (1964-1980)
Особенности психологических характеристик этого поколения в России формировали совершенно другие исторические события, что определило многие ключевые отличия X-ов от бумеров. На период взросления поколения X пришлись: война в Афганистане, Перестройка, революция в Германской Демократической Республике (падение Берлинской стены), появление персональных компьютеров и Интернета. Все это сместило фокус нового поколения с командного единства в сторону индивидуализма, в отличие от бумеров у X-ов появился выбор.
Психологические черты:
- самостоятельность, самодостаточность, прагматичность;
- материализм;
- утрата доверия к аппарату власти;
- переосмысление семейных ценностей (в силу свалившихся проблем с рабочими местами это поколение уже не стремилось рано становиться родителями, как следствие, упала рождаемость, на что также повлияла доступность контрацептивов. Более того, резко выросло число разводов);
- раннее взросление на фоне социальных потрясений, ранний выход на рынок труда;
- склонность к депрессии;
- работают для собственного благосостояния, а не ради высокой цели как их родители (потому что в высокие цели они больше не верят);
- расчетливы, не расточительны.
Новое поколение в России и странах бывшего Союза в молодом возрасте встретило грандиозные политические потрясения, связанные с распадом страны, что повлияло на их дальнейшую судьбу. Они застали крах предприятий и столкнулись с безработицей. Юность и взросление этих людей пришлись на лихие 90-е (Дефолт, рост криминала и зависимостей).
Y, «миллениумы» или «миллениалы» (1981-1996)
Это поколение встретило новое тысячелетие, на период которого пришлось стремительное развитие цифровых технологий. Начиная с этого поколения, компьютеры и гаджеты входят в быт каждой семьи.
На ценности Y-ов повлияло появление сетевых коммуникаций: электронной почты, средств мгновенных сообщений, социальных сетей. Также множества других медиа-ресурсов, например, YouTube, блогов. В связи с этими изменениями новое поколение начинает меньше использовать традиционные каналы СМИ, такие как телевидение и радио.
Y-ов от предыдущих поколений отличает скорость коммуникаций и многозадачность: они могут одновременно переписываться с несколькими людьми, читать статью на сайте на другую тему, следить за публикациями в социальных сетях и при этом не путаться. Миллениалы склонны к еще большему индивидуализму: они могут вести личные блоги, не боятся самовыражаться, запускать флеш-мобы, создавать мемы, поднимать в социальных сетях важные темы для всеобщего обсуждения. Все это стало возможно благодаря повсеместному распространению Интернета, чего во времена предыдущих поколений не было.
Психологические черты:
- индивидуализм, потребность в самовыражении;
- инфантилизм (Y-ки не стремятся рано начинать взрослую жизнь, создавать семью, работать. Они дольше задерживаются в родительском доме. Исследователи предполагают, что это связано с опытом их родителей, бабушек и дедушек, который миллениалы считают неудачным, так как их родители развелись и имеют нелюбимую работу. При этом, Y-ки хотят семью, но не видят смысла торопиться, чтобы сделать правильный выбор);
- многозадачность;
- все больше ценят работу на себя (бизнес, самозанятость);
- быстрая адаптивность к новым условиям;
- стремление к свободе (ценят личное время, путешествия);
- отсутствие долгосрочных планов, страх перед будущим;
- недоверие аппарату власти;
- осторожно относятся к кредитам;
- толерантны к представителям других рас;
- меньше ценят материальное, стремятся к саморазвитию и обретению духовных качеств.
Уже Y-ки менее склонны к «коленопреклонению» перед представителями власти, не терпят коррупции, не готовы работать на идею за маленькие деньги, терпеть дискомфорт на рабочих местах. Поэтому очень много миллениалов ушли на фриланс, в бизнес.
🚩 Полезная статья о сотрудничестве с блогерами «Вредные советы по работе с блогерами-инфлюенсерами».
Z (1997-2012)
Родились в век глобальной цифровизации общества. Зумеры с детства привязаны к гаджетам, в формировании взглядов на жизнь ориентируются на рекомендации друзей и лидеров мнений. Также их отличает бережное отношение к природе и собственному ментальному здоровью. Это поколение, на взросление которого не пришлось столько социальных потрясений, как на предыдущие.
Психологические черты:
- клиповое мышление и многозадачность;
- бережливые, умеют копить, всегда готовы к кризису;
- амбициозны, создают собственные проекты, бизнес;
- в то же время ценят собственный комфорт, не готовы «пахать»;
- не готовы рано заводить семью, детей;
- толерантны;
- отдают предпочтение профессиям, связанным с наукой, технологиями, кулинарией и медициной;
- аполитичны;
- не видят авторитета в старших поколениях (ориентируются на кумиров);
- у них отсутствует чувство коллективизма, ориентируются только на себя;
- в связи с сильной привязанностью к гаджетам могут не обладать развитыми коммуникативными навыками, живут в виртуальном мире.
Конфликт поколений был и будет всегда. Чем больше пропасть между людьми, тем обостреннее конфликты. Острый конфликт можно наблюдать между беби-бумерами и зумерами. Первые считают вторых ленивыми, инфантильными, непунктуальными, не амбициозными, эгоистичными. Однако не стоит забывать о том, что времена меняются, и каждое поколение формировалось в определенный момент. Каждое поколение — это результат настоящего.
Как теория поколений работает в маркетинге и работает ли?
Несмотря на мегапопулярность теории, она подверглась сильной критике со стороны историков и социологов.
Были выделены следующие недостатки:
- чрезмерное обобщение (идея не учитывает индивидуальных характеристик человека, но преподносится как истина в последней инстанции);
- теория не может быть применена в рамках всего мира, в каждой стране могут быть свои поколенческие рамки, а также традиции, влияющие на характер граждан (тем не менее, для России теория была адаптирована);
- мало доказательств того, что теория рабочая (авторы почти не объясняют, почему для смены поколений выбрали отрезок в 15-20 лет и почему жизненный цикл составляет 80 лет).
Мнения PR-специалистов о пользе теории разные. Тем не менее, несмотря на очевидные минусы, опираться на нее можно. Так как было доказано, что представители разных поколений неодинаково воспринимают информацию, думают и принимают решения. Например, миллениалы склонны к эмоциональным покупкам, в то время как зумеры более осторожны.
🚩 Больше полезной информации о маркетинге в 2024 году читайте в материале «Продвижение бизнеса в СМИ: тенденции, которые будут актуальны в этом году».
Вывод
Все вышеперечисленное не отменяет пользы маркетинговых исследований для успешного развития бизнеса. Теория может служить ориентиром в этих процессах, но опираться стоит на реальные данные, собранные в результате анализа рынка.
А к какому поколению относитесь вы? Ждем ваших ответов в комментариях.
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:
Комментарий удалён модератором
Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎
Оставайтесь с нами) У нас будет еще много интересного 🚀
Люблю теорию поколений! Работаю в школе и подписываюсь под каждым словом, нынешние детишки - они совсем другие, видят мир по-другому, будто призму спецом надели
Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки
У нас будет много еще интересного материала 🚀делитесь статьёй
Я какой-то фильм смотрел на похожую тематику