OZON ошибки: запутанная отчетность по компенсациям и спорам
Данная статья будет интересна СЕЛЛЕРАМ, которые еще не разобрались, где искать данные по компенсациям от OZON.
Но прежде всего, она адресована СОТРУДНИКАМ OZON, которые примут во внимание текущие недоработки отчетности и помогут не только селлерам, но и своим коллегам из ТП, снизив на них нагрузку по разъяснению отчетов.
Для удобства я разделила компенсации от OZON на 2 вида:
1) ОТДЕЛЬНАЯ ВЫПЛАТА.
Одна часть перечисляется OZON отдельными суммами на расчетный счет. Эти суммы мы можем найти в разделе: «Документы - Компенсации и прочие начисления». Данные появляются на конец каждого месяца.
Что неудобно:
a) внутри месяца не видно, что за суммы падают на расчетный счет;
b) неполные данные по каждой сумме, в частности видно товар, артикул, суммы, но тип компенсации указан слишком широко: «Начисление по спору» или «Начисление по претензии». При этом не видно, по какому спору или претензии. Что это конкретно: компенсация по КАКОМУ потерянному/ испорченному возврату, по КАКОЙ ошибочной утилизации, не найденному на приемке FBO товару и др. В ручную сопоставлять суммы достаточно сложно для селлеров, у которых даже сотни штук товаров продается ежемесячно, не говоря про тысячи и более.
2) ВЗАИМОЗАЧЕТ.
По части компенсаций вы не увидите отдельное зачисление на расчетный счет, они будут «сидеть» в отчетах. Часть компенсаций и декомпенсаций отражается в разделе «Отчеты - Начисления и компенсации по товарам», где нужно выбрать период. В самом отчете обратите внимание на строки:
a) Инвентаризация взаиморасчетов
b) Корректировки стоимости услуг
c) Начисление за хранение/утилизацию возвратов
d) Начисление по спору
e) Начисления по претензиям
f) Утилизация
Суммы с плюсом – OZON начислил Вам компенсацию, суммы с минусом – у Вас забрали назад (декомпенсировали) какие-то суммы, которые были ранее выплачены.
Что неудобно:
В большей части строк поле «Номер отправления или идентификатор услуги» не заполнено, также как и поле «Название товара или услуги», в результате не понятно: КОНКРЕТНО за ЧТО идет компенсация или декомпенсация.
ОБЩЕЕ НЕУДОБСТВО:
a) Нет единого окна/раздела, где можно посмотреть все текущие вопросы по СПОРНЫМ ситуациям. Хотя в разделе "Сообщения" уже создан подраздел "СПОРЫ", но туда сейчас попадают только споры, связанные с заказами FBS → Возвраты FBS. Найти свое обращение по каждому спорному вопросу в итоге в общей ветке крайне сложно!
b) Нет единого отчета, где были бы сведены ВСЕ компенсации, как те, что приходят на расчетный счет, так и те, что приходят отдельными суммами.
ВНИМАНИЕ СЕЛЛЕРОВ!
Очень рекомендую для контроля компенсаций (из-за всех текущих неудобств) вести таблицу с фиксированием всех спорных случаев. В моей компании мы ведем свою таблицу по образцу:
В поле характер проблемы мы пишем:
a) потерянный заказ FBS
b) потерянный заказ FBO
c) расхождение по поставке FBO
d) возврат (испорченный товар/подмена)
e) утилизация
f) корректировка стоимости услуг
ВЫВОД:
OZON считается самой технологичной площадкой среди МП, так почему бы не автоматизировать то, что реально МОЖНО автоматизировать и упростить тем самым жизнь селлерам и своей ТП (а последнее – это статья расходов самого OZON).
В идеале, чтобы все компенсации были в каком-то едином формате отчета, где были бы отметки о способе выплаты: на расчетный счет с датой, и по внутренним зачетам (документ и дата).
С верой в OZON, селлер