Тренды-2020, Sex(Porn)Tech: с заботой о здоровье

Управляющий партнёр фонда FunCubator Виктор Захарченко — о том, как меняется порноиндустрия, разворачиваясь лицом к женщинам. В рамках цикла публикаций о трендах рынка цифровых развлечений FunTech.

Мы уже на финишной прямой. Становится все горячее. Самое время поговорить о SexTech. И начнем, как обычно, с цифр. Вся индустрия SexTech оценивается в $30–40 млрд. PornTech — часть этого рынка.

Pornhub в конце каждого года выпускает аналитический отчет. Несколько цифр по итогам 2019-го:

  • 42 млрд визитов на сайт.
  • Загружено нового контента на 169 лет.
  • 98 тысяч новых моделей в каталоге.

Впечатляет? Говорим мы об этом или нет, но порноиндустрия прекрасно себя чувствует, живет на пике технологических трендов и помогает раскачивать новые технологии. Сегодня мы поговорим о том, как PornTech меняется под влиянием внешних и внутренних трендов. И становится частью вполне себе белого рынка SexTech.

Поможет мне разобраться в непростой теме Антон Неяскин, сооснователь Tizzi, и пара экспертов, которые пожелали остаться анонимными.

Погнали!

​Digital human лезут к нам в постель Daily Beast
​Digital human лезут к нам в постель Daily Beast

Тренды снаружи. Будьте здоровы

Безусловно, не хотелось бы уходить в морализаторство. Данный материал — отнюдь не реклама порно, а разговор про очень важный сегмент рынка развлечений, который давно уже встал на путь выхода из тени. Если вы все еще продолжаете читать материал и не отложили его в сторону под гнетом внутренних и внешних табу, значит, изменения действительно происходят.

Вчера о порно шептались, сегодня о нем говорят с трибун, сделав инструментом во благо sexual wellness. Sexual wellness — улучшение качества интимной жизни за счёт изучения или осознания интимной физиологии и психологии. Для женщин в нише секса по факту не было создано никаких новых продуктов за последние десятилетия, хотя здесь проблема стоит наиболее остро.

Каких-то пять лет назад тема SexTech воспринималась в разрезе ИИ, VR и роботизации, то есть технологий и ответа на вопрос «как». Но последние несколько лет повестка мигрировала в sexual wellness или даже, скорее, в intimate wellness для женщин и пар (но через женщин) — вопрос «зачем».

Будущее SexTech не в реалистичности и ИИ, а в демократизации и доступности информации, продуктов и ощущении, что ты имеешь право на сексуальность и её изучение.

Антон Неяскин

Почему эти изменения происходят? Во-первых идет снижение табу вокруг темы. На CES 2020 о ней говорили уже открыто, а контент Netflix (Sex Education) вовлекает в ряды зрителей все более молодые массы. Поколение Z охотно в это прыгает на пороге точки финансовой самостоятельности.

​Сериал Sex Education стал одним из открытий года на Netflix Netflix​
​Сериал Sex Education стал одним из открытий года на Netflix Netflix​

Вторая причина — сильная феминистическая повестка. Это уже не радикальный феминизм, а более умеренная, «бытовая» форма, во главе которой равенство полов. В дополнение к ней растет голос LGBTQX-сообщества, отстаивающего идею, что интимные предпочтения и потребности могут быть разными и не ограничены биологическими гендерами.

Конечно, есть и преграды. Стигматизация темы еще слишком сильна. Инвесторы часто «стесняются» ассоциироваться с темой, старые и новые медиа аккуратно обходятся с повесткой. Отстают и маркетинговые инструменты. Facebook не видит разницы между откровенной эротикой и темой sexual wellness. Как следствие — product-market fit еще в процессе поиска. Рынок достаточно молодой, и его часто игнорируют.

Тренды:

  • Поколение Z и подрастающее поколение A (2010-е) будут двигать эту индустрию за счёт здорового отношения к сексу.
  • Мы увидим развитие именно intimate wellness индустрии, что и станет основной нишей SexTech. FMCG-бренды и производители электроники будут подстраиваться под эту нишу.
  • Будет глубже затронута тема elderly people, LGBTQX+ и даже, вы не поверите, гетеросексуальных мужчин.

Тренды внутри. Все сорта порно

Порно — одна из самых доходных ниш интернет-бизнеса, отмечающаяся высокой восприимчивостью к инновациям. Целая индустрия ищет, куда бы посадить новые ростки. Труженики адалта как никто другой понимают важность технологических изменений и поиска новых тем. То, что повестка вокруг sexual wellness расширяет потенциальную аудиторию, — только на руку.

Но это скорее внешние изменения, которые индустрия сможет использовать себе во благо. Есть и внутренние тренды.

1. Взять лучшее от «белого» интернета

«Белый» интернет (Facebook, Tumblr, Twitter) все активнее изгоняет порно из своих лент. Доступность рекламных инструментов драматически падает. Обратного тренда пока не видно. Это заставляет адалт строить свои виртуальные миры, мессенджеры и соцсети, часто паразитируя на популярных «белых» проектах. Свежий пример — сеть инфлюенсеров FanCentro, которая выросла на Snapchat. Pornhub даже тренд privacy first оседлал.

В наступившем году похожие по модели проекты будут запускаться для livecam-сайтов и топовых моделей. При этом экономика этих проектов завязана на чистую торговлю трафиком и b2c-монетизации, без всяких там брендов.

Еще одна идея, которую «подсмотрели» в «белом» интернете, — patreon-подобные инструменты монетизации, которые активно используют модели с Instagram.

Скандал с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftjournal.ru%2Finternet%2F147730-ne-send-nudes-a-sell-nudes-kak-onlyfans-pozvolil-zarabatyvat-desyatki-tysyach-dollarov-na-intimnyh-foto-i-video&postId=111400" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">утечкой терабайтов данных с Onlyfans</a> показал масштабы «серого» Patreon​
Скандал с утечкой терабайтов данных с Onlyfans показал масштабы «серого» Patreon​

2. Livecam становится мягче и перетекает в офлайн

Тренд на смягчение контента, на поиск «гибридных» форм, которые не пугают неподготовленного потребителя. Livecam-бизнес все чаще переходит от жесткого порно к софт-эротике, которую иногда даже пропускают на масс-маркет. При этом в livecam активно тестируются новые механики монетизации, завязанные на офлайне: билеты на шоу, гемблинг, социальные механики.

3. Популярность стриминга растет

Не падает тренд на стриминг порно. Адалт тоже ждет 5G (знаю, что я им всех уже задолбал), в том числе для своего контента в VR. При этом в железе за последнее время особо нового ничего не видно, кроме лучших шлемов и новых моделей игрушек. Kiroo активно продвигают свои насадки с обратной связью, Lovense правит лайвкамом. Качество изображения растет на всех порталах, 4К становится нормой.

4. Digital Human

Наблюдается массовая диджитализация контента в порно (а-ля digital human, Neon). Для создания такого контента реальных актрис сканируют, создают 3D-модели для дальнейшего использования в порноиграх и прочем контенте.

Если смотреть топ поиска PornHub в 2019 году, заметны два практически противоположных вектора. С одной стороны, люди хотят нестудйиного контента, снятого реальными людьми-полупрофи, скажем, качественного хоуммэйда, а с другой стороны, существует мощный запрос на контент удалённый от реальности: косплей, Alien, Apex Legends.

Дипфейки, несмотря на гонения на них в «белом» интернете, тоже никуда не делись. Маски, Instagram-style также пытаются внедрять в живой контент.

5. Порно в VR

Pornhub за последние два года добавил огромное количество контента в формате VR и не меньше синхронизировал с теледильдоникой (интимные гаджеты, которые синхронизируются с устройствами) — ритм и интенсивность на экране передаются вибрацией. Он же запустил свою линейку игрушек два года назад (white label), которые синхронизируются с видео и вместе с VR дают очень интересный опыт.

Но пока этого мало. Скорее всего, это связано с низким проникновением VR-шлемов, нежели ограничениями в технологиях. Игрушки с возможностью синхронизации к видео тоже не стали хайпом: средняя стоимость начинается от $120, при этом часть пользователей считает это прикольной опцией, но в первую очередь покупает игрушку не для возможности синхронизации с видео.

Начали появляться сервисы, которые готовы привезти шлем с уже предустановленным контентом в аренду. Но все это упирается в пока слабое проникновение шлемов в массы, о чем мы говорили в отдельном материале данного цикла.

Но индустрия не сдается, спрос есть! Тот же отчет Pornhub показывает популярность подобного контента среди других категорий.

Третья строчка - это мощно!​ Pornhub
Третья строчка - это мощно!​ Pornhub

6. Порноигры. Студии тоже смотрят. Подсматривают

Порноигры уверенно зарабатывают деньги. Есть несколько непубличных кейсов, когда в подобных проектах своими ресурсами и экспертизой участвуют вполне классические игровые студии. Для игрушек рисуют новых уникальных аватаров, схожих с персонажами игр (например, Overwatch).

7. Audio Porn

Аудио-эротика — достаточно новая тема, в поисках своего product-market fit. Возможно, точка роста кроется в UGC. Тем не менее в нишу уже инвестируют.

8. Robotic Sex

Вкалывают роботы, а не человек. Есть тренд про digital human, а есть его обратная ветвь — секс-роботы.

Французский ночной клуб представил на своей сцене <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fnews.sky.com%2Fstory%2Frobot-pole-dancers-to-debut-at-french-nightclub-11799391&postId=111400" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">двух танцоров-роботов с шестом</a>​
Французский ночной клуб представил на своей сцене двух танцоров-роботов с шестом

Несбалансированное гендерное население Китая, сексуальная рецессия в Японии — все это драйверы такого интереса.

9. Интимные гаджеты

В период 1990–2010-й произошёл бум на секс-игрушки, но созданы они были «мужчинами в глазах мужчин»: реалистичные фаллоимитаторы, агрессивные анальные игрушки. Последние десять лет производители ориентируются на устройства для женщин с эстетически приятным дизайном, которые подходят женщинам с физиологической точки зрения.

Две основные фокус группы: гетеросексуальные пары и женщины соло. Примеры компаний: Lelo, We-Vibe, Womanizer, Svakom, FunFactory. Игрушки призваны не разнообразить сексуальный опыт, а упростить его и сделать более комфортным: «Decrease orgasm gap between male & female».

Дистрибьюторы интимных товаров отходят от концепции «секс продаёт сексом» и из ecommerce превращаются в content-commerce, который продаёт не само устройство, а опыт, который он может дать.

10. Производители активно переходят в другие ниши female wellness

Производители отходят от реализма и создают девайсы, подходящие для физиологии женщины; игрушка – это инструмент-помощник на пути женского sexual wellness; женщины и пары (транслируется через женщин) — основная фокус-группа; последние два года в индустрии часто говорят о том, что в 2020-х мы увидим интимные гаджеты в линейках производителей электроники для массового рынка в категории Wellness & Beauty.

11. Образовательный контент

Появляются проекты, которые рассказывают об интимной физиологии и психологии. Подавляющее большинство фокусируются опять-таки на женщинах. Рост спроса на контент sexual wellness начал формироваться за счёт укрепляющейся фемповестки и благодаря поколению Z, которое только-только переходит в свои 20–23 годы. Игнорировать эти тренды непозволительно. Даже Pornhub выпустил полноценный документальный фильм, в котором основная тема — не порно.

Sexual wellness — удобная форма говорить о табуированой некогда теме без ограничений​ Grazia Daily
Sexual wellness — удобная форма говорить о табуированой некогда теме без ограничений​ Grazia Daily

Всех представителей контент-индустрии можно условно разделить на видеокурсы, секс-позитивные медиа и Calm или Headspace для интимной жизни. Но у всех одна цель: фокус на женщинах, подружить голову с телом, помочь пользователю самоидентифицироваться и понять, что он хочет. Все игроки крутятся вокруг одной мысли, но универсальный product-market fit а-ля модель Uber еще не найден. В ближайшее время мы увидим трекеры, похожие на Flo, но исключительно для sexual wellness.

На мой взгляд, одним из крупнейших конвейеров по созданию секс-позитивного контента стал Netflix. Он же и будет подогревать спрос на информацию в ближайшие годы. Это уже происходило в SexTech благодаря «Сексу в большом городе» и «50 оттенкам» — эти поп-феномены очень сильно повлияли на восприятие индустрии.

Антон Неяскин

13. Female-friendly porn

Мы об этом уже начали говорить седьмом пункте данного списка. Тезис о том, что «женщина любит ушами» наконец превратили в бизнес-конепцию с аудиоформатом контента. Но это еще не все. Реалистичный или эстетичный контент с четким фокусом на женщин (пример: makelovenotporn) будет сильно расти в ближайшее время.

Новое порно: проще, понятнее, позитивнее

Sexual wellness в 2020 году будет мощным драйвером роста, с сильным акцентом на женскую аудиторию. Этот локомотив затащит изменения даже в такую «мужскую» нишу, как адалт.

При этом социальный тренд наложится на технологические изменения. В нише адалта продолжатся попытки найти применение (читай — найти деньги) технологии виртуальной реальности и по-новому осмыслить аудио как формат. В итоге порно будет все более «софт» и все менее «табу» — как часть гипертренда про wellness. Have fun!

Сериал о тредах в цифровых развлечениях приближается к концу. Вы только что познакомились с девятой частью, остался большой финальный текст.

Ранее в серии вышли:

4646
101 комментарий

Порноиндустрия разворачивается лицом к женщинам. Ясно понятно, но мы то знаем чем на самом деле.

18
Ответить

черт, я только сейчас понял двойной смысл фразы (рукалицо)

6
Ответить

Разочарован, что такие статьи выходят в публикацию. Извращения не должны выдаваться за норму так или иначе. То что просмотр этой грязи становится нормой,  появление непонятных ориентаций, принятие извращений вроде бдсм и копрофилии - тоже теперь норма, говорит об очень сильной деградации общества

В *Тех секторах это тоже заметно. Зачем вкладывать деньги в медицину, в транспорт, космос, альтернативную энергетику, да хотя бы просто в банально удобные IT-сервисы (незакрытых ниш и болей предостаточно), когда можно с меньшими рисками, вливаниями и усилиями заработать на порнографии и удовлетворении потребностей очередных извращенцев?

Столько ресурсов тратится не на созидание, а на растление общества

18
Ответить

Не всё так однозначно. В том, что вы говорите есть определённый смысл, но.
Во-первых, лучше пусть все эти "извращенцы" удовлетворяются на сайтах, а не в подворотнях, в реале.
Во-вторых, развитие порноиндустрии идёт, в том числе, и на благо в вопросах популяризации информации о сексе. Не только порно, конечно) Тот же сериал "Половое воспитание". Откуда подростки должны узнавать про секс? Какой он бывает и как можно? Всё-таки мы ещё не доросли до полной открытости со своими детьми. 
В-третьих, почему бы и нет. Если кому-то нравится - пускай будет. Потребности организма тоже никто не отменял.

9
Ответить

Зачем вообще куда-то вкладываться, если можно всё раздать на пенсии, да?

5
Ответить

1) Инвестиции в PornTech чаще всего идут изнутри. Есть ряд конгломератов, например тот же MindGeek, которые вкладывают в новые проекты. Нет проблемы того, что инвестиционные деньги не достаются "полезным" стартапам. В адалте нет ничего и близко к Vision Fund и Softbank. Хотя их стратегию инвестирования тоже можно подвергнуть обструкции.

2) Целью статьи как раз было показать, что индустрия порно стремится стать более "нормальной". Я ни слова не писал про грязные ниши - они тоже есть. И, боюсь, будут независимо от нашего с вашим порицания - потому что есть спрос. Но те самые "извращенцы" появляются от элементарной сексуальной безграмотности, табуированости темы. Sexual Wellness как раз борется с этим мракобесием, в том числе через образовательный контент. 

Заниматься своим сексуальным здоровьем - это правильно и нормально.   

6
Ответить

Вообще высокоскоросной интернет и появился за счет порноиндустрии, т.к. на заре развития интернета основном трафиком было порно) Т.е. то что порнотех не развивает отрасль это дикое заблуждение.

1
Ответить