Спустя год после трагедии: почему взрыв батискафа «Титан» не загубил желание энтузиастов погрузиться к «Титанику»

Знающие люди понимают: опасны не погружения как таковые, а безрассудные производители, которые закрывают глаза на безопасность, говорят участники рынка.

Источник: WSJ

Конспект материала WSJ.

Морские глубины скрывают бесчисленное множество тайн и сюрпризов — сокровища и артефакты, редких подводных обитателей и неизученные формы жизни. От опасных погружений многих удерживают всем понятные страхи:

  • Клаустрофобия — боязнь тесных и замкнутых пространств. Оно и ясно: в батискафе места — как в эконом-классе бюджетной авиакомпании, даже ноги не вытянуть.
  • Талассофобия — боязнь больших открытых водоёмов, где, как правило, и работают подводные аппараты.
  • Агорафобия — боязнь мест, из которых трудно выбраться. С таким расстройством человек может запаниковать даже в середине театрального ряда, не разделённого проходом в центре.

Остальных же, наоборот, привлекают неизвестность и рискованность. У французов даже есть подходящее выражение — l'appel du vide (букв. зов бездны, пустоты): когда человек ждёт поезда и думает «А что, если прыгнуть на рельсы?» или ловит себя на мысли, что ничто не мешает ему выкрутить руль посреди дороги. Всё это — не имея «саморазрушительных» наклонностей.

Погружение как часть свадебной церемонии. Источник: Triton Submarines
Погружение как часть свадебной церемонии. Источник: Triton Submarines

Казалось, что гибель всего экипажа коммерческого батискафа «Титан» в 2023 году отпугнёт даже смельчаков и положит конец индустрии таких погружений. И хотя этого не случилось, участникам рынка пришлось не раз оправдываться за «коллег», которые решили пренебречь правилами многолетней давности.

Основанный в 2008 году производитель частных подводных средств — Triton Submarines из США — и её нидерландский конкурент U-Boat Worx оказались вынуждены разъяснять, что суда бывают разные: классифицированные и неклассифицированные.

Создатели первых соблюдают технические нормативы, а также обязательные критерии безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации. Руководитель частных экспедиций Eyos, например, возит клиентов только на таких аппаратах.

Вторые же могут быть сделаны из чего попало и как попало. Это как раз «Титан». Он был цилиндрической формы вместо более традиционной сферической, а углеволокно и титан, из которых строили судно, плохо сцеплялись и могли не выдерживать глубоководного давления. Такая конструкция — по сути, эксперимент, проведённый ценой жизни.

Компания объясняла, что сертификация «не нужна», потому что большинство морских и авиааварий происходит «из-за ошибок пилота, а не механических неисправностей». При этом у «Титана» не было даже системы для определения местоположения судна.

Участники рынка обращалась напрямую к OceanGate и просили одуматься. Ведь, как бы хорошо ни было вести бизнес и перепридумывать разработки, на кону стояла репутация всей индустрии. Но компания, увы, не послушала.

В U-Boat Worx говорят, что после катастрофы массовой отмены заказов на подводные аппараты не было (сорвался лишь один — на батискаф за $4 млн для семейной яхты). Но спрос заметно просел, и связывают это, конечно, с крахом OceanGate. Общественность стала твердить, что «только сумасшедший полезет в такой аппарат», и часть энтузиастов передумала испытывать судьбу. На фоне этого нидерландской компании пришлось сократить 40 сотрудников из 85.

Сооснователь Triton Submarines Питер Лейхи и его коллеги утверждают, что случившееся с OceanGate — частная проблема одной компании. При наличии классификации и сертификатов подлодки абсолютно безопасны.

Так же рассуждает давний поклонник исследователя Жака Кусто и основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио. Вместе с сыном он учредил научно-технологическую компанию OceanX и обзавёлся исследовательским судном длиной 87 м — с двумя подлодками.

По словам Далио, океан оказывает огромное влияние на жизнь человека — в частности, на климат и на торговлю. При этом многие его уголки по-прежнему не исследованы. И именно для этого прежде всего и нужно развивать отрасль.

В 2012 году учёные сумели заснять кадры с гигантским кальмаром, погрузившись ко дну океана в аппарате от OceanX

В 2022 году Далио и кинорежиссёр Джеймс Кэмерон купили нераскрытую долю в Triton Submarines. После гибели экипажа «Титана» миллиардера то и дело спрашивают, не жалеет ли он об инвестициях и не переживает ли, что такие вылазки небезопасны.

Далио же подчеркнул, что погрузился бы ко дну и через пять минут после взрыва, поскольку погружение в сертифицированном аппарате не опаснее полёта на самолёте и езды на автомобиле. А в OceanGate, судя по всему, просто «понятия не имели, что такое подлодка», говорит он.

По словам предпринимателя, разбирающиеся люди доверие к подводным судам не потеряли. Пример тому — инвестор Ларри Коннор, позвонивший Лейхи через несколько дней после взрыва «Титана». О рисках он знает не понаслышке, ведь погружался к Марианской впадине и летал на МКС как турист.

Коннор предложил Лейхи взяться за создание подводного аппарата, который мог бы многократно и безопасно опускаться на глубину затонувшего «Титаника», — чтобы доказать миру: проблема крылась не в погружении как таковом, а в «Титане», «непонятной хреновине».

Вместе с Лейхи Коннор также планирует спуститься к «Титанику» в двухместном аппарате Triton 4000/2 Abyssal Explorer стоимостью $20 млн. Он признаётся, что вовсе не бесстрашный. Просто хочет показать, что океан может многое дать миру, главное — понимать, что делать.

44
11 комментариев

Взрыв? Вы серьезно? Наоборот же, имплозия была, а не взрыв

Ну так имплозия по сути и есть взрыв, только направленный внутрь из-за давления воды снаружи батискафа

1

Комментарий недоступен

Судя по отзывам, под ваши потребности отлично подойдёт модель Logitech F710.
Гарантируется полное погружение!

1

Почему люди летают на самолетах?

Ничему жизнь не учит) после того опыта с батискафом, я бы быстро отказался от предложений связано с ним

Отличная статья !
Безумству храбрых поём мы песню !
На этом можно заработать !
Инструкция тут:
https://vc.ru/flood/736823-kak-zarabotat-milliard-dollarov-za-1-den-keys-titana