Как хороший инструмент наказания превратился в «машину смерти»: неудачный управленческий кейс

Несколько лет назад я работала в ресторане директором по маркетингу. Помимо маркетинга собственники попросили помочь еще и с общим управлением, так как у меня большой опыт, и я могла оказаться полезной. По договоренности мы начали перебирать слабые точки и исправлять их.

Как хороший инструмент наказания превратился в «машину смерти»: неудачный управленческий кейс

Я обратила внимание на отсутствие системы в поощрениях-наказаниях. Были рандомные бонусы, как наказание — денежные штрафы и выговоры. Сотрудники откупались небольшими деньгами и продолжали косячить: опаздывать, не отвечать на звонки, «забывать» убирать вверенные зоны и болтать по телефону в зале, игнорируя гостей.

Из-за этого у собственников и сотрудников случались конфликты, которые заканчивались увольнениями. Я предложила заменить штрафы отработкой. По моим расчетам она результативнее, так как сотрудникам приходится отвечать за нарушения не деньгами, а личным временем. К тому же ресторан получает измеримую пользу.

Пока вы далеко не ушли, покажу свой канал «Маркетинг без мракобесия». Переходите, смотрите, оставайтесь и вот это вот все.

В чем суть отработки, которую я предложила

  1. За дисциплинарное нарушение и нарушение регламента полагался 1 БФ. БФ — внутреннее мерило наказания, он равнялся 20 минутам отработки. Причем за первичные нарушения сотрудник получал замечание и, если требовалось, проходил дополнительное обучение.
  2. Сотрудник мог накопить несколько БФ и отработать их единовременно, а мог делить на удобные для себя отрезки. Отработка была не в рабочее время, но не возбранялось прийти, например, за час до смены или задержаться после.
  3. Помимо отработки чисто по времени, был список заданий, каждое из которых стоило определенное количество БФ. Можно было работать по списку: «уборка комнаты официантов — списание 4 БФ», «помыть стулья в зоне Х — списание 2 БФ». То есть, предполагалась та же работа, что и в смену. Только теперь за счет того, что ее брал на себя сотрудник с БФ у сотрудников смены высвобождалось время для других дел.
  4. Назначать БФ имели право два собственника, я и администратор зала. Это оказалось огромной ошибкой. Задним числом я понимаю, что собственников из этого процесса нужно было исключить.

Сотрудники восприняли нововведение нормально. Казалось, что наказание справедливое и посильное — ну сколько может косячить человек? 0-6 раз в месяц, особо старательные — 20. То есть отработка от 0 минут до 7 часов в месяц, да еще и допускается делить на части. Если брать задания из списка, то времени потратится еще меньше — ведь стулья можно помыть и за 10 минут, а БФ спишется как за 40.

Так что проговорили-запустили без проблем.

Что получилось в итоге

Первое время косяки сошли на нет. Потом я выписала смене 1 БФ за нарушение, сотрудники поняли-приняли и какое-то время мы вновь жили без спокойно и без БФ.

А потом….

Потом собственница выписала смене 20 БФ на каждого (≈7 часов). Я уточнила в руководительском чате, точно ли она не ошиблась ноликом.

— Нет, они меня разозлили.

Как хороший инструмент наказания превратился в «машину смерти»: неудачный управленческий кейс

Прошел день, и кто-то выхватил еще 10 БФ, потом вся смена 40, а потом и вовсе по 100 БФ. Время отработки стало исчисляться сутками и перестало выглядеть вменяемо. Я просила собственников остановиться: во-первых, невозможно имея 15-17 смен в месяц добавить еще 2-3 полноценные смены без ущерба для здоровья и психики, во-вторых, это уже походило на издевательство, а мы так не договаривались.

В ответ собственники говорили, что все ок — все получают то, что заслужили.

Это было не так. Все получали столько, насколько сильные эмоции испытывали собственники ресторана в ответ на косяк. А эмоции могли быть сокрушительными: это я как сотрудник в найме могла думать холодной головой, просчитывая последствия, а у собственника, видящего, как уничтожили его имущество или слили гостей, в душе бурлит злость и негодование.

Сотрудники начали писать мне в личку и спрашивать, как так получается. Я пыталась успокоить, хотя аргументов не хватало — все что было оговорено про БФ не соблюдалось. Напоминания собственникам, что нужно снизить накал страстей не помогали. Я решила уравновесить ситуацию, списывая БФ за «победы». Например, утром объявляла конкурс «Кто продаст 5 глинтвейнов, тому минус 10 БФ» — участие добровольное. На время ситуация стабилизировалось, но списывать удавалось меньше, чем копилось. Зато продажи по некоторым позициям подросли)))

Все закончилось закономерно: народ начал уходить, потому что не осиливал такое количество отработок. Проще найти другую работу, чем бесплатно работать лишние смены, лишая себя выходных.

Я вывела БФ из системы наказаний, отстранившись от взаимоотношений собственников и сотрудников. Слишком рискованно выступать гарантом там, где во главе угла стоят эмоции — никакая логика не может противостоять им.

Вместо вывода

Я по-прежнему считаю, что отработка — хороший инструмент для некоторых ниш, если пользоваться им с умом и без перегибов. В моменты, когда действовал БФ в оговоренном «тарифе» нарушений было действительно меньше, чем при штрафах. Отдавать деньги (особенно незначительные — 100-300 рублей) проще, чем время, особенно, когда ты молодой и активный студент.

Подписывайтесь на мой канал «Маркетинг без мракобесия» — там я рассказываю о кейсах, экспериментах на блоге и даю рекомендации о том, как работать системно и без надрыва.

1111
17 комментариев

Назначать штрафы - не совсем законно. Назначать штрафы, за то, что кто-то кого-то "выбесил" - незаконно в принципе.

Вы описали какой-то ад. Люди там работающие видимо себя совсем не уважают.

9

Ну что вы как в детском саду, никто никого не штрафует. Люди просто получают меньше премии. Это абсолютно законно. Как и делить зарплату на фиксированную и премиальную часть.

2

Да, денежные штрафы действительно незаконны. Второй вопрос, что мой опыт работы в общепите показал, что ни одна из сторон не стремится к тому, чтобы оформлять свою работу официально — ни работодатели, ни сотрудники.

Вот и получается вечный бардак: одни пытаются стимулировать денежными штрафами, вторые спокойно не выходят на работу без предупреждения.

они просто не видят другого выхода

Да, странно, что никто ещё в Трудовую комиссию не обратился.

Вы описали какой-то ад. Люди там работающие видимо себя совсем не уважаютАмерику открыли) Кто из уважающих себя пойдет в обслугу изначально?

Как по мне тут еще и многое зависит от человеческого фактора, все люди разные. Кто-то идет на встречу а кто-то нет

1