Модели ценностей – продолжение

При обсуждении моей статьи «Спиральная динамика, Big Five и другие модели ценностей» читатели указали на ряд моделей, отсутствовавших в статье, и мы обсудили их в комментариях модели базовых ценностей Шолома Шварца и корпоративных культур Шнайдера, а также карты культур Хофстеде и Инглхарта-Венцеля. При подготовке книги «Инженерная модель личности. Меняя себя и других – понимай устройство», которая недавно вышла на ridero, я эти модели описал подробнее, и сейчас публикую это отдельной статьей.

При анализе моделей я активно опираюсь на модель спиральной динамики, потому что, на мой взгляд, именно она наиболее адекватно описывает конструкции ценностных фреймов, объясняя их происхождение, и при этом включает не только культуры индустриального мира, но и формирующиеся культуры нового, цифрового мира. Большинство же других моделей либо построены на материале индустриального мира, либо в принципе построены с помощью статистического анализа относительно некоторых выбранных вариантов ценностей, без раскрытия оснований для такого описания. Я не буду описывать модель спиральной динамики в этой статье. Если она вам не знакома, то можно обратиться к статье, упомянутой в начале, либо к моей серии статей «Менеджмент цифрового мира», в которой спиральной динамике посвящен третий блок из 14 статей, и еще несколько статей в дополнительном, пятом блоке.

Спиральная динамика описывает не только культуры индустриального мира, но и формирующиеся культуры цифрового мира. Она раскрывает конструкцию ценностных фреймов и логику их формирования.

А теперь перейдем к моделям.

Модель корпоративной культуры Шнайдера

Модель Шнайдера описывает не ценности человека, а корпоративные культуры. Однако, когда человек работает в компании с определенной корпоративной культурой, то это накладывает отпечаток на его индивидуальные ценности и стереотипы поведения. Наложение может быть сложным, например, если человек пошел на неприятную ему работу, чтобы заработать деньги или получить правильную строчку в резюме, но оно всегда есть.

Модель Шнайдера говорит, что самое главное в корпоративной культуре – ответ на вопрос, каким образом компания достигает успеха, остальное из этого следует. Отметим, что это не совсем верно: ответ на этот вопрос меняется, а стереотипы поведения, которые следовали из предыдущих ответов – сохраняются в традициях. культура наслаивается. А то, что ответ меняется – неизбежно следует из движения компании по жизненному циклу, которую описывает модель Адизеса. То есть модель Шнайдера описывает статику, а не динамику, и не учитывает наслоения.

Модель раскладывает корпоративные культуры в 4 квадранта в матрице два 2*2, по одной оси ориентация на отдельных людей (people) или компанию в целом, а по другой – ориентация на будущие возможности (possibilities) или настоящее (reality). Получается четыре культуры с разными способами достижения успеха, как показано на рисунке из выступления Бориса Вольфсона на AgileDays-2015.

Модели ценностей – продолжение

Анализ показывает, что эти культуры в целом соответствуют четырем уровнем Спиральной динамики, от синего до желтого.

  • Control – культура ориентирована на административные процедуры и регламенты, что соответствует синей культуре правил.

  • Competence – культура ориентирована на компетенцию сотрудников, которые стремятся стать лучшими. Это примерно соответствует оранжевой культуре успеха, но без акцента на предпринимательскую составляющую.

  • Collaboration – культура ориентирована на сотрудничество членов команды, которое позволит получить лучшие результаты, что соответствует зеленой культуре согласия.

  • Cultivation – культура ориентирована на стартапы - инициативы, создающие индивидуальное видение будущего. Это примерно соответствует командам желтой культуры творчества.

Соответствие культурам спиральной динамики неполное, так как классификация отличается. Интересно, что ось people – company не соответствует основной дихотомии Я-Мы спиральной динамики, у нее лдругое содержание. Но, с моей точки зрения, это поправки второго порядка.

Карта культур Хофстеде

Карта культур Хофстеде (Hofstede's cultural dimensions) – попытка описать спектр культурно-ценностных различий в рамках всего мира. Началось все с решения прагматичной задачи для целей корпоративного управления IBM – глобальной корпорации, действующей по всему миру. Очевидно, что для успеха надо учитывать культурные особенности разных стран, а как именно это сделать? В результате исследований в европейских странах в 1967-1973 было предложено 4 оси, которые затем дополнены еще двумя, а исследования к концу 20 века распространены на весь мир. Хотя многие оси сформулированы как показатели, реально за ними стоят измерения индекса. Поэтому фактически мы получаем аттестат на соответствие некоторому идеалу.

Карта культур Хофстеде – аттестат соответствия идеалу

В статье «Спиральная динамика, Big Five и другие модели ценностей» я отмечал, что аналогичную структуру имеет Big Five. Однако, идеал в модели Hofstede отличается от заложенного в Big Five, так как она формировалась на 20 лет раньше. Впрочем, обе модели позднее дорабатывались, и современный идеал в них отличается от первоначального.

  • Power distance index (PDI) – мера иерархичности общества, вернее, убеждения в том, что иерархия – это естественно и потому неизбежно. По этому показателю идеал требует низкой, а не высокой оценки.

  • Individualism vs. collectivism (IDV): индекс независимости индивидуума от мнений группы, и от необходимости для индивидуума принадлежать какой-либо группе, следуя принятым в группе правилам.

  • Uncertainty avoidance (UAI): индекс показывает, насколько общество толерантно к нестандартному и неопределенному, насколько оставляет пространство свободным от регуляции.

  • Motivation towards Achievement and Success (MAS): насколько общество приветствует героизм и достижение индивидуального успеха. Первоначально индекс носил отчетливо гендерный характер: masculinity vs. femininity, но позднее такую конструкцию убрали.

  • Long-term orientation vs. short-term orientation (LTO): казалось бы, название говорит про ориентацию на долгосрочное будущее против жизни сегодняшним днем. Однако, расшифровка показателя интересным образом переворачивает этот смысл: оказывается, под жизнью сегодняшним днем подразумевают следование традициям, а под ориентацией на будущее – разрушение этих традиций. Да еще связывают это с уровнем благосостояния страны, говоря, что в бедных странах людям приходится жить одним днем, а в богатых – у них больше возможностей. Я вижу тут явный след идеологии: ведь бедность страны – вовсе не обязательно следствие традиционного уклада, чаще это – следствие социальных катаклизмов, в том числе – связанных с экспансией других стран или международного капитала.

  • Indulgence vs. restraint (IND): Еще один показатель связанный со свободой индивидуума – насколько он волен не исполнять социальные нормы, если это требуется для социального самовыражения.

Дальше можно просто использовать результаты исследований, а можно проводить кластеризацию и составлять карты. Причины различий кластеров – за пределами теории, она описывает, что есть, а не логику развития и изменения.

Карта культур Инглхарта-Венцеля

Карта культур Инглхарта-Венцеля – еще одна попытка описать культурное разнообразие мира через соответствие идеалу. В ней две оси: по вертикали конструкция общества от следования традициям до рационального конструирования, а по горизонтали – роль личности в этом обществе, от служения ему до личного самовыражения. Обе оси можно считать проекцией оси развития спиральной динамики на общество и на индивидуума соответственно. При этом модель ограничивается уровнями сельскохозяйственного и индустриального общества, то есть от фиолетового до зеленого включительно.

Оси модели Инглхарта-Венцеля – проекция оси развития спиральной динамики на индивидуума и общество

В правом верхнем углу при этом получается идеал, в истоках которого – модель Вебера, который объявил протестантскую этику вершиной прогресса, а сейчас ему соответствует культура скандинавского социализма. Такой европо-центричный взгляд сверху на весь мир.

Теория базовых ценностей Шолома Шварца

Теория базовых ценностей Шолома Шварца формулирует 10 образов счастья, и есть тест, который проверяет, какой из этих образов вам подходит больше. Ценность теста в том, что в культурном пространстве человек часто дает социально-одобряемые ответы, и он верит в эти ответы, а тест в какой-то мере позволяет от этого освободиться. Кроме того, тест позволяет провести массовое тестирование, и сделать статистику по странам.

Вот эти образы счастья.

  • Власть (Power) – стремление к высокому социальному статусу, престижу, власти над людьми, доступу к ресурсам (материальные блага, общественное признание и прочее)
  • Достижение (Achievement) – успех через общественное одобрение за соответствие социальным стандартам
  • Гедонизм (Hedonism) – стремление к наслаждению жизнью и получению чувственных удовольствий
  • Стимуляция (Stimulation) – постоянная потребность к чему-то новому, большому разнообразию различных активностей и связанных с этим переживаниям
  • Самостоятельность (Self-Direction) – свободна мышления и свобода выбора способов действия, стремление к творческому разнообразию и креативу
  • Универсализм (Universalism) – стремление к всеобщему взаимопониманию и защите благополучия человека и окружающей среды
  • Доброта (Benevolence) – комфортное благополучие в повседневной жизни и взаимодействии
  • Традиции (Tradition) – жизнь в соответствии с традициями, порядками и ритуалам в качестве основы счастья
  • Конформность (Conformity) – активность в сдерживании и предотвращении действий, которые способны нанести вред окружающим и/или выходят за рамки социально ожидаемых
  • Безопасность (Security) – стремление к стабильности, гармонии и всему, что обеспечивает личную и коллективную безопасность (семьи, группы, государства и т.д.)

Десять – это много, так что их дальше пробуют классифицировать по группам, для чего взяли две оси: индивидуум – мир и стабильность – развитие и получили четыре сегмента 2*2, нарисовали диаграмму.

Модели ценностей – продолжение

Образы счастья можно сравнивать с моделями Спиральной динамики и Хелен Фишер, о которой смотри в статье «Механизмы драйва и мотивации». В одних соответствие очевидно, в других – нет.

Недостаточно смотреть на место человека, поскольку сами обще6ства существенно различаются. И люди приспосабливаются к этому. Например, ориентированные на победу, силовые достижения через тестостерон в обществах, где личные достижения приветствуются или хотя бы встречаются, могут занимать позиции power или achievement, а в других обществах им остается только позиция security – силовой защиты безопасности.

Интересно, что есть несколько позиций личного счастья вне общества: hedonism, stimulation, self-direction. Конкретный выбор тут зависят от личной мотивации: для hedonism это будет окситоцин, для stimulation – дофамин с окситоцином, а для self-direction – дофамин с тестостероном. А дальше вопрос к обществу: какие есть возможности для жизни в подобной позиции, как это обеспечивается экономически.

На этом я завершаю статью. Полное оглавление серии статей «Модель личности» можно посмотреть на моем сайте https://mtsepkov.org/Self-Det. И еще раз напомню: по этой серии статей опубликована книга «Инженерная модель личности. Меняя себя и других – понимай устройство», доступная на ридеро и других площадках. Можно не только читать электронную вариант, но и заказать печать по требованию в бумажном виде, но я не дорабатывал иллюстрации под черно-белый вариант. По сравнению с серией статей, которую я публиковал зимой, в книгу включен ряд моделей, доработана структура и отдельные разделы на основе обсуждения статей и докладов по теме.

66
реклама
разместить
3 комментария

Вроде как у Шварца уже 19 ценностей. Со Шварцем или вместо него, чтобы попроще, надо использовать Рокича. У него их 36, зато более конкретны.

1

Спасибо, Рокича тоже посмотрю. На первый взгляд, по статье https://en.wikipedia.org/wiki/Rokeach_Value_Survey у него получается поинтереснее. И действительно, ценности более конкретные. Вопрос лишь в том, как они выделены, какие культурные и поведенческие модели за этим стоят и насколько есть исследования, в статье таких деталей нет. У Шварца базовая модель из 10 и по ней есть массовые тесты во многих странах. А дальше - да, было развитие, может уже и 19.

1

Проблема найти его. Издание 1973 года, на русский не переводилось.

1