Как построить систему мотивации, чтобы ваши топ-менеджеры не разбежались в другие компании, — рассказываю пошагово

Топ-менеджер Алексей руководит отделом маркетинга и выкладывается на полную. Однажды он узнает, что его зарплата сильно ниже рынка. Он приходит к собственнику и предлагает пересмотреть мотивацию, но ответ один: у нас нет на это средств. Энтузиазм Алексея постепенно исчезает, отдел маркетинга работает кое-как, а бизнес теряет деньги.

Как построить систему мотивации, чтобы ваши топ-менеджеры не разбежались в другие компании, — рассказываю пошагово

Привет, меня зовут Дарья Фильченко, я работаю в компании «АРБ Про» — занимаюсь маркетингом высшего управленческого персонала. Все чаще ко мне приходят за разработкой системы мотивации для топов, потому что кадров с высокой квалификацией на рынке становится меньше и меньше. Собственники не просто хотят поддерживать конкурентный уровень зарплаты — им важно понимать, за что компания платит менеджерам немалые деньги, как окупаются инвестиции в персонал.

Можете прочитать всю статью целиком или сразу перейти к нужному этапу →

Материальная система мотивации — это база, на которой строится все остальное. Сейчас компании часто делают акцент на ДМС, бонусах, корпоративных бонусах, обучении. Но все это бесполезно, если у вас нет нормальной материальной мотивации и топ-менеджеры недовольны зарплатой. Тут не помогут допы вроде комфортного офиса.

Нематериальная мотивация больше подходит для IT-бизнесов. В таких компаниях уже хорошо платят сотрудникам, и бизнес начинает работать над бонусами: делает комфортное рабочее место, вводит социальные льготы, гарантии для сотрудников и семей. Про нематериальную мотивацию часто говорят, поэтому она больше на слуху, чем материальная.
Дарья Фильченко, руководитель направления HR-консалтинг

В статье мы говорим о компаниях, которым критически важна материальная система мотивации для топов — сначала нужно закрыть базу. Причем сделать так, чтобы увеличить продуктивность ключевых сотрудников. Для этих компаний я даю пошаговую инструкцию.

Шаг 1: анализируем цели бизнеса и оцениваем управленческий резерв

Система мотивации начинается с оценки стратегических показателей бизнеса. Они не касаются линейных сотрудников — только топ-менеджмента. Ведь именно действия управленцев влияют на доход компании. На эти показатели нужно наложить кадровый резерв и понять, кто их будет выполнять. Уже тут собственник иногда обнаруживает проблемы с рентабельностью трудовых ресурсов.

Зарплата ключевых топ-менеджеров ниже рыночной. Сотрудник понимает, что ему недоплачивают, меньше старается, отчуждается от результатов компании. Его зарплата может быть самой высокой в фирме, но оставаться сильно ниже рыночной. В такой ситуации он не особо вовлечен в выполнение стратегических показателей.

Например, мы растим финансового директора из руководителя отдела. На первой должности он получал 100 000 рублей, а после повышения мы предлагаем ему 120 000 рублей. По рынку финансовый директор получает от 150 000 рублей. Внутри компании таких заработных плат вообще не было, поэтому тут происходит огромный разрыв.

Зарплата топ-менеджеров выше, чем их реальная продуктивность. Некоторые ключевые сотрудники делают только минимум — расходы на зарплату в этом случае не окупаются. Так бывает, если собственник не анализирует эффективность топ-менеджеров и все пускает на самотек.

Может случиться другая ситуация, когда квалификация топов выше, чем нужно. Они бы и рады выкладываться на полную, но в компании просто нет возможностей. Владелец переплачивает сотруднику за то, что он умеет, но не применяет. И в таком случае этим недовольны оба — и собственник, и топ.

Иногда собственники готовы переплачивать за квалификацию управленца, даже если сотрудник не использует навыки в работе. Просто потому, что у владельца бизнеса появляется человек, с которым он может говорить на одном языке

Что делаем. Если у вас нет стратегических показателей, нужно пересмотреть планы по развитию бизнеса. Когда есть стратегия на 5–10 лет, в ней уже есть цели для топов.

Стратегические показатели мы перерабатываем в индивидуальные и раздаем ответственность топам. Дальше менеджеры делятся ответственностью с линейными руководителями, а они — с сотрудниками. В результате стратегические цели бизнеса делегированы конкретным исполнителям.

После распределения обязанностей становится понятно, кто из топов недорабатывает. Если продуктивность снижена из-за недовольства зарплатой, нужно пересмотреть мотивацию. Когда повысить ее невозможно, топу предлагают нематериальный бонус — например, бесплатное обучение. Если показатели не выполняются из-за лени, с таким менеджером лучше просто расстаться.

Шаг 2: проверить, а тянет ли все организационная структура

Иногда для выполнения стратегических показателей в компании нет нужной организационной структуры. Бизнес не заработает как надо, даже если правильно поставить общие цели. Остается пересматривать оргструктуру.

С этим часто сталкиваются зрелые компании, которые на рынке 10–15 лет. Собственники уже пробовали кадровые перестановки и поняли, что первое, над чем нужно работать, — внутренняя коммуникация. И проверить, насколько хорошо топ-менеджеры взаимодействуют с подчиненными и другими отделами. Если этого нет, нужно заниматься в первую очередь оргструктурой.

Что делаем. Если оргструктура не вытягивает работу, придется ее менять. Бывает, нужно перегруппировать функциональные блоки и поменять ответственных. Без налаженной структуры и коммуникации не получится грамотно использовать кадровые резервы.

Если речь идет о топ-менеджерах, рекомендую делать акцент на кросс-функциональности. Управленец должен уметь выстроить коммуникацию внутри компании — это существенно упростит достижение целей бизнеса. Сейчас собственники все чаще ищут людей, которые не только думают о своих KPI, но и выстраивают взаимодействие со смежными отделами. Если у топа нет такого мышления, организационная структура не заработает.

Кросс-функциональность помогает топ-менеджеру понимать функции и потребности разных отделов и склеивать все в единую работающую систему
Кросс-функциональность помогает топ-менеджеру понимать функции и потребности разных отделов и склеивать все в единую работающую систему

Шаг 3: правильно ставим KPI топ-менеджерам

Когда в оргструктуре и внутренних коммуникациях компании навели порядок, наступает время заземлить все на конкретные KPI для топ-менеджеров. От продуктивности этого звена зависит прибыльность бизнеса.

Где часто допускают ошибки при разработке KPI для топов?

KPI придумывают эйчары, которые оторваны от внутрянки. Иногда систему мотивации делегируют HR-отделу, а он не привлекает к разработке KPI топ-менеджеров. И тогда получается, что продуктивность топов оценивают по критериям, которые кажутся правильными эйчарам. Например, в качестве KPI отделу продаж ставят количество закрытых сделок, а на самом деле лучше оценивать общую прибыль.

Сотрудники разрабатывают себе KPI без фокуса на стратегию. Хороший топ-менеджер понимает, какие показатели эффективности ставить для себя и своего отдела. Но топ обязательно должен сажать KPI на общую стратегию бизнеса, а не выбирать удобные для себя критерии.

Показатели не меняются или меняются слишком часто. Иногда в компаниях показатели никто не пересматривает годами. В итоге ситуация на рынке или в компании меняется, а KPI — нет. И со временем не получается адекватно оценить продуктивность топ-менеджеров. А иногда KPI меняют слишком часто — топ-менеджеры не понимают, на что ориентироваться, не чувствуют стабильности.

В компании не должно быть устрашающих KPI, когда зарплата одного отдела зависит от количества ошибок другого. Например, так бывает в подразделениях, которые занимаются контролем. Им нужно наштрафовать и выполнить план — тогда они получают премию. Такие KPI сильно демотивируют сотрудников в целом.

Дарья Фильченко, руководитель направления HR-консалтинг

Что делаем. У топ-менеджера должно быть два вида показателей: командные и личные. Например, директор по маркетингу может получать бонус за свою лидогенерацию и премию за прибыльность компании за год.

Что учитываем при разработке KPI для топов:

  • Систему мотивации продумывает команда, а не один-два человека. В группу разработки могут входить заинтересованные руководители, владелец бизнеса, начальники смежных отделов.
  • Владелец обязательно принимает участие в разработке KPI, хотя бы в виде согласования.
  • Лучше, если сотрудники сами предложат какие-то показатели. Потом эти KPI можно обсудить и скорректировать. Это и брейнсторм, и гарантия, что KPI по отделам не будут противоречить друг другу.
  • Из всех показателей один-два должны быть на 100% выполнимые без участия других отделов. Особенно это касается вспомогательных подразделений вроде юристов и бухгалтерии. Например, отдел должен сделать 10 отчетов в течение года — тут ситуация не зависит от смежных специалистов.

Есть показатели результата: либо продажи есть, либо их нет — тут конкретные цифры. А есть показатели процесса: например, сколько менеджер нашел клиентов, с каким количеством поговорил, какие возражения отработал. Здесь нет конкретного измеримого в деньгах результата, но сам процесс все равно влияет на доход компании.

Критерием оценки для топ-менеджера является достижение целевых показателей компании и выполнение задач, которые стоят перед подразделением. Важно правильно определить пропорции, чтобы топ развивал свой отдел и помогал бизнесу расти
Критерием оценки для топ-менеджера является достижение целевых показателей компании и выполнение задач, которые стоят перед подразделением. Важно правильно определить пропорции, чтобы топ развивал свой отдел и помогал бизнесу расти

Шаг 4: считаем, тянет ли компания финансово такую мотивацию

Бывает так, что руководство придумывает кадровую структуру и KPI, проводит реорганизацию, нанимает новых сотрудников и уже через один-два месяца все сворачивает и увольняет людей. Потому что бизнес не оценил расходы на персонал и не потянул кадровые изменения.

Так происходит, когда расходы на персонал растут быстрее, чем доходы компании. Собственник индексирует зарплаты, платит премии, а по факту неясно, насколько окупаются трудовые ресурсы. И в итоге бизнесу не хватает финансов на выживание.

Что делаем. Сначала изучаем показатели продуктивности топ-менеджеров и считаем, во сколько нам обходится такой персонал. На что смотрим?

Скорость роста прибыли и расходов на персонал. Прибыль должна увеличиваться быстрее, чем сумма, которую вы тратите на трудовые ресурсы. Например, посчитали прибыль и видим, что она была 15 миллионов в прошлом месяце, а в этом 17 миллионов. Дальше смотрим ФОТ: был 2 миллиона, а стал 3 миллиона. Получается, ФОТ вырос на 1 миллион, а прибыль — на 2. Получается, прибыль растет быстрее, чем расходы на персонал.

Прибыль на одного сотрудника в динамике. Берем общую прибыль компании и делим ее на количество сотрудников. Например, в штате в прошлом году числилось 100 человек, прибыль составила 5 миллионов. Один сотрудник условно приносил 50 000 рублей. В этом году стало 200 сотрудников, прибыль выросла до 7 миллионов за год — один сотрудник приносит 35 000 рублей. Видим снижение, и это основание для того, чтобы что-то делать со штатом.

Когда мы посчитали основные показатели, принимаем меры. Если прибыль компании растет быстрее, чем расходы на персонал, — все в порядке, можно подумать о дополнительной мотивации для топов. Если прибыль растет медленнее расходов на персонал — ищем узкое место, анализируем, почему так получилось и где бизнес теряет деньги.

Где может быть узкое место:

  • У нас есть новая проектная деятельность. Когда компания выходит на новый рынок или запускает новый продукт, остается просто смириться с просадкой. По-хорошему расходы должны быть уже заложены в инвестиционные.
  • Сильно упала продуктивность персонала. Смотрим план-факт с KPI, и если результаты проседают от месяца к месяцу — это повод к штатным изменениям вроде сокращений, увольнений, реорганизации. Здесь главная задача — сократить расходы на персонал.
  • Сильно просела доходная часть. Когда прибыль не догоняет расходы, мы должны понять, почему так происходит. Возможно, наняли не тех людей, которые нам нужны сейчас. Например, эйчар искал бухгалтера, в то время как в отделе продаж творится хаос и именно туда нужен хороший управленец.

Шаг 5: мониторим и не надоедаем сотрудникам перестановками

Систему мотивации пересобрали, и процессы в компании перестроились. На этом работа не закончена, потому что за системой мотивации нужно наблюдать. Например, следить за выполнением планов и KPI: если план и факт регулярно не сходятся, систему придется корректировать.

Что делаем. Аудит после пересборки системы мотивации лучше проводить не раньше, чем через полгода. Только если у вас никогда не было нормальной работы с кадрами, можно сделать рефлексию пораньше — через три месяца. Чем чаще мы меняем систему мотивации, тем больше у топ-менеджеров стресса: у них постоянно пересчитывается зарплата.

Особенно рекомендую не трогать принципы расчета вознаграждения. Например, было три показателя, которые влияли на зарплату, а через месяц их стало пять. Условия изменились, люди не понимают, как считать свои деньги. Это может привести к конфликтам и снижению продуктивности.
Дарья Фильченко, руководитель направления HR-консалтинг

Обязательно собираем обратную связь от всех сотрудников — топов и исполнителей. Линейный персонал может подсказать, где скорректировать KPI, потому что эти люди хорошо знакомы с рабочими процессами.

Проводите командную рефлексию — например, в формате стратсессий или общих собраний. Можно презентовать новые группы показателей и сразу собрать обратную связь от всех отделов. Или выслушать проблемы, которые есть у персонала с текущими KPI.

Если подытожить, адекватная материальная мотивация топ-менеджеров основана на пяти базовых вещах: оценке стратегии и кадров, четкой оргструктуре, подсчете доходов и расходов компании, грамотных KPI и мониторинге. Если вы что-то упускаете, появляется риск перекоса в какую-то сторону: вы или недоплатите топам, и они уйдут, или переплатите, и компания просядет по прибыли. Еще топ-менеджеры напрямую влияют на эффективность бизнеса, поэтому им систему мотивации разрабатывают в первую очередь.

Делитесь мнением, как у вас в компании обстоят дела с материальной мотивацией? Возможно, больше внимания уделяют нематериальным бонусам вроде ДМС и обучения, а зарплаты остаются ниже рынка — такое тоже бывает.

А еще вы можете посмотреть, как мы в «АРБ Про» разрабатываем систему мотивации для топ-менеджмента. Или записаться на консультацию, если понимаете, что ресурсов для самостоятельной работы с управленческими кадрами у вас нет.

1818
реклама
разместить
28 комментариев

Ну не знаю, с чего взяли, что всякие ДМС и соцпакеты это для айтишки. По-моему это сейчас уже у всех приличных компаний есть )

3

У айтишников они еще более расширенные и объемные!

1

С KPI сейлзов понятно, а как придумать KPI для руководителя бухгалтерии или юротдела? По количеству отчетов и решенных проблем?

А что делать, если у топ-менеджера KPI вроде как есть, но он с ними не согласен? Как понять, что он хочет как лучше, а не просто сделать для себя удобные показатели

2

Ирина, добрый день.
Вариант 1. Изменить показатели. Для этого детально погрузится в работу. Обязательно должны быть показатели результата. ( чаще это финансовые) могут быть показатели процесса.
Вариант 2. Привлечь внешнюю экспертизу для оценки.
Вариант 3. Оставить показатели, которые есть. Но считать те, которые предложены топом. Оценить через 2-3 месяца какие влияют на результат.

2

Хочется поспорить с тезисом, что пересматривать надо не раньше чем через полгода/3 месяца. Если система мотивации новая не работает, сотрудникам неудобно, все чувствуют себя некомфортно и это отражается на финансовых показателях — кажется можно успеть это заметить и пофиксить быстрее. Иначе даже 3 месяца компании повредят. Я бы провела первый срез через месяц-полтора. И если все норм, ничего прямо сейчас не ломается, уже подождать 3-6 месяцев. Что думаете, почему так нельзя?

2

Татьяна, так точно можно.
Желательно до внедрения обсудить показатели с сотрудниками, тогда и сопротивления меньше будет и желания выполнять их больше.

1