Как увидеть неочевидные проблемы в коллективе с помощью конфликта и извлечь пользу для компании

Конфликты обычно воспринимаются как негативное явление и вызывает неприятные ассоциации: стрессы, снижение продуктивности всей компании. Но при правильном подходе к их управлению, конфликты могут стать мощным инструментом для развития и улучшения работы компании. В статье рассмотрим, чем конфликты полезны для компании и как ими управлять.

Мы — StickPeek, производим мерч со съемными стикерами. К нам обращаются компании, которые заказывают мерч для поощрения и мотивации сотрудников, адаптации новичков, повышения эффективности команды. Это могут быть и крупные компании российских брендов — Ozon, Все инструменты, Beyosa, Генотек, Учи.ру, Туту.ру, так и небольшие стартапы, например Qvant.

Содержание:

Из-за неопределенности в мире все больше людей чувствуют себя на грани выгорания. Такое состояние в бизнес-среде приводит к напряженным отношениям в коллективах и, как следствие, к затяжным конфликтам.

Согласно исследованию СберУниверситета, за последние полтора года 35% опрошенных заявили, что чаще сталкиваются с конфликтами на работе. Причем две трети всех конфликтов возникает из-за личных антипатий.

Основными причинами конфликтов являются несколько факторов: недооценка трудовых усилий коллег, давление на коллег с целью выполнения чужих задач, а также зависть к успехам других.

Большинство конфликтов (80%) доходят до среднего и высокого уровня эскалации и сами участники разногласий уже не в состоянии решить их самостоятельно. Это указывает на тот факт, что во многих компаниях конфликты пускают на самотек и даже не пытаются их предотвратить.

Конфликт или простая обида

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, потребностей, ценностей или целей, что приводит к напряжению и недовольству между сотрудниками. Конфликты могут проявляться в различных формах, от лёгких разногласий и споров до серьезных столкновений и противостояний.

Разногласия в коллективе обычно задействует нескольких отдельных участников или групп. Причинами обычно выступают различия в убеждениях, интересах, ценностях, целях. Такие противостояния негативно влияют на рабочую атмосферу, продуктивность команды и моральный дух сотрудников.

Конфликт развивается во времени и имеет несколько стадий: зарождение, развитие, пик и затухание.

Пример конфликта.

Команда разработчиков и отдел продаж не могут согласовать сроки выпуска нового продукта – программисты требуют больше времени на тестирование и доработку, а продавцы настаивают на скорейшем запуске для выполнения планов по продажам. Менеджеры нервничают, задачи не выполняются вовремя, и атмосфера в офисе становится все напряженнее.

Подобные конфликты не только замедляют рабочие процессы, но и негативно сказываются на моральном духе команды и эффективности работы всей компании.

В отличие от конфликта обиды более личные, и их легко исправить, если вовремя заметить и поговорить об этом, чтобы избежать ухудшения отношений между коллегами. Обида зависит от того, как человек воспринимает ситуацию и свои чувства.

Почему возникают конфликты в коллективе

Работа в команде — это не только достижение общих целей, но и источник различных конфликтов. Понимая причины их возникновения, можно предотвратить разногласия или эффективно ими управлять. Вот несколько причин возникновения конфликтов:

1. Разные цели и приоритеты

Каждый сотрудник или отдел может иметь свои задачи и цели, которые не всегда совпадают с общими целями команды или компании. Например, отдел продаж хочет увеличить объемы продаж, а отдел качества стремится уменьшить количество ошибок и возвратов. Если действия для достижения этих целей противоречат друг другу, могут возникнуть недопонимания и споры. Избежать разногласий помогут регулярные встречи для обсуждения целей и нахождения компромиссов.

Иногда такие встречи проходят в необычном формате. IT-компании «Тринити» перестраивали оргструктуру компании, при этом заново пересмотрели корпоративную культуру. Чтоб донести базовые ценности до всех сотрудников, выбрали празднование тридцатилетия компании и организовали двухдневное мероприятие с разными активностями. Специально к празднику заказали толстовки в корпоративных цветах со стикерами в StickPeek. Мерч помог зафиксировать те эмоции и корпоративную сплоченность, которая была на встрече.

Через спортивные развлечения и неформальную атмосферу доносили вайб и энергетику обновленной компании 
Через спортивные развлечения и неформальную атмосферу доносили вайб и энергетику обновленной компании 

2. Личностные конфликты

У каждого из нас свои взгляды, привычки и стиль работы. Иногда резкие различия в характерах могут привести к напряженности. Один человек может быть прямолинейным и конкретным, а другой — мягким и дипломатичным. Нужно развивать в команде умение понимать друг друга, проводить тренинги по общению и работать с разными личностями, чтобы снизить напряжение.

3. Неопределенные роли и обязанности

Когда границы между обязанностями сотрудников нечетко определены, это приводит к путанице и конфликтам. Когда нескольким людям поручают одинаковую задачу без четкого определения, кто за что отвечает, возникает путаница. Например, если отдел маркетинга и отдел продаж оба считают, что им нужно заниматься рекламной кампанией, они могут начать действовать независимо друг от друга, что приведет к дублированию усилий и расхождению в стратегии.

Важно также формировать в коллективе культуру открытости и поддержки. Если сотрудники будут чувствовать себя уверенными в том, что могут свободно обсуждать свои задачи и обязанности, а также получать помощь от коллег и руководства, это снизит уровень конфликтов. Регулярные опросы и обратная связь, тренинги по командной работе и конфликтологии также могут уменьшить неопределенность и сплотить коллектив.

4. Нехватка ресурсов

Ограниченные ресурсы — обычная проблема в любой работе. Если постоянно не хватает времени, денег или оборудования, люди начинают конкурировать друг с другом, а не работать вместе.

Отсутствие необходимой информации для выполнения задач тоже может стать источником конфликтов. Если отдел продаж не получает своевременную информацию о новых продуктах или изменениях в ассортименте от отдела маркетинга, это ведет к ошибкам и недоразумениям с клиентами, что вызывает напряжение между отделами.

Полезно анализировать, что нужно команде, и стараться равномерно распределять доступные ресурсы, вовремя информировать об изменениях.

5. Стресс и давление

Работа в стрессовой обстановке и под давлением ухудшает настроение людей, а это может привести к конфликтам. Стремление уложиться в сроки или давление со стороны начальства у большинства вызывает раздражение, а когда сотрудники постоянно нервничают и перегружены задачами, даже маленькие недоразумения перерастают в большие ссоры.

Если сотрудник постоянно получает срочные задачи, он может испытывать давление и не успевать качественно выполнять свою основную работу. Это приводит к накоплению стресса и конфликтам с коллегами, особенно если другие сотрудники вынуждены брать на себя часть его обязанностей.

Эффективное планирование и четкое распределение обязанностей поможет снизить уровень стресса. А открытость к диалогу, поддержка и внимание со стороны руководства поможет создать благоприятную рабочую атмосферу.

Что делать, если конфликт уже в разгаре

Конфликты на рабочем месте — это нормальное явление, которое возникает даже в самых гармоничных коллективах. Главная задача руководителя — правильно реагировать на конфликты и эффективно их разрешать. Вот основные этапы разрешения конфликтов.

1. Признайте, что конфликт существует

Самое важное – понять и признать, что проблема есть. Иногда руководители предпочитают игнорировать конфликт или надеются, что он решится сам по себе. Но это редко помогает. Если вы заметили напряженность среди работников или неясные моменты в их взаимодействии, признайте, что пора разобраться.

2. Соберите информацию

Теперь нужно выяснить, в чём конкретно проблема. Поговорите со всеми, кто участвует в конфликте, и дайте им возможность высказаться. Важно, чтобы эта беседа проходила спокойно, чтобы все чувствовали себя уверенно и могли открыто говорить. Задавайте вопросы, чтобы лучше понять ситуацию, и избегайте обвинений.

3. Проанализируйте ситуацию

После сбора информации нужно проанализировать её и понять, что именно стало причиной конфликта. Чаще всего проблемы возникают из-за нехватки общения, разного понимания задач или личных амбиций сотрудников.

4. Найдите решения

Когда причины конфликта ясны, пора подумать над его решением. Есть несколько вариантов:

Обсуждение: Соберите всех участников конфликта и предложите обсудить, как можно разрешить ситуацию. Это может найти компромиссы с обеих сторон.

Медиация: Если самим не удается договориться, можно пригласить нейтрального посредника, который поможет вести диалог.

Принятие решения руководителем: В некоторых случаях руководителю нужно самому принять решение и довести его до коллектива. Это бывает необходимо, когда компромиссы невозможны или нужно быстрое решение.

5. Внедрите решение

После того как выбрали наилучшее решение, нужно его реализовать. Объясните всем участникам, каким образом будет решаться проблема и какие действия нужно предпринять. Убедитесь, что все понимают и согласны с планом.

6. Мониторьте прогресс

После внедрения решения за конфликтом нужно продолжать наблюдать. Спустя некоторое время проверьте, стали ли сотрудники работать лучше и была ли решена основная проблема. Возможно, потребуется корректировка плана или дополнительные меры.

7. Развивайте корпоративную культуру

Выстроенная корп культура помогает предотвратить конфликты, а если они все-таки появляются, их легче решать. Корпоративная культура — это то, что принято в вашей компании: ценности, правила и общение внутри коллектива.

Когда в компании принято открыто и честно разговаривать, когда руководство делится информацией о делах компании, а сотрудники могут свободно высказывать свои мнения и предлагать идеи, остается меньше места для слухов и догадок, которые часто становятся причиной ссор.

Культура взаимодействия и сотрудничества в коллективе — еще один ключевой элемент. Организуйте мероприятия и проекты, которые способствуют командной работе и сплочению коллектива.

В российской IT-компании БФТ-Холдинг работает более 2200 сотрудников из разных городов, из них 70% удаленно. Когда коллеги находятся в разных регионах и часовых поясах, особенно важно эффективно взаимодействовать онлайн. В этом компании помогает корпоративный портал BFTeam, который сосредоточил в себе все активности — от корпоративных сервисов до развлечений: ачивки и награды за достижения, магазин мерча, проведение взрослых и детских конкурсов, банк идей, обучающий контент, новости из жизни компании.

В компании предусмотрена внутренняя валюта. Ее дают за различные достижения. Например, можно написать статью на Habr, поучаствовать в конференции или предложить идею. А новые сотрудники получают первую валюту, когда проходят адаптационный квест.

Заработанные баллы сожно потратить по своему желанию: оплатить абонемент в фитнес-клуб или полис ОСАГО, отправить ребенка на новогоднюю ёлку, или купить мерч от StickPeek — брендированные худи со сменными стикерами. А к дню рождения компании выпустили лимитированную серию мерча, которым награждали победителей разных конкурсов и активностей.

В чем польза от конфликтов для компании

Ссоры, упреки, взаимные оскорбления, а иногда доходит и до драк — казалось бы, что ничего полезного в конфликтах и быть не может. Однако, если подойти к ситуации конструктивно, конфликт может стать источником ценных уроков, которые помогут улучшить работу компании в будущем.

1. Стимул к инновациям и изменениям

Конфликты могут показывать проблемы, которые раньше никто не замечал. Когда сотрудники с чем-то не согласны, это может привести к изменениям и нововведениям. Например, если два отдела постоянно спорят из-за неэффективных процессов, это может заставить компанию пересмотреть эти процессы и привести к новым идеям, которые помогут компании расти.

2. Улучшение коммуникации и взаимоотношений

Конфликты заставляют людей обсуждать проблемы и искать решения. В результате этого сотрудники учатся лучше понимать друг друга и лучше общаться друг с другом.

3. Выявление скрытых талантов и лидерских качеств

Кто-то может показать свои лидерские качества в конфликте, взяв на себя роль медиатора или инициатора изменений. Такие ситуации помогают руководству увидеть, кто из сотрудников не боится ответственности и активно участвует в решении проблем. Это может стать основанием для его карьерного продвижения или привлечения к важным проектам.

4. Повышение эффективности командной работы

Когда конфликты решаются конструктивно, сотрудники чувствуют, что их мнение и вклад важны для компании. Это повышает их мотивацию и вовлеченность в рабочий процесс. Команда, которая успешно разрешила внутренний конфликт, становится более сплоченной и готовой к совместному решению будущих задач и проблем.

5. Развитие корпоративной культуры и ценностей

Конфликты могут помочь в формировании и укреплении корпоративной культуры. Через них сотрудники и руководство понимают, какие ценности действительно важны для компании, и могут корректировать действия в соответствии с этим.

Когда сотрудники видят, что конфликты решаются справедливо и открыто, это создает доверительную атмосферу в коллективе. Люди понимают, что могут говорить о проблемах открыто, не боясь негативных последствий.

Конфликты на работе и в жизни — штука непростая. Если они есть — их нельзя пускать на самотек, авось сами разберутся. Нужно мудрое решение, которое примирит стороны и найдет компромисс. Если конфликтов в коллективе нет в принципе, это может означать, что людям вообще всё равно на то, что они делают. Поэтому важно отличать деструктивный конфликт, который приносит разрушения, от конструктивного, который ведет к росту и прогрессу.

Коротко

  • Разногласия на работе между сотрудниками возникают, когда сталкиваются их личные ценности или ценности компании.
  • Некоторые конфликты происходит из-за плохой организации трудового процесса, другие возникают по психологическим причинам.
  • Любые конфликты снижают производительность компании, поэтому их нельзя игнорировать.
  • Чтобы конфликты возникали реже, необходимо развивать корпоративную культуру.
  • Важно следить за настроением сотрудников, чтобы вовремя заметить надвигающиеся проблемы и избежать ухудшения отношений.
3939
1010
11
11
11
75 комментариев

А можно в качестве тимбилдинга устраивать кулачные бои?)

7
Ответить

в некоторых случаях даже нужно

3
Ответить

с целью выместить злость и все напряжение?)))

2
Ответить

Хорошая идея, для многих это стало бы решением)

2
Ответить

Один наш клиент нанял исполнительного директора, который в первый рабочий день сказал: «Вижу, что коллективу требуется развивающий конфликт». Прошло немного времени, и он уже развивает какой-то другой коллектив)

3
Ответить

тема не раскрыта - в вашем коллективе ему удалось развивающий конфликт устроить или не успел?

1
Ответить

а вот кондиционер в офисе как причина ссоры - это считается за конфликт или больше личные разборки? как такие мелочи решать - тоже должен руководитель?

2
Ответить