Как создать прогрессивный HR-бренд для молодой IT-компании: 4 ключа к успеху

Рецепт простой: отбросьте надоевшие рамки, добавьте самоиронии и поощряйте инициативу сотрудников. Даём проверенные решения для создания неповторимого бренда и корпоративной культуры.

На связи Владимир Давыдов — один из основателей StickPeek. Мы делаем мерч со сменными стикерами, которые превращают корпоративную одежду в инструмент адаптации, вовлечения и мотивации сотрудников.

Мы разрабатывали мерч для многих крупных российских брендов — Ozon, Все инструменты, Beyosa, Генотек, Учи.ру, Туту.ру, Сбер и других. И в каждой из этих компаний наши толстовки, футболки и аксессуары становились незаменимым элементом корпоративной культуры, повышали узнаваемость компании и объединяли людей в разных ситуациях.

Мерч со сменными стикерами от StickPeek помогает провести онбординг, объединяет сотрудников в единую команду

Недавно мы делали мерч для компании Qvant. Они были частью крупной компании, а сейчас стали самостоятельным брендом, разрабатывают собственные айдентику и ценности. Лилия Ерофеева, менеджер по коммуникациям Qvant, поделилась опытом построения органичного независимого HR-бренда.

Лилия Ерофеева
менеджер по коммуникациям Qvant

Qvant работает на одного ключевого заказчика, который реализует крупные технологические инжиниринговые решения для заводов и горнодобывающих предприятий. Для этих процессов важны оперативность и автоматизация всех внутренних процессов. Задача Qvant — сделать так, чтобы вложения в технологии максимально окупились.

На данный момент у компании 16 продуктов — это Enterprise-решения и микросервисы. После выделения компании в отдельный бренд Qvant сфокусировался на стабилизации внутренних механизмов, качестве существующих продуктов, усилении и росте своей команды.

Содержание

Зачем нужна своя корпоративная культура

Одной из основных причин выделения компании в самостоятельный бренд было желание формировать команду близких по духу людей. Этот процесс становится легче, когда айдентика и характер команды легко считываются через бренд. Некоторые традиции зародились еще на этапе, когда команда существовала как ИТ-департамент. Для развития культуры и айдентики оставалось подобрать новые способы, инструменты и образы.

После запуска первой линейки мерча бывшие коллеги из головной компании отметили, что стикеры недостаточно оптимистичные и жизнерадостные. Что насчет формирования положительного образа бренда? Мы выбрали другой путь: наш мерч — это в первую очередь не про формирование идеального образа, а про характер команды, которая есть сейчас. Она ироничная, увлеченная и иногда азартная.

Сейчас в Qvant 86 человек, которые работают как удаленно, так и в гибридном формате. В офисе в Санкт-Петербурге регулярно бывает по 20-30 человек, самый большой ажиотаж – в последний день спринтов. Остальные видятся на мероприятиях, внутренних обучениях и митапах.

Многие сотрудники в компании уже давно, но проекты становятся серьезнее, процессы сложнее, поэтому штат специалистов растет, приходят новые люди.

Как в короткие сроки объединить всех сотрудников? Qvant для выполнения этой задачи подобрали четыре ключа. Расскажем о них подробнее.

Ключ 1. Мягкий и бережный онбординг

Каждый новый сотрудник получает welcome pack (рюкзак, толстовку со стикерами, наклейки и пауэрбанк) и участвует в мини-интервью, по итогам которого выходит небольшая новость во внутренних каналах.

Такой набор получают все новички в команде
Такой набор получают все новички в команде

В welcome-новости рассказывают не только об опыте сотрудника, его экспертизе и компетенциях, но и о чем-то кроме работы. Когда человек приходит в новый коллектив, то понятия не имеет, как здесь принято шутить, как отнесутся к его увлечениям. В компании проводят небольшое интервью и помогают новичку написать о себе интересно. Иногда во время беседы выясняются какие-то забавные факты, которые сам сотрудник никогда не подумал бы включить в самопрезентацию. Окончательный вариант согласовывают с человеком до выхода новости.

Мы хотели сделать максимально используемый и функциональный мерч, поэтому это история с продолжением. Сейчас у нас в разработке программа лояльности и внутренний маркетплейс, где коллеги смогут благодарить друг друга за работу, и за накопленную внутреннюю валюту покупать новый мерч и стикеры.

Внимательный подход HR в связке с нанимающими менеджерами и мягким онбордингом позволяют существенно снизить текучку до 3-4% при среднем показателе по рынку около 12%. В Qvant практически нет тех, кто уходит на этапе испытательного срока. Welcome pack тоже один из инструментов онбординга, который задает тон и формирует представление о команде.

→ Как помочь новичку влиться в коллектив, разобраться со всеми процессами и не стрессовать рассказали в статье Инструкция по онбордингу

Ключ 2. Прислушиваться к амбассадорам внутри компании

При создании логотипа подключили не только штатных дизайнеров, но и активных разработчиков и аналитиков. Лягушку для лого придумали шутя, из-за созвучия слов «квант» и «ква». Эта идея вызвала самый большой отклик коллег на фоне вариаций шрифтовых логотипов. Потом персонажа еще дорабатывали, стилизовали и делали его более лаконичным. Чуть позже пришла мысль о втором уровне игры слов: лягушка ест жуков, а жуки – это баги.

Митинг фокус-группы, на котором собирали обратную связь и обсуждали варианты логотипа
Митинг фокус-группы, на котором собирали обратную связь и обсуждали варианты логотипа

Сейчас мы активно работаем над миссией и ценностями Qvant, доделываем брендбук и работаем над новой версией сайта. Плюс у нас сильно поменялся Tone of voice. Нам важно разговаривать с аудиторией на простом, понятном языке.

Ключ 3. Активности и мерч: развлекаем и вовлекаем

В Qvant большинство сотрудников активно участвуют в жизни компании. Есть даже собственная музыкальная группа, под каверы которой проходят корпоративы. Помимо работы участники группы успевают репетировать, а компания старается поддержать это стремление, помогая с арендой реп-точек, лофтов для квартирников и оборудованием для выступлений. Санкт-Петербург в этом смысле удивительный город, у компаний есть свои музыкальные группы.

Новогодний корпоратив под каверы любимой группы
Новогодний корпоратив под каверы любимой группы

Летом проводят тимбилдинги: в прошлом году выезжали на природу, собирали машину Голдберга, танцевали под кавер-группу, играли в большую дженгу и теннис.

Как и во всех IT-компаниях, в Qvant много любителей поиграть в настольный теннис. Раз в квартал ребята участвуют в турнирах. Кроме того, для сотрудников арендуют залы для футбола, волейбола и баскетбола.

Ключ 4. Внутренние шутки, как часть корпоративной культуры

Часто разработчики интроверты, их юмор редко выходит за пределы команд. Поэтому за идеями для стикеров заглянули в чаты сотрудников.

Чтобы лучше понимать IT-юмор, читайте нашу статью как шутят айтишники

Самым любимым стикером стала собачка в шапочке с лягушкой с надписью «Пёс». Так друг к другу часто обращаются разработчики.

Другой стикер с лягушкой в огне. В нем легко считывается мем this is fine (old but gold). Qvant молодая компания, в ней происходит много изменений, и конечно, как у всех, бывают сложные релизы и срочные задачи.

Стикер «Подкручено» – это ироничное выражение, которое ребята употребляют, когда не согласны с результатами турниров в FIFA/теннисе или любых других соревновательных активностях.

Самые популярные стикеры
Самые популярные стикеры

→ О том, как построить корпоративную культуру компании, читайте в статье: Корпоративная культура здорового человека: 5 внутриком-проектов платежной системы «Мир».

Как создать прогрессивный HR-бренд для молодой IT-компании: 4 ключа к успеху

Подведем итоги

ИТ-аудитория бывает придирчива и часто с осторожностью относится к активностям – не сдавайтесь и наблюдайте, ищите инсайты, общие точки интересов, пересечения, будьте внимательны к обратной связи и пробуйте новое, потому что рано или поздно старые механики приедаются и перестают работать.

Главное – создавать HR-бренд органично, не насаждать изменения, а наблюдать за тем, что ближе и интереснее команде. Тогда в компании будут работать люди, горящие вашими ценностями и задачами.

Хотите создать крутой мерч со сменными стикерами, который поможет вам создать свою корпоративную культуру? Пишите нам в StickPeek.

Мы готовы креативить, обсуждать и воплощать в жизнь любые ваши фантазии

Реклама ИП Давыдова Ирина Константиновна

ИНН: 771973915181

erid: 2VtzqvN55Xy

3636
41 комментарий

Интересно. Но сразу перед глазами выскакивает такой токсичный коллега который «видел 10 раз» все ваши корпоративные активности(( Как бы вы порекомендовали исследовать потребности коллектива при сопротивлении и генерировать идеи для его объединения?

4
Ответить

Методом проб и ошибок: менять форматы, анализировать обратную связь. Вообще какой-то процент интровертных и скромных ребят, которые прохладно относятся к активностям, будет всегда, и это норма. Если это переходит в токсичность и публичную неконструктивную критику, то тут вопрос скорее лежит уже в другой плоскости. Если лояльность к компании и уровень удовлетворенности сотрудников низкие по каким-то другим причинам, то практически любые активности скорее всего будут вызывать сопротивление

2
Ответить

думаю, это тема отдельной статьи, спасибо за вопрос

1
Ответить

Прочитала только что про какую-то работу мечты, чуть не заплакала :D Если у компании небольшая текучка + каждому новому сотруднику делают welcome pack - возник вопросик, а от какого кол-ва можно вообще сделать заказ? (я почему-то думала только крупные партии берёте, может это не так)

2
Ответить

обычный тираж - от 100 единиц мерча. до 8 марта у нас можно сделать заказ на небольшую партию - от 30 штук. так что если у вас небольшая компания или хотите протестировать мерч на одном из отделов - успевайте

2
Ответить

Гифочка отличная

2
Ответить

спасибо)

1
Ответить