8 случаев, когда компания сделала крутой мерч, а не шляпу. Показываю примеры Ozon, VK и других

Давайте подарим коллегам блокноты и футболки с логотипом нашей компании (не надо). А еще ручки! (жесть…) Это же так классно поднимает корпоративный дух (пощади, плз).

Привет! На связи Владимир Давыдов — один из основателей StickPeek. Мы делаем корпоративный мерч со сменными стикерами, которые превращают скучную одежду в работающее средство адаптации, вовлечения и мотивации сотрудников. В статье расскажу, какие проблемы наш мерч помог закрыть клиентам, среди которых Ozon Tech, «ВсеИнструменты.ру», VK и другие.

Мерч для онбординга: люди знакомятся со сленгом и друг с другом

HR-статистика Affde показывает, что в среднем новый сотрудник в процессе адаптации выполняет 54 мероприятия. Он неделями изучает регламенты и проходит адаптационные тренинги, но это не помогает ему понимать внутренние мемы и шутки. Новичку сложнее влиться в коллектив, поддержать общий разговор и разобраться в задаче. Из-за незнания офисного сленга может даже возникнуть конфликт: попробуй сообрази, что тебя назвали дятлом не потому, что ты тупой, а потому, что так называют всех аналитиков в компании — и такое бывает ¯\_(ツ)_/¯

С новичком, конечно, проводят велком-встречу и представляют его ближайшим коллегам. Но с теми, кто работает на втором этаже и уж тем более в другом городе, он еще долго не познакомится — до тех пор, пока не понадобится что-нибудь по работе.

По данным Affde, такой формальный онбординг приводит к тому, что компании в среднем теряют до 20% новых сотрудников в течение 45 дней после их приема на работу и до 60% — в ближайший год.

Неожиданное решение проблемы онбординга пришло к нам, когда мы делали мерч для Ozon Tech. Раньше у сотрудников была просто одежда с напечатанным логотипом. Он сильно бросался в глаза, поэтому фирменные футболки и худи надевали только на корпоративные мероприятия и иногда в офис. С этой проблемой Ozon Tech и пришли к нам.

Вот так выглядел старый корпоративный мерч Ozon Tech
Вот так выглядел старый корпоративный мерч Ozon Tech

Мы сделали худи «на все случаи жизни» с патчами, которые легко менять: на созвон с клиентом — более официальные, на каждый день — мемные. Забегаю вперед: сотрудники стали носить мерч чаще. Об этом мы уже рассказывали в другой статье:

Самое интересное, что Ozon Tech внезапно получил два крутых эффекта: сменные стикеры знакомили сотрудников с корпоративным сленгом и друг с другом.

Идеи оформления стикеров собирали в самой компании — в общем чате. Сотрудники десятками скидывали мемы, термины и фразы — всё то, что они ежедневно слышали от коллег на созвонах или видели в переписках. Это обычное дело, когда слово или картинка обозначает какой-то внутренний процесс, проект, явление. В итоге мы сделали коллекцию из 100+ видов патчей.

Чем быстрее новички освоят корпоративный сленг, тем быстрее вольются в коллектив и выйдут на «производственную мощность»
Чем быстрее новички освоят корпоративный сленг, тем быстрее вольются в коллектив и выйдут на «производственную мощность»
8 случаев, когда компания сделала крутой мерч, а не шляпу. Показываю примеры Ozon, VK и других

В Ozon Tech почти четыре тысячи инженеров, сотня команд, офисы в Москве, Питере, Иннополисе, многие работают удаленно или в гибридном формате. Перезнакомить всех обычным способом в такой ситуации нереально. Но с появлением мерча сотрудники стали прекрасно справляться с этой задачей сами.

Компания разработала стратегию выдачи патчей: изначально все получают только по пять штук. Но их вариантов намного больше, поэтому ими начали обмениваться. Новичка с интересным патчем могли поймать в офисе, предложить «радость» в обмен на «дичь» и заодно познакомиться.

Обмен патчами — отличный повод познакомиться с коллегами на общем мероприятии
Обмен патчами — отличный повод познакомиться с коллегами на общем мероприятии

Образовался даже отдельный чат, где инженеры из разных городов ищут прикольные патчи. Как только новичок получает свой приветственный набор, он может присоединиться к общему движу, чтобы быстрее интегрироваться в коллектив и создать позитивную основу для дальнейшей совместной работы.

Похожая ситуация получилась у «ВсеИнструменты.ру», только там мерч не стали выдавать просто так. Сотрудник получает его в награду за достижения, в подарок на праздник или покупает за корпоративную валюту «ВИткоины» во внутреннем магазине. Мы писали, как это работает:

«ВсеИнструменты.ру» доносят до новых сотрудников миссии и ценности компании через мерч. И это работает куда лучше, чем зубрежка

Одно дело, когда руководитель кидает тебе презентацию. Всё вылетает из головы, как только ее закрываешь, потому что — будем реалистами — сотрудник мало мотивирован заучивать ценности и миссию, не понимая, зачем это ему нужно. Совсем другое дело, когда каждый день видишь коллег с крутыми толстовками в корпоративных цветах и надписями типа «Команда мечты», «ВИ.ру Работа Рок-н-ролл» и «Самая драйвовая команда». Ценности и культура компании буквально записываются на подкорку, принуждать никого не надо. К такой классной команде хочется быть причастным.

Ребята из «ВсеИнструменты.ру» рассказали, что, когда первая партия в 400 толстовок с восемью видами стикеров поступила в их внутренний магазин, очень быстро от нее ничего не осталось. Сотрудники стали чаще участвовать в конкурсах и активностях компании, зарабатывали на них ВИткоины и тратили на мерч.

В итоге нас попросили прислать еще по тысяче толстовок и столько же футболок. Считаем, так вышло потому, что сама по себе одежда получилась стильной и неперебрендированной, плюс она ненавязчиво транслирует именно те идеи, ради которых человек пришел в компанию.

С помощью патчей можно  обозначить принадлежность к команде и просто поднять себе настроение
С помощью патчей можно  обозначить принадлежность к команде и просто поднять себе настроение

Мерч для тимбилдинга: способ сплотить команду, который никого не бесит

Когда организуешь тимбилдинг, надо угодить «и нашим, и вашим». Начальство хочет сэкономить, но чтобы всем было интересно. Одним сотрудникам подавай поход в театр, другим — в горы, третьи вообще хотят просто остаться дома на диване. Какое мероприятие ни предложи, большинство посчитает его пустой тратой времени. Но иногда не нужно мучаться и придумывать что-то нетривиальное типа командной стрижки овец или танцевального флешмоба на Красной площади. Спонтанный тимбилдинг может быть намного интереснее и полезнее самого дорогого мероприятия, а эффект от него — сильнее и дольше.

Практически во всех компаниях, которые заказывали у нас мерч, процессы командообразования упрощались сами по себе. Сотрудники вместе обсуждают дизайн, а потом обмениваются стикерами и узнают друг друга на мероприятиях, даже если работают в разных подразделениях и городах. И это очень круто.

Как и в случае с Ozon Tech, сотрудники «Ипотека.Центр» подавали нам идеи для создания мерча. Они хотели перенести на него устоявшиеся выражения из рабочего сленга, частые фразы из общения продажников с клиентами, мемы и стикеры из внутренних чатов. Вот как это было:

Как ни странно, после раздачи толстовок «мозговой штурм» никуда не делся. Сотрудники вместе набрасывали задумки, как расширить линейку с учетом проектов компании и как еще можно использовать мерч. Даже начали сами заказывать у нас дополнительные стикеры на свой вкус.

Игровая компания IT Territory с помощью мерча со стикерами смогла объединить людей из разных подразделений в одну команду. Раньше в компании делали сувенирную продукцию только с логотипами самых популярных игр. Это дробило сотрудников на тех, кому игры из списка нравятся, и на тех, кому нет. Выходило нечестно: одни получали нормальный мерч, а другие «могли быть свободны».

Разработка одежды со сменными стикерами круто вписалась в идею компании собрать раздробленные команды сотрудников в единое целое. Почитайте, как они объединились, чтобы помочь нам с идеями:

Со стикерами получилось охватить все проекты и разбавить серьезные логотипы игр Rush Royale, Castle Duels, Evolution 2 веселыми мемасиками «я сделаль», «ъуъ» и «собирись».

Какая команда, такой и мерч: яркий, по делу и с юмором
Какая команда, такой и мерч: яркий, по делу и с юмором

Мерч может привнести в процесс тимбилдинга элемент геймификации. Так получилось у компании eXpress. Для каждого отдела компании мы сделали свои стикеры типа FRONTEND TEAM, ANDROID TEAM, HEAD OF MOBILE. Сотрудники, которых нельзя было отнести к конкретному разделу, получили стикеры «ГЛАВНЫЙ ОБНИМАШКА» и «ХЗ». И это не считая логотипов компании и расхожих фраз.

Сотрудники начали активно обмениваться стикерами, и сейчас человек с патчем IOS TEAM может оказаться эйчаром из HR TEAM, и наоборот. Особо активные умудрились набрать по десятку чужих патчей. Получилась такая бесконечная игра, в которой члены команды общаются между собой в дружелюбной среде, помогают друг другу и получают позитивные эмоции.

Некоторые ребята из eXpress рассказали, что хотели купить толстовки своим близким. Кажется, это лучшее доказательство того, что мерч получился крутым.

Мерч как обязательная униформа: тот случай, когда и заставлять никого не надо

Крупные компании, чьи сотрудники работают с клиентами лицом к лицу, топят за униформу. Мол, она поддерживает бренд, повышает узнаваемость компании и улучшает трудоспособность. Персоналу, наоборот, непонятно, почему они должны носить неудобную одежду и чем светлый верх и темный низ в одной компании отличаются от такого же набора в другой. Можно добавить зеленый галстук или красную жилетку с логотипом, но это не решает проблему недовольства сотрудников.

Люди не любят, когда им что-то навязывают, и не хотят быть одинаковыми. Униформу, которая идет вразрез с потребностями сотрудников, безжалостно саботируют. Тогда, вместо того чтобы работать, они занимаются борьбой с «диктатурой» начальства и HR-отдела.

Униформа — крутая и полезная вещь. Просто обычно ее разрабатывает руководство и принудительно насаждает сверху. Но бывают и обратные ситуации, когда сотрудников не нужно заставлять — они и сами рады носить униформу. Так получилось у beyosa

beyosa делает товары для сна. К нам они пришли за подарками для партнеров и для начала заказали пробную партию одежды. Руководство оценило оригинальный мерч и предложило сделать из него униформу для консультантов в шоурумах:

Сделали для ребят мерч на все сезоны. Летом ходят в футболках, а как похолодает — в свитшотах
Сделали для ребят мерч на все сезоны. Летом ходят в футболках, а как похолодает — в свитшотах

Чтобы осталось место для индивидуальности, к каждой футболке и свитшоту прилагается несколько стикеров — над идеями трудился директор по маркетингу и арт-директор beyosa. Сотрудник может прикрепить на одежду стикер в виде логотипа, маски для сна или слогана — что ему больше нравится, соответствует имиджу и статусу.

Для позитива к изображениям продуктов бренда добавили забавные фразы про сон, например «выспался, перевернулся и еще раз выспался». Шуточные надписи с отсылками к товарам поднимают настроение не только продавцам, но и покупателям. А чем лучше настроение, тем выше продажи.

Мерч как поощрение: награда, которой будут гордиться и носить каждый день

Люди хотят работать там, где их заслуги признают, и речь не только про премии. Рано или поздно к материальному поощрению все привыкают и воспринимают его как часть зарплаты. Когда так происходит, повышать мотивацию, вовлеченность и моральный дух начинают нематериальными бонусами. Способ хороший и чаще всего недорогой, но подарки обычно выбирают без фантазии. Все эти грамоты, статуэтки и медали пару месяцев валяются на рабочих столах сотрудников, а потом сметаются в коробку и забываются примерно навсегда.

Опыт компаний beyosa, Tomoru и Cloud4Y показывает: деньги, предназначенные на «пылесборники», эффективнее пустить на крутой мерч. Это тот случай, когда нематериальное вознаграждение действительно может порадовать.

В beyosa лучшие продавцы получают стикеры в виде звезд с надписями «лучший» и «помогаю выспаться»
В beyosa лучшие продавцы получают стикеры в виде звезд с надписями «лучший» и «помогаю выспаться»

Мерч можно выдавать за успехи в работе, победу в конкурсе или активное участие в корпоративных мероприятиях. Например, IT-компания Tomoru выбрала худи в фирменных цветах со стикерами, чтобы наградить участников корпоративного кемпа:

Кемп длится неделю — сотрудники совместно работают, учатся, отдыхают и получают подарки
Кемп длится неделю — сотрудники совместно работают, учатся, отдыхают и получают подарки

HR-отдел хотел, чтобы презенты для участников были нескучными, ассоциировались с кемпом и вносили элемент геймификации. Со стикерами определились быстро — это логотип компании и номинации типа «Чемпион сезона весна-лето — 2022».

По срокам мы успевали сделать только стикер с логотипом Tomoru, ачивки компания заказала у другого подрядчика
По срокам мы успевали сделать только стикер с логотипом Tomoru, ачивки компания заказала у другого подрядчика

Идея сработала даже лучше, чем ожидали: сотрудники Tomoru продолжили носить корпоративный мерч и после кемпа. Сейчас наши худи можно увидеть во время общих созвонов, на командных мероприятиях и даже на совете директоров.

А в компании Cloud4Y существует целая система выдачи мерча — за стаж и навыки. Толстовки выдают через год работы, а по мере достижения определенных ступеней — стикеры «Познал IAAS», CLOUD HERO и «Итоговый KPI — 27% / у меня всё под контролем!». Заходите почитать:

Наградной мерч работает по всем правилам мотивации:

  • Поощрять персонал можно как угодно часто — это недорого. Один стикер стоит от 350 рублей в зависимости от объема партии. Чтобы не повторяться, можно придумать десятки разных картинок и надписей. Как показывает опыт, сотрудники захотят собрать их все.
  • Вручать знаки отличия можно публично и сразу после достижения требуемой цели. Завершил проект — под аплодисменты команды получил ачивку. Продал сегодня на максимальную сумму — держи вечером новый статус.
  • Выбирать картинки и надписи для ачивок можно вместе с командой. Например, попросите людей проголосовать, какую номинацию выбрать для лучшего сотрудника года — «золотой фонд», «надежда компании» или «трудно быть богом».

Подписывайтесь на мой блог на VC.ru, я готовлю новые выпуски статей и кейсов. И задавайте вопросы в комментариях, буду рад ответить.

8080
164 комментария

Для продаванов в магазине — ещё худо-бедно пойдет.
Для ИТ — нет. И вот почему.

1. Игнорирование внутреннего ресурса и выбор легкого пути.
Компании, в штате которых куча скилловых дизайнеров, уберкреативщиков, гипертекстовиков — не используют этот ресурс, а идут по легкому пути, на котором можно просто заказать слегка дотюненые патчи с мемами из интернета.

2. Унылость.
Все корпоративные патчи получаются как и корпоративные стикерпаки — унылыми чуть более чем полностью. Эти зануды умудляются даже смешные мемы сделать рафинированными и от этого не смешными (а то как же, пиар отдел же наругает). Ни острого словца, ни образов, которые не дай бог заденут кого-то.

3. Вторичность.
Вместо того, чтобы придумать СВОЙ мерч, с уникальной идеей, не ублюдочным логотипом, компании тупо заказывают "как у тех вон"...

В итоге имеем унылое подтверждение того, что в эйчаре того же озона, вк и других — работают люди без вкуса, фантазии и понимания.

8 случаев, когда компания сделала крутой мерч, а не шляпу. Показываю примеры Ozon, VK и других

крутой мерч - это либо смешной мерч, либо красивый и редкий. А вы сделали шляпу.

32

85-90% наших клиентов как раз IT )))) отлично заходит главным образом потом что обвешиваться стикерами никто не заставляет - каждый сам решает вешать 1 или 10 стикеров (кто-то вообще носит без них). Задумка именно в том, чтобы был выбор. А сами стикеры делают сотрудники (из внутренних чатов и мемов), а не HRы - так что такую одежду точно хочется носить (её придумывал ты сам, а не за тебя)

3

гипертекстовиков - это кто?

А мне нравится мерч у альфа-банка, особенно их рюкзак

21

Первый, чей мерч пришел на ум, в категории «крутой мерч» — Альфа. Очень хорошо у них получилось.

3

Сзади этот рюкзак кстати ещё круче выглядит, чем спереди

2