Переговоры по-американски — как научиться договариваться с кем угодно и о чем угодно с помощью методики Гэвина Кеннеди

• Как сохранить свои позиции при переговорах?
• Как обосновать высокую цену и другие условия?
• Как торговаться, чтобы это было выгодно обеим сторонам?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво проанализировать рекомендации по переговорам профессора Гэвина Кеннеди

Кадр из фильма <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F3000%2F&postId=1557661" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Клиент»</a>
Кадр из фильма «Клиент»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.

Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Дивертисмент

На дивертисмент сегодня бородатый, но методически полезный анекдот о челночной дипломатии:

Однажды у Генри Киссинджера спросили:
— Что такое «челночная дипломатия»?

Киссинджер ответил:
— О! Это универсальный американский метод! Поясню на примере: Вы хотите методом челночной дипломатии выдать дочь Рокфеллера замуж за простого парня из русской деревни.
— Каким образом?
— Очень просто.

Я еду в русскую деревню, нахожу там простого парня и спрашиваю:
— Хочешь жениться на американке?
— Нахрена?! У нас и своих девчонок полно.
— Да. Но она — дочка миллиардера!
— О! Это меняет дело…

Тогда я еду в Швейцарию, на заседание правления банка и спрашиваю:
— Вы хотите иметь президентом сибирского мужика?
— Нет! — говорят мне в банке.
— А если он, при этом, будет зятем Рокфеллера?
— О! Это конечно меняет дело!

И таки–да, я еду в Америку к Рокфеллеру и спрашиваю:
— Хотите иметь зятем русского мужика?
— Что вы такое говорите, у нас в семье все — финансисты!
— А он, как раз, — президент правления Швейцарского банка!
— О! Это меняет дело! Сюзи! Пойди сюда. Мистер Киссинджер нашел тебе жениха. Это президент Швейцарского банка!

Сюзи:
— Фи… Все эти финансисты — дохляки или педики!
— Да! Но этот — здоровенный сибирский мужик!
— О–о–о! Это меняет дело!

Ох уж этот Гэвин

Профессор университета Хериота-Уатта в Эдинбурге Гэвин Кеннеди — один из наиболее авторитетных авторов книг по теории переговоров. Так считает Московская школа управления Сколково, множество читателей и, откровенно говоря, я тоже.

Вот реальный отзыв одного из читателей:

Ах, если бы эта книга попала мне в руки 3 года назад! Но даже сейчас, спустя всего несколько месяцев после ее прочтения, затраченное мной время окупилось на порядок.

Однако, чтобы оставаться объективным, позволю себе некоторую долю критики в разделе про классификацию. Видимо у меня на эту тему пунктик.

Тем не менее, одним из клиентов профессора стало правительство США. С кем члены правительства хотели договориться «о чем угодно» мне не известно, зато мы можем предположить как именно.

Классификация Гэвина Кеннеди

Я с уважением отношусь и к западным авторам, но иногда складывается ощущение, что это не взаимно. Профессор Кеннеди классифицировал участников переговоров на ослов, овец, лис и сов. Меня смущает в этой классификации даже не столько сравнение с героями басен Крылова, сколько слишком грубое деление. Не по-профессорски как-то.

  • Совы
    Мудры, стремятся к взаимной выгоде
  • Лисы
    Хитрые, защищают свои интересы, бывают жесткими
  • Овцы
    Робкие, действуют в ущерб себе
  • Ослы
    Не продумывают действия, агрессивно прут напролом

Разумеется те, кто работают в продажах без труда узнают в этих ролях своих клиентов. Но что делать, если мудрая сова умеет такой казаться? Или овца не отступает, а заманивает?

Сомневаюсь, чтобы Генри Киссинджер при подготовке к переговорам раскладывал свои аргументы по стопочкам: это для совы, а это для тех двух ослов. Простите мне мой сарказм. Хочется как-то вдумчиво, чтоли. Подискутируйте со мной в комментариях. Может американцы просто не заморачиваются или иначе это воспринимают.

Рекомендации Гэвина Кеннеди

Рекомендации профессора Кеннеди действительно толковые. Приведу основные из них.

  • Задача переговорщика не в том, чтобы обойти своего оппонента, а скорее в том, чтобы приблизиться к своей цели. Вероятно, первое, что нужно сделать — это выяснить, вдруг вам по дороге.
  • Поэтому важно уделить достаточно времени первому этапу переговоров: досконально прояснить диспозиции. Если это будет сделано, то переговоры пройдут успешно.
  • В переговорах нужно использовать комбинаторику. Это может выглядеть как компромисс, но на самом деле вы меняете то, что для вас не принципиально на то, что действительно важно.

  • Никогда не принимайте первое предложение, но не потому что оно не такое выгодное, как кажется. Переговоры — это идеальные условия для управления штормингом. Согласившись на первое предложение вы будете вынуждены управлять им дистанционно. Подробнее я писал об этом в статье «Секретная методика переговоров, способная свергать президентов (исторический факт)».

  • Цена сделки должна быть обоснованной и реалистичной, но она все равно остается лишь субъективной оценкой. Об этом можно почитать в статье «Цена — как более высокую цену сделать мощным конкурентным преимуществом».

  • Вы можете слегка завысить цену, чтобы потом прийти к той, которая устроит обе стороны. Об этом подробно писал Роберт Чалдини. Краткий обзор его книги можно посмотреть в статье «Психология влияния» — все что я думаю об этой книге после 30 лет работы в продажах».

  • Не надо бояться конкуренции. Всегда можно предъявить важные преимущества. О том как это сделать я писал в статье «40 фундаментальных «хотелок» B2B-клиентов — психология пирамиды Bain».

  • При получении отказа на ваше первое предложение не предлагайте сразу другие условия — пусть вторая сторона вначале озвучит своё предложение.

  • Не демонстрируйте свои эмоции — учитесь вести переговоры хладнокровно. Либо демонстрируйте те, которые продвигают вас к нужному решению. Эмоционально развитый продавец имеет хорошую фору.

  • Вот это мне нравится больше всего: Отвечайте на любое возражение вопросом: «Почему?». В начале переговоров участники разбирают роли. Опытные переговорщики ставят роли всех участников на рельсы и по отработанному сценарию приводят к нужному финалу. Вопрос «Почему?» позволяет переиграть диспозицию, если она вас не устраивает. Недавно у меня вышла статья про вопросы. Очень рекомендую!

Итого

Продавец — не тот, кто хочет продавать, а тот, у кого хотят купить. Это далеко не всегда зависит от скидок и прочих уступок. Мастерство переговоров — очень крутой геймченджер.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • А еще познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
6565
66
44
33
22
11
11
11
168 комментариев

Анекдот про Кисенджера топ😎

5

Всегда, когда хочу его рассказать, судорожно вспоминаю все ходы. Теперь буду просто ссылку давать))

4

О, дивертисмент текстом 👏

4

А видосики не заходят? Текст оставить?

4

Ох уж эти американцы

4

Они такие))

4

Костя, как находите нужный кадр из фильма? Чтоб прям в тему совпадал, поделитесь лайфхаками:)

4