A можно без ТЗ? Пишем идеальную заявку в студию разработки

«Сделайте сайт, который будет приносить 10 баксов в день» — с такой просьбой к нам пришел клиент, когда Purrweb еще не было, а наши пуррбоссы, Саша и Антон, работали как кооператив фрилансеров. Больше деталей не было. И, знаете, иногда такой запрос лучше, чем ТЗ на 75 страниц.

A можно без ТЗ? Пишем идеальную заявку в студию разработки

Меня зовут Кристина Спиридонова, я менеджер по работе с клиентами в Purrweb. Сегодня рассказываю о том, как оформить заявку в студию и сделать так, чтобы человек по ту сторону электронного ящика четко понял, что вам нужно и вернулся с чем-то полезным.

Поехали.

ЧТО и ЗАЧЕМ вместо КАК

Если долго вынашивать концепт приложения и досконально продумывать сценарии его использования, сама бизнес-идея начинает казаться очевидной. Позади куча дискуссий с женой и друзьями, продукт на сто раз прокручен в голове и уже приобрел четкие очертания. Зная концепцию от и до, многие в момент обращения в студию пропускают whole-picture уровень и начинают перечислять функционал, полагая, что фичи — это и есть контекст. На деле, это не так.

Как-то раз нам прилетела вот такая заявка:

Понятно КАК и даже ЧТО, но непонятно ЗАЧЕМ
Понятно КАК и даже ЧТО, но непонятно ЗАЧЕМ

Казалось бы, клиент навалил кучу подробностей: рассказал про функционал (отправка текста, модерация — вот это все), сориентировал по цветам. Но стоп, вам понятно для чего это нужно? A какие будут сценарии использования? Зачем человек отправляет сообщение? С какой целью текст должен выводиться на табло и для кого? Что за табло: на футбольном матче, в бегущей строке автобуса или на билборде возле остановки?

На деле, фичи и цвета не помогают ответить на самый главный вопрос: что за продукт и зачем он нужен пользователям и бизнесу? Чтобы студия могла предложить подходящее решение и предоставить максимально близкую к реальности оценку, важно видеть картину в целом, а не список фичей и требований в вакууме.

Живые сценарии использования (что и зачем)
>
Функционал и желаемые цвета (как)

Как описывать КАК

Если уже есть четкое представление будущего продукта и ну очень-очень хочется описать КАК, идеальный вариант — ссылаться на другие продукты или конкурентов.

Хочу виртуальную карту, как в Яндекс.Деньги.

Механику фильтрации, как у Авито.

Бронирование, как у AirBnB, а дизайн в стиле HeadSpace

Требования по фичам важны, но не критичны. Критично донести бизнес-задачу — как в том примере с проектом на 10 баксов в день. Вряд ли кто-то возьмется за проект с таким требованием и придумает за клиента продукт с нуля (хотя кто знает).

Пример утрированный, но очень иллюстративный — есть понятная бизнес-цель, а то, как именно лучше реализовать функционал, студия сможет посоветовать сама. Разумеется, после того, как вы сообщите о бизнес-целях, ограничениях и болях, которые продукт должен закрывать.

ТЗ иметь не обязательно

Иногда в заявке нам прилетают ТЗ на 40+ страниц с детальными требованиями ко всему, что только возможно: к эргономике, технической эстетике, защите информации от несанкционированного доступа и тд. Как правило, такие документы составлены сухо — перечисление требований и ноль контекста.

Поэтому на начальном этапе вам нужно подготовить не ТЗ, описывающее, как программистам делать приложение, а документ для менеджера студии, отвечающий на вопрос «Зачем и для кого мы делаем это приложение?» Если уложитесь в 2 страницы — идеально.

Бывает, что наличие ТЗ важно для бухгалтерии, чтобы бухгалтер мог подтвердить расход на найм студии разработки. При таком сценарии мы можем создать документ в процессе работы, например, на этапе дизайна. А еще мы слышали, от друзей наших друзей, что некоторые студии готовы подписать ТЗ задним числом и это тоже норм ;)

Сначала бизнес-требования, потом требования к реализации

Про деньги

Клиенты часто боятся оглашать бюджет, потому что видят в этом противостояние и торги — «Я вам скажу сколько у меня денег и вы накрутите цену!» Это хорошая позиция. Для турецкого рынка. В мире разработки все устроено чуть сложнее.

Как сэкономить время на выборе подрядчика? На берегу открыто сообщить об ожиданиях по бюджету — вот прям в самом первом письме. У такого подхода два жирных плюса:

  1. Если студия работает в другом ценовом сегменте → сэкономите время на емейлах и созвонах с исполнителями → быстрее найдете подходящий вариант
  2. Менеджер предложит вариант решения вашей задачи попадающий в ожидаемую сумму

Разработка софта — кто бы что ни говорил, это и про креатив в том числе. Любая фича может быть реализована разными способами. Например, вы хотите добавить в приложение real-time чатик. Оценить такой функционал можно по-разному:

  • с финтифлюшками: с возможностью отслеживать, когда человек печатает; когда прочел; ставить даты и удалять/редактировать сообщения.
  • без финтифлюшек: просто real-time чат, который, тем не менее, свою основную задачу будет выполнять.
Слева: все прелести чата. Справа: только получение и отправка сообщений
Слева: все прелести чата. Справа: только получение и отправка сообщений

Это же правило работает и для дизайна: отталкиваясь от размера бюджета, принимаются решения по внедрению сложных анимаций, добавлению сложных переходов и кастомных иллюстраций.

Не понимать, сколько может стоить разработка, и ходить по рынку, чтобы прицениться — это нормально. Держите пример из жизни:

Когда у меня возникла задача напечатать книгу в одном экземпляре, я не знала рыночных цен на типографию. Допускала, что это может стоить как 4 тысячи так и 20 тысяч. Я для себя решила, что готова потратить 8 тысяч. Чтобы разом отсеять предложения за 20К, я указала бюджет в письме и разослала его в местные типографии.

В итоге мне удалось собрать круг ребят, которые могли сделать работу, не вылезая за рамки бюджета: одни предлагали заменить твердую обложку на мягкую, другие посоветовали более бюджетную бумагу. Ожидания по затратам были оправданы, а задача закрыта.

Печать книги в типографии или разработка бизнес-идеи — понимание того, сколько ты готов в это дело инвестировать, есть всегда. Главное — поделиться собственными ожиданиями. Тогда студия предложит вам оптимальную «твердость обложки» вашего продукта.

Обсудить бюджет со студией — это сотрудничество, а не противостояние

Есть заполненный бриф, сгодится?

Студии часто предлагают заполнить бриф. Практика хорошая: заполняя полотно вопросов, клиент уже сам для себя может разложить проект по полочкам. Например, задуматься о тех аспектах проекта, которые мог упустить ранее. Может нужен оффлайн режим? Все ли роли пользователей учли: админ, может модератор, отдельный интерфейс для менеджера поддержки?

Заполнять брифы очень даже полезно. А вот рассылать бриф, заполненный для одной студии, по другим — идея не очень-то хорошая.

Так однажды обжегся один из наших клиентов. В первом письме он прислал нам бриф, который ранее заполнял для другой студии. Клиенту нужно было функциональное веб-приложение по типу Airbnb. Студия, которая ранее кидала ему бриф, специализировалась на простых многостраничниках. Что мы получили? Описание проекта с тонной пометок по цветовой гамме, разверстке страниц, флеш-анимациям.

Куча требований, которые ну вот вообще не про бизнес-задачи :(
Куча требований, которые ну вот вообще не про бизнес-задачи :(

В будущем нам тоже понадобятся цвета, но на этапе оценки разработки приложения, есть более весомые вещи, которые нужно продумать на старте: пользовательские сценарии, серверная логика, интеграции. Зачем обсуждать разверстку страницы, когда еще даже нет гипотез по монетизации приложения? Это все равно, что думать о покупке купальника для отпуска, на деньги с зарплаты, которую вы получите на работе, на которую еще даже не устроились.

Поэтому такой бриф мало поможет менеджеру студии разработки вернуться к вам с внятным ответом. Зато первоначальная студия по этому брифу подготовит классную и точную оценку на создание посадочной страницы. Но это ведь не то, за чем вы сейчас пришли, верно?

Даже если вы присылаете заполненный бриф профильной студии, нужно учитывать, что у студий может быть разный подход, специализация (а может они просто просят заполнить криво составленные брифы). В таком случае ваше собственное описание проекта в гугл доке будет помогать больше, чем заполненный вами же чужой бриф.

Будьте готовы к созвонам

Я написал понятную заявку, а студии все равно пушат на созвон

Предположим, что вы и так все это уже делаете. Погружаете в концепцию будущего продукта, открыто говорите об ожиданиях по деньгам. Этим самым вы уже сэкономили время на созвоны и встречи + влюбили в себя менеджера:)

Мы в Purrweb считаем, что коммуникация — это тоже инвестиции в проект. Уже во время поисков подходящей команды придется вкладывать время в общение. Если вы не готовы уделить пару часов в день на коммуникацию с потенциальными подрядчиками уже на этом этапе, то стоит задуматься, откуда вы будете брать время и силы в будущем.

Мы уже обсуждали огромные ТЗ, которые приходят в первой заявке. Если быть честным, студия не станет инвестировать время в разбор 38 страниц, пока не пообщается с вами лично.

Без предварительного созвона студии вряд ли сходу возьмут такую заявку в оценку
Без предварительного созвона студии вряд ли сходу возьмут такую заявку в оценку

Я понимаю, что рассказывать 6-ти студиям одно и тоже может быть утомительно. Но ваша задача на этом этапе — понять, насколько комфортно общаться с ребятами, на одной ли вы волне. Вы сможете пережить, если кассирша в Пятерочке раздражает вас одним своим видом. Но студия ваш долгосрочный партнер, и вы вправе отсеять всех, кто не понравился вам при личном общении. Самый просто способ это выяснить — поговорить вживую (голосом, а еще лучше с камерой).

В заявке сообщите, в какое время вы доступны для звонка, укажите контакты и удобный канал для связи

Живые люди — живой язык

И последнее. Когда мы с друзьями пишемся в каком-нибудь Telegram-чатике, коммуникативные навыки всегда на пике: это общение по существу и на понятном языке. По какой-то странной причине все это начинает скатываться в трубу, как только речь заходит о деньгах и бизнесе: простота теряется, а текст превращается в нечто сложное и запутанное.

<p> Сложное и запутанное — это когда перечитала два раза и все равно не въехала</p>

Сложное и запутанное — это когда перечитала два раза и все равно не въехала

Прятать контекст за трехэтажными, витиеватыми словами — это не ключ к плодотворному сотрудничеству. Это лишняя мишура, которая помешает команде въехать в суть и понять, как вам помочь. Как этого избежать? Общаться просто — вот прям на старте. Вы прекрасно справляетесь с этим дома и на работе. Поверьте, справитесь и здесь.

Пишите как говорите

Как бы выглядела идеальная заявка

Да вот как-то так, пожалуй:

A можно без ТЗ? Пишем идеальную заявку в студию разработки

Обращаясь ко всем, кто только планирует идти в студию разработки, скажу так: готовый продукт — это, в первую очередь, результат ваших собственных усилий. Цените себя и свое время, вводите в контекст на берегу и открыто спрашивайте о том, что действительно важно.

Запрос на разработку приложения — каким он должен быть?

Буду рада, если поделитесь своими мыслями и историями из жизни в комментариях.

2222
7 комментариев

Хороший вопрос. Понимание бизнес-задач помогает предложить решение, а уже потом оценку.

Часто заказчики приходят с ТЗ, которое не решает их бизнес задачи -> в итоге получается продукт по ТЗ, но не очень полезный :)

Это не наш подход: мы понимаем, вникаем и предлагаем, исходя из общего контекста. При таком раскладе, мы можем предложить решение по функциональности (как реализовать) сами.

К примеру, есть задача - оптимизировать временные затраты сотрудников на обоработку заявок. Клиент уже на старте вбрасывает ТЗ с кучей фич, которые эту задачу не решат и только увеличат стоимость продукта. Если мы уже на старте оценим проект по "хотелкам", то получится астрономическая сумма. Что получим на финише: расстроенного клиента и проект, который так и не стартовал.

Понимая задачи бизнеса, мы можем просчитать, какие инвестиции в разработку будут соразмерными. Можем управлять бэклогом: отсеивать лишнее, стартуя лишь с тем, что напрямую решает задачу и помогает быстрее окупить вложения. Именно по этой причине, мы погружаемся в контекст на старте и не кидаемся оценивать #всечтодали.

5
Ответить

Все супер, вот только не могу понять как понимание бизнес задач клиента даст данные для оценки?
Без промежуточноно ТЗ/внутренней оценки

3
Ответить

Статья хорошая, понятная. Но читая вашу статью прослеживается между строк вроде «РАССКАЖИТЕ КАК ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ СВОЙ БИЗНЕС», вы даже в примере вставили про «я планирую зарабатывать продавая лицензии..» Зачем это вам и зачем разглашать свою бизнес-модель клиенту? В том же примере - клиент достаточно понятно описал что это некий маркетплейс с некими продажами. Да, я понимаю что есть клиенты, которые невнятно раскрывают постановку задачи, но на примере с табло (я не знаю реальный он или нет) я воспринимаю текст так, словно клиент умышленно не хочет раскрывать часть своего бизнеса - скажем, от вас требуется разработать только систему получения, модерации и отправки текста обратно - остальное none of your business. Это было очень четко поставлено - понятно что оно делает, понятно как оно делает, выясняя что за табло зачем это нужно складывается ощущение что вы пытаетесь залезть в ту область, куда не нужно. Складывается впечатление что вы целитесь не на создание продуктов для клиентов, а хотите вести бизнес совместно с ними

1
Ответить

Хороший поинт. Но тут история почти как с адвокатом: Если хочешь, чтобы тебя защищали хорошо -> вывали все детали, чтобы адвокат был готов ко всему и правильно выстроил линию защиты. 

В разработке продуктов все очень похоже. Больше контекста о проекте, о бизнес модели, пользователях, проблемах -> больше шансов сделать качественный продукт с внешней командой. 

Можно ли без деталей? может быть... Мы не любим быть просто "руками" и поэтому всегда просим максимум информации. 

4
Ответить

Про деньги. Вы забываете ситуацию когда заказчику надо понять бюджет именно на то что он хочет на выходе, а не "подгонять" продукт на выходе под уже имеющийся бюджет.

1
Ответить

Это факт. Зачем бьете по больному? :) 

Однако заказчику всегда тяжело понять важность тех или иных хотелок до тех пор, пока он не знает стоимость каждой по отдельности.
Мы все-таки ребята гибкие, в таких случаях часто делаем 2 версии оценки:

1) Полная со всеми хотелками
2) Наше видение относительно бизнес-задач и функциональности, помогающей закрывать эти задачи (классически нещадно режем скоуп). 

А дальше... по ситуации! (как правило, второй вариант побеждает)

1
Ответить

Написать быстро ТЗ для более-менее стандартных задач разработки можно использовать spexfy.com . Это для тех, кто безТЗ приходит)

Ответить