Как правильно сменить руководителя в компании из троих человек? Продолжение.

Есть такая знаменитая книжка про татуировки управляющего. При просмотре “Джентльменов удачи” я впервые за много лет обратил на татуировки главного героя - так и появилось это новое прочтение эффективного руководителя в небольшой компании

кадр из к/ф "Джентльмены удачи"
кадр из к/ф "Джентльмены удачи"

Меня зовут Дмитрий, я эксперт по операционной эффективности - работаю с предпринимателями, которые хотят навести порядок у себя в компании. Мои контакты здесь.

Возможно, вам будет интересен новый ТГ-канал, где вас будет ждать примеры и размышления во время этого тернистого и не всегда простого процесса.

Содержание

кадр из к/ф "Джентльмены удачи"
кадр из к/ф "Джентльмены удачи"

Продолжение. Начало и распределение ролей - здесь.

Глава 4. Форс-мажоры.

После того, как новоиспеченная команда вылезла из цистерны, они обнаружили, что за ними увязался еще один беглец - Алибаба (фамилия).

Так всегда: происходит что-то незапланированное и в самый неподходящий момент. А тут - новый “младший научный сотрудник”, которого команда воспринимает “в штыки” (сначала его выгоняют, а потом возвращают, чтобы “не сдал”).

Здесь необходимо подметить важный нюанс: добавление в команду нового незапланированного сотрудника чревато последствиями.

Вспоминается поговорка про расширение команд (особенно, когда все, уже давно, “горит”) : девять женщин не смогут родить ребенка за один месяц!

Вся одежда пропитана цементом: “Какой хороший цемент - не отмывается совсем!” - операция под угрозой! Но наш руководитель проекта принимает решение: “Пойдем прямо так! Пусть думают, что мы спортсмены.

Лидер всегда берет на себя ответственность и принимает решение, исходя из обстановки, доступных ему ресурсов и выбирая кратчайший путь к поставленной цели.

кадр из к/ф "Джентльмены удачи"
кадр из к/ф "Джентльмены удачи"

Глава 5. С ресурсами все молодцы.

Не найдя выхода на свой контакт в милиции (т.к. оказались наши герои в другом городе) и не имея ни одежды ни денег псевдо-доцент сохраняет стойкость и невозмутимость: заселяет свою команду в гостиницу без паспортов и находит деньги на одежду. Причем для подельников последнее выглядит как ограбление.

Кто становится лидером? Тот, кто находит нестандартные решения и использует любые обстоятельства себе на пользу.

Кстати, о работе без ресурсов: собственнику иногда кажется, что сильные лидеры могут работать без использования запланированных инвестиций, достаточного времени и на одной своей энергии - это опасная иллюзия, так как именно таким образом талантливые руководители “выкручиваются” из трудных ситуаций (на одних “морально-волевых”), но всегда приходиться жертвовать чем-то (например, лояльностью своих сотрудников) и это не может продолжаться бесконечно, потому что всегда приводит к выгоранию.

Лидер по-отечески следит за порядком (не ругает без дела, а заходит исключительно через мотивацию: “Если не хотим снова за решетку! Если мы хотим до шлема добраться!”, следит за обстановкой в команде, культурой речи, отсутствием “склок”.

На сама деле, это искусство: в сложной обстановке думать еще и о других - это навык настоящего лидера и руководителя (эмоциональный интеллект). Оставаться верным цели, добиваться результата (целеустремленность).

Мне импонирует позиция нашего руководителя проекта - он заботиться о людях (ставшей, уже, своей команде - он живет в тех же условиях, есть и тратит свои собственные ресурсы не только для достижения цели, но и для самих людей, в том числе, что немаловажно, проявляет заботу и человеческое отношение. Прямо как у Л.Н. Толстого Пьер Безухов полностью ассимилировался и ел у костра вместе с солдатами, в отличие от графа Болконского):

  • он требует “индульгенции” для своей команды - чтобы на них не распространялось увеличение срока содержания под стражей за побег;
  • перераспределяет ресурсы по необходимости, а не по старшинству (шубу, подаренную профессором лично Трошкину, отдает Косому);
  • делает официальный запрос через милицию и находит жену Хмыря, пишет ей и получает в ответ от нее письмо, которое передает Хмырю с подарками на Новый Год.
  • находит работу в детском саду, которая не противоречит его личным моральным принципам, и элегантно преподносит это подельникам как очередное “дело”.
кадр из к/ф "Джентльмены удачи"
кадр из к/ф "Джентльмены удачи"

Глава 6. Джентльмены, удачи! (обращение к собственникам)

Фильм содержит еще много сцен и ситуаций, заслуживающих внимания.

В заключении (теперь звучит двусмысленно) хочется поговорить о том, как действовать собственнику при необходимости замены руководителя.

Естественно, в компании могут возникать совершенно различные ситуации при неопределенных заранее обстоятельствах, поэтому предусмотреть абсолютно все не получиться. Да и нет такой цели, на самом деле.

Стоит подбирать людей, которые разделяют ценности компании и готовы вкладывать свой ресурс для ее развития.

Как правильно подбирать команду - тема отдельной статьи.

Из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры” И.В. Сталин

Так вот, как сменить руководителя в команде из трех человек? Собственник должен понимать, что если лидер не эффективен и безынициативен, то надо его менять. Причем самому легко стать тем самым узким местом, которое “тормозит” развитие бизнеса!

А при правильной стратегии, эффективный лидер (руководитель) способен сместить / заменить, даже, фактического полномочного руководителя.

Если представить стиль управления и подход к организации бизнеса в виде прямой, то на одном конце окажутся безвольные собственники, которые идут “на поводу” у команды, на другом конце - жестко-директивные, а примерно посередине будет та самая операционная эффективность.

Герой Е.П. Леонова очень многогранен, по праву, как и сам великий актер - наслаждаться оттенками его игры можно и нужно бесконечно!

В этом фильме сыграли одни из лучших актеров, а мы с вами можем только преклоняться перед их талантом и каждый раз подмечать что-то новое, как и сама жизнь - они учат нас очень многому, главное обращать на это внимание!

Пишите свои любимые фильмы и моменты из них в комментариях.

Мои контакты здесь. ТГ-канал.

99
22
11
11
18 комментариев

Хорошо подобранной командой во главе с сильным и эффективным лидером надо дорожить во всех смыслах этого слова. Экономить на этом очень недальновидно. На мой взгляд прибавка к жалованию за выслугу лет очень справедлива))

1

Не все основатели это понимают / принимают: когда бизнес только стартует и является стартапом все процессы прозрачны, все замотивированы и всех все устраивает. А спустя некоторое время, когда компания проходит очередной виток развития, становится все не так прозрачно. Иногда компания, уже, поменялась, а Руководство это не замечает / не осознает - тогда нужна помощь со стороны.

1

Мне кажется, что в любой ситуации важно сохранять баланс. С одной стороны, нужно быть достаточно жестким, чтобы принимать решения и двигаться вперед. Но также важно не забывать о людях и создавать в компании благоприятную атмосферу.

1

Вы абсолютно правы! Скажу больше, все предприниматели так и думают, но без консультаций со стороны не всегда в начале пути видны проблемы и их предпосылки, а потом, когда, уже, "выстреливает" становится гораздо сложнее разрешать ситуацию (затраты ресурсов другого порядка: энергии, времени и денег), чем можно было изначально.

Стоит подбирать людей, которые разделяют ценности компании и готовы вкладывать свой ресурс для ее развития.

Точно. Даже не поспоришь )

1

да, вот только как их таких в компанию находить?

Спасибо! Годами выверенный тезис)